Финальная серия «Мистера Фримана»: до ужаса бессмысленно

31 мая в «Типографии» состоялся показ финальной серии анимационного веб-сериала Mr.Freeman. На оффлайн просмотр интернет-проекта с лучшими ожиданиями отправился кинообозреватель Кублога Денис Юрьев. Оправдались они или нет — об этом в его репортаже.

В последнее время я стал несколько чаще натыкаться на некий зрительский отклик, суть которого можно уместить в небольшом предложении: «этот ваш кинокритик какой-то злобный, желчный, у него похоже авитаминоз и хроническое отсутствие женского внимания». Поэтому уходил с мероприятия я в крайне расстроенных чувствах — хотелось в кои-то веки написать материал, полный лучей добра, розовых зайчиков и восторженного улюлюканья. Но не судьба.

Даже еще страшней — писать-то, в этот раз оказалась практически не о чем. Для тех, кто несколько не в курсе предмета сегодняшнего пылкого обсуждения, дам небольшую культурно-историческую справку. В те далекие времена, когда канал «Дождь» был лишь объектом несбыточных мечт Анны Шафран, главным рупором креатива и экспериментов была питерская радиостанция «Серебряный дождь». И еще в 2007 году на ее аудиальной сцене появился проект со странным названием «Фрэнки-Шоу», который стал, пожалуй, главным манифестом победившего постмодернизма на медийном рынке России тех лет.


Суть проста: среднестатистический житель сумасшедшего дома по имени Фрэнки страдает шизофреническим расстройством в терминальной стадии. Вместо того, чтобы грезить себя Дубровским и Егором Гайдаром в одном лице, каждый день он просыпается в роли знаковой исторической личности, начиная с Мэрлин Монро и заканчивая президентом Кеннеди или Навуходоносором. Слушателям нужно было угадать, в какой же роли он проснулся сегодня.

Именно с этого крайне элитарного проекта была полностью слизана форма подачи, а очень часто и текстовое наполнение появившегося на просторах русскоговорящего интернет-сегмента Мистера Свободного Человека. Вот только до уровня гротескного заигрывания со зрителями, концепта вседозволенности разума, пылающего в катарсисе игры в безвременье и прочих составляющих своего продуманного и в высшей степени талантливо сыгранного прародителя, ему было очень далеко.

По сути, Фриман — это такое «Фрэнки шоу» для бедных, которое рассказывает простые догмы навроде «культ бабла — это плохо, ребятки», «правительство использует вас», «не будь частью большинства, создай в своем мозге культурную революцию», и прочие потуги, похожие на монологи Капитана Очевидности. Но пипл, как говориться, схавал. Поэтому шоу просуществовало несколько лет и в итоге пришло к логическому завершению, которое мы и наблюдали в Типографии.


Не сказать, что придя на показ я увидел вокруг себя аншлаг, но людей, желающих посмотреть на последний аккорд истории интернет-глашатая набралось достаточно. И вот, после вступительной речи, коей позавидовал бы сам любитель лаконичности Антон Чехов, мы раскрыли свои глазки, для того чтобы увидеть настоящее психологическое откровение. Но вот незадача — в первые полчаса долгожданного показа зрителям предложили ознакомиться с ретроспективной главных моментов шоу стопроцентно притянутым за уши отчетом о проделанном.

И уже тут стало понятно, что на самом деле, после всей этой череды погашенного в зародыше протеста и ретроспективы пропажи в душах населения потенции что-нибудь изменить, все слова Фримана стали казаться еще более банальными и какими-то вовсе ненужными. Даже к самым преданным фанатам пришло осознание, что ничем кроме необычной анимации и чувства визуального стиля здесь уже больше не поживиться. Заключительная же серия выглядела как сожженный сумасшедшим Нероном Рим — красиво, но до ужаса бессмысленно.

— Это все? Может быть там есть еще один кусочек?
— Дайте проверю… Нет, это точно все.

Голос с последнего ряда: «Похоже, они и правда исчерпали себя».


— Анимация прикольная.
— И почему он всем так нравился, если он вылитый КЭП???


После этого гула словесных выпадов, вздохов, и шарканья кедами в сторону выхода, я вышел покурить на лестничную клетку и задумался: «Почему они вообще решили доделать это шоу, к которому массовый зритель потерял интерес еще года полтора назад?». И зачем дорогие организаторы устроили этот показ? Они же несомненно видели итог этой трепещущейся агонии. Ответ прост: не всем дана главная черта любой уважающей себя кошки — умение вовремя уходить. Ты либо сгоришь на пике славы и уйдешь на покой легендой, либо останешься никому не интересным Иосифом Кобзоном, надевающим на голову шутовской колпак вместо парика.

Учитывая повсеместное разочарование показом и отбытие доброй части зрителей по домам, задерживать все на полтора часа — не лучший способ сохранить дух веселой тусовки. Не очень-то и хотелось, честно говоря.

Денис Юрьев

Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Roman8
  • написано
Разве в нынешних реалиях не возбраняется курить на лестничной площадке, Денис?
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Показ был 31 мая, так что норм, господин полицейский
  • avatar
  • Roman8
  • написано
Денис, я рад, что вы законопослушны)
  • avatar
  • patron
  • написано
Странно, что заведение, котрое причисляет себя к культурным, и претендует на «иные» события, транслирует этот нафталиновый поп-продукт. Вся прелесть Фримэна в анимации (но не фестивальной) и голосе Демчога. В остальном культурная ценность проекта в рамках гэгов вконтакте и фишки.нет
  • avatar
  • f0xxhunta
  • написано
Полноте, 95% населения так и не слыхали о проекте. «Физрука» смотрите, лол
  • avatar
  • patron
  • написано
А вы, видимо, из тех 5%, которые Фримэна смотрели, и Физруком не гнушаются, раз на него ссылаетесь)). В вашу защиту скажу, что не вижу разницы между Физруком и Фримэном. Оба проекта на одну аудиторию. Разница лишь в теме повествования, а инструментарий и культурная ценность одинаковая.
  • avatar
  • delfindrom
  • написано
По вашему, этой аудитории надо дальше показывать Физрука? А я вот считаю, что лучше ей смотреть Фримена. И ценность этого проекта, главным образом, не в анимации и голосе Демчога (что тоже несомненно), а в том, что это важные истины сказанные словами масскульта для покаления залипшего в своих айподах. Не для всех же «эти истины» прописные, как для вас, элитарный вы наш. Пусть проект и умер, но проект шикарный. И может статься он посеял свои плоды.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.