Британская "Гардиан" об открытии Олимпиады

Кублог публикует перевод статьи корреспондента британской газеты «Гардиан» Шона Уолкера о церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи. Первоисточник статьи можно прочитать здесь.

Владимир Путин доволен утонченно-сюрреалистическим взглядом на русскую историю

Церемония Открытия Зимних Олимпийских игр была проникнута национальным духом, но с долей психоделики и утопического взгляда на историю.

Сидя на трибуне в консервативном пальто с меховым воротником, Владимир Путин не сдержал широкой улыбки, когда на стадионе «Фишт» погасли огни. Его роль, ограниченная Олимпийским уставом, оказалась против обыкновения второстепенной и свелась к одной фразе, в которой он объявлял Олимпийские Игры открытыми. Но торжествующая улыбка на его лице стоила тысячи слов. Для него это две значительнейшие недели в его политической карьере.

Если не принимать во внимание технические накладки с олимпийскими кольцами, Игры начались очень впечатляющей церемонией открытия, в которой российская история, поданная с красочной пышностью, предстала мифологизированной и полной грез, а размах представления оказался под стать подготовке к самим Играм.



Церемонией Открытия завершился очередной теплый и солнечный день в Сочи, и ей предшествовало часовое шоу для уже собравшихся на стадионе, оно не транслировалось по телевидению ни в России, ни за границей. По какому-то сюрреалистичному стечению обстоятельств — возможно, непреднамеренному — большая часть часа была посвящена гей-теме. Места участников были окрашены в цвета радуги, первая же исполненная песня оказалась песней группы Queen «We Are the Champions», а за ними выступал женский дуэт «Тату», чья песня на лесби-тематику «Нас не догонят» была популярна в начале 2000-х.

Тату вышли на сцену, одетые во что-то, напоминающее школьную форму, и держась за руки. Хотя обе женщины позже рассказали, что лесбиянок они изображали по совету менеджера в качестве пиар-хода, тем не менее они активно поддерживают гей-сообщество в России. Режиссер церемонии сказал, что «Тату» были выбраны потому, что это одна из немногих российских групп, известная за пределами России, и именно их музыка играла, когда российская команда вышла на арену.

Но центральным событием вечера стало сделанное с большим вкусом, завораживающее, местами сюрреалистическое путешествие по российской истории, режиссером которого выступил Константин Эрнст, генеральный директор государственного телеканала. Началось оно с психоделической панорамы куполов и кружащихся самоваров, после чего из моря к нам вышел русский царь-реформатор, Петр Великий. Потом была небольшая балетная постановка на тему «Войны и мира», а затем мы перенеслись в Советскую эпоху.



Нашим глазам предстал, вероятно, самый притягательный образ Советского государства из всех, что я видел: сверкающие полированными боками старинные лимузины, разъезжающие по стадиону, вырастающие из-под земли небоскребы в стиле арт-деко и счастливые рабочие, которые дружно трудятся в едином порыве, пока острые, абстрактные углы конструктивизма 20-х годов уступают дорогу огромным серпу и молоту, которые движутся к центру стадиона с противоположных его концов.

Утопизм 20-х годов и энтузиазм индустриализации более поздних советских лет были визуализированы совершенно блистательным образом. Конечно, тут не нашлось места ни для Иосифа Сталина, ни для «Гулага» и чисток 30-х годов, и у кого-то, возможно, и вызвало раздражение то, что это выглядело как приукрашивание системы, при которой пострадало так много людей. Но это же праздник, так что выбор был — или вовсе проигнорировать этот период, или заострить внимание на его самых эстетически впечатляющих сторонах.

Да и вся церемония была на удивление лишена ура-патриотизма, которым часто сопровождаются экскурсы в российскую историю. Единственным показанным нам правителем был Петр Великий, а о Великой Отечественной войне (так здесь называют Вторую Мировую войну), которая при Путине стала объединяющей национальной идеей, было всего лишь упоминание. Было эстетическое изображение российской истории, а не идеологическое.
Режиссер шоу, Константин Эрнст, и сам сказал, что хотел показать миру подлинную картину страны и ее народа, «настоящих русских, не затронутых десятилетиями пропаганды и холодной войны».



В Зимних Играх принимают участие спортсмены из 88 стран — рекордное количество — и они выходили очень бодрым шагом из открывшегося в полу отверстия, а следить за ними было на удивление интересно, потому что шествие неожиданно превратилось в захватывающий модный показ, в котором стильная небрежность серых спортивных курток у французов сочеталась с совершенно чумовыми красными шортами у четверых товарищей с Бермудов.

Интересно было смотреть и тем, кто наблюдал за церемонией с экранов. Путин сидел между председателем олимпийского комитета Томасом Бахом и российской бобслеисткой Ириной Скворцовой, которая чуть не погибла во время несчастного случая в 2009 году, но теперь почти оправилась. Государственный канал показал и то, как Дмитрий Медведев (который сейчас, говорят, в немилости) мирно дремлет.

В речах, которые последовали после шоу, идейных завихрений было больше. Бах опять взялся за мировых лидеров, которые проигнорировали Игры, а глава организационного комитета Дмитрий Чернышенко сказал, что «Сочи сломает стереотипы и покажет миру новую Россию».



Эта мысль проходила красной нитью через все разговоры об Олимпийских Играх у всех высших должностных лиц — что они должны помочь в создании нового образа России, о которой, как они подозревают, сложилось плохое мнение не из-за бессчетного количества реальных проблем (из которых закон о гей-пропаганде занимает далеко не первое место), а из-за какого-то русофобского заговора.

После того, как Путин объявил Олимпийские Игры открытыми, восемь человек (среди которых были дирижер Валерий Гергиев и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова) вынесли на стадион олимпийский флаг и подняли его рядом с российским триколором под олимпийский гимн, который исполняла Анна Нетребко. Затем пятеро знаменитых спортсменов обежали стадион и зажгли олимпийский огонь — гигантский факел за пределами стадиона.



Перевела специально для Кублога Полина Скурихина.

PS: На момент публикации перевода статья собрала на сайте газеты более шестисот комментариев. Популярным предметом для обсуждения стала тема сталинских репрессий, отсутствие которой, видимо, не слишком понравилось автору статьи Шону Уолкеру.

Из комментариев:

SocalAlex:
«Надо же, а я как-то пропустил тот кусок на открытии олимпиады в Лондоне, где говорилось о зверствах британской империи в колониях и о покорении „аборигенов“ по всему миру.

Может, я просто невнимательно смотрел, но что-то мне подсказывает, что Дэнни Бойл тоже это „выкинул“!

Черт возьми, если так призадуматься, то в Пекине нас оставили и без упоминаний о миллионах смертей во время „большого скачка“, а все „коренные американцы“, которые появлялись на открытиях в США и Канаде в разные годы, выглядели так счастливо и довольно, что мы все преспокойно могли забыть, что практически все их предки были жестоко истреблены в ходе сознательной компании на уничтожение коренного населения. (Тоже самое относится к Сиднею и аборигенам...)

Честно, можно подумать, что у вас какие-то двойные стандарты, что ли...»



OirishMartin:
«Церемония Открытия в Лондоне тоже была весьма „утопической“. История британской музыки, например, была представлена как одна сплошная радужная вечеринка с танцами и никаких упоминаний о борьбе за расовое или гендерное равенство. Упомянули промышленную революцию, но даже не заикнулись о том, как скверно Британская Империя относилась ко многим народам, которых поработила.

Церемонии Открытия не предназначены для того, чтобы стать площадкой для возгласов типа „Да, знаешь, что-то у нас сплошной отстой“, так почему люди ждут, что Россия вдруг скажет: „Да, ну вот такие мы козлы, геев гнобим, а еще “Гулаг» у нас был" — вот это мне совершенно непонятно".

Большинство остальных комментариев к статье в основном является вариациями на ту же тему.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • IgorTkanov
  • написано
***. Ели б не смотрел сам — нихрена б не понял. Ни размаха, ни великолепной организации, ни Великой истории.
У них снова *** и *** права, Президент как царь и прочая ***.
Статья — очередной шлак. А зачем это здесь разместили?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Игорь, просьба не ругаться на Кублоге.

Полина, спасибо за перевод.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • IgorTkanov
  • написано
Виноват, накипело, исправлюсь!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • T32202
  • написано
Детский сад…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • T32202
  • написано
Автор статьи в Гардиан просто *** и русофоб. Комментаторам зачот, абсолютно согласен!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
Причем тут русофобия?
Между тем, было заметно, что тема СССР далась устроителям нелегко и баланс они попытались поддержать в ней. В этом смысле сталинскую эпоху нарочито не стали обелять, зато отыгрались на послевоенном времени.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • T32202
  • написано
Ладно, был не прав. Не русофобия, а попытка найти к чему придраться, просто потому, что это Россия, а журналюга британский. Козел, одним словом.

PS: Что?! На Кублоге еще и материться теперь нельзя? О_о
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
А я не заметил особых придирок. Хотели бы придираться — было бы про кольцо и спящего Медведева. А тут попытка аналитики. Причем вполне разумная, ибо показ советского времени на открытии вправду допускает разные трактовки.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • zatmeniee
  • написано
Статья как статья, но… «более шестиста комментариев» Гм? Шестисот, шести сотен, уважаемые! Не первый раз вижу ошибки в кублоговских статьях, как так…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Спасибо, zatmeniee. Исправили.
Не первый раз вижу
Всегда пишите:) Делайте нас лучше.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.