Белая и черная коррупция

Что рождает и как убить коррупцию — об этом 20 февраля в конференц-зале отеля «Платан Южный» научно рассказывал кандидат психологических наук Александр Ковальский, имеющий большой опыт работы помощника депутата.

Организатор открытой лекции с темой «Психология коррупции» — Краснодарская краевая общественная организация «Антикоррупционный консорциум». Руководитель проекта — Ирина Дубовицкая (она же — руководитель ККРОО Выпускников Российских вузов).

В зале были бизнесмен Владимир Мартышин, общественный деятель Михаил Джурило, представители газеты «Аргументы и факты» и торгово-промышленной палаты Краснодарского края. Всего — около 15 человек.



«В действительности, чтобы подготовить эту лекцию я написал более 80 листов, содержащих не только теорию, но и практические рекомендации по борьбе с коррупцией», — сказал вначале лектор Ковальский. Всем пришедшим выдали конспект его выступления.

Коррупция бывает белой и черной, рассказал Александр Ковальский. Белая – это осознаваемое обществом и принимаемое им явление, черная – осознаваемое и неприемлемое явление, которое стремятся ликвидировать. Белая хуже, чем черная.
Согласно выводам Александра Ковальского, наиболее коррумпированными структурами в современной России являются пять организаций:

  • Министерство обороны РФ (а также подведомственный ему Спецстрой),
  • Министерство транспорта (а также Росавтодор),
  • Минэкономразвития (а также Росимущество и Росреестр),
  • Министерство здравоохранения и социального развития (Ростпотребнадзор),
  • Министерство финансов (в первую очередь Департамент бюджетной политики, Росстрахнадзор и Федеральное казначейство).

Выступающий цитировал русского историка Василия Ключевского и немецкого философа Георга Гегеля, американского психолога Леона Фестингера (автор понятия «когнитивный диссонанс») и нашего современника, российского врача и психолога Михаила Решетникова (автор книги «Психология коррупции: утопия и антиутопия»).

Один из наиболее запоминающихся выводов, сделанных Александром Ковальским, относится к мотивации коррупционеров.

Дело в том, что коррупционное поведение имеет несколько мотивов: с одной стороны, взяткополучателем движет корысть — это видимая и наиболее известная причина; с другой стороны, глубинный мотив заключается в реализации игровых мотивов коррупционера. Это означает, что человек, берущий взятку, интересуется не столько деньгами как таковыми. Он бессознательно играет роль, в которой ему нужно придумывать схемы, строить планы, скрывать полученную выгоду. Для него это мощный заряд энергии.

«Такого коррупционера вам ни один полиграф не расшифрует!», — уверяет Ковальский.




Озвученная лектором формула для определения вероятности принятия положительного решения выглядит так:
ER = S – pD, где

S – субъективная оценка выгод от взятки,
P – субъективная оценка вероятности наказания,
D – субъективная оценка потерь от наказания.

ER – ожидаемый чистый доход от взятки может быть: а) равен 0, б) быть отрицательным и в) положительным. В случаях а и б, чиновник не возьмет деньги, в случае в — возьмет.

Слушатели задавались вопросом, как приблизить показатель ER к нулю. Поступил ряд предложений: автоматизировать выдачу разрешительной документации на местах, перемещать сотрудников, принимающих решения, между подразделениями, организовывать показательные увольнения, поднимать заработную плату чиновникам, открывать линию «телефона доверия».
Тут зашла речь о взятках для получения должностей.

«Знаете, сколько стоит должность Федерального судьи в Прикубанском округе города Краснодар?, — спросил лектор у собравшихся, — 20 тысяч евро. И платить нужно не в Краснодаре». А чтобы занять теплое место в ГИБДД, нужно заплатить от 2 до 10 тысяч евро.



Сколько же в России коррупционеров? Точной цифрой не владеет никто. Но Александр Ковальский привел статистику, по которой 70% госслужащих могут взять, а могут и не взять (вспомним формулу ER). Оставшиеся 30% делятся на тех, кто не возьмет никогда, и тех, кто сомневается.

«Задача каждого государственного учреждения – выяснить при приеме на работу соискателя, к какой группе он принадлежит, и далее принимать решение о приеме на работу», — строит идеальные схемы Ковальский.

Два часа, отведенные на лекцию, уже закончилось, но когда участники услышали знакомое имя председателя Законодательного собрания Краснодарского края Владимира Бекетова, о времени забыли все. Его фамилия прозвучала не случайно.

«Общественная экспертиза законопроектов является обязательной процедурой, реализацией этой функции должна заниматься Общественная палата. При ЗСК аккредитованы научные организации, которые и проводят экспертизу законопроектов», — сказала Кублогу Ирина Дубовицкая.


В соответствии с законом Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2786-КЗ публичные слушания назначаются актом высшего исполнительного органа государственной власти края – Законодательным собранием.



«Общественные слушания, созданные для осуществления прозрачных торгов и тендеров, программ по утверждению бюджета и комплексной застройки населенных пунктов, должны проводиться не для галочки, как это делается сейчас», — отметил Ковальский.

В чем же выход? Как ликвидировать коррупцию? Ответ – в просвещении. Обучать и говорить с простыми людьми о коррупции нужно много и системно, привлекать СМИ к освещению фактов осуждения коррупционеров, не позволить ей стать белой.

Следующая лекция «Антикоррупционного консорциума» по теме «Ротация кадров» состоится в марте.

Побывала на лекции Наталья Мацко.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AleksandrKovalskiy
  • написано
поправка… должность федерального судьи в Прикубанке (аналогично в других судах) стоит не 20 000, а 200 000 евро… не правильно законспектировали…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AleksandrKovalskiy
  • написано
что касается Бекетова — пока наши общественные организации только декларируют свою готовность участия в общественной экспертизе нормотворчества, Владимир Андреевич уже выстроил сильную систему таковой экспертизы,, благодаря своим контактам с нашими высшими учебными заведениями и высококлассными специалистами из них. Уверен, что проблемы как такой не существует… К сожалению, сами общественные организации пока «спят» и не готовы начать работать… Надеюсь, что Общественная палата будет тем локомотивом, который сдвинет инерцию наших, пока ещё слабеньких, общественных организаций и задаст тот вектор движения и развития институтов гражданского общества, который приведет их к реальному участию в общественной экспертизе нормативных актов всех уровней
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.