Культура на культуру денег не дает

21 июня на сцене Музыкального театра в Краснодаре состоялся гала-концерт пятого международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет Мира».

Сам конкурс проходил с 12 по 19 июня в зимнем театре Сочи. Там из 70 юных дарований строгое жюри отбирало самых-самых в двух возрастных категориях (младшая – средние и старшие классы хореографических училищ, примерно от 13 лет и старшая – артисты балеты до 22 лет), а дипломанты, лауреаты и, конечно же, обладатель Гран-при приехали покорять краснодарскую публику. Несмотря на то, что в зале остались свободные места, юные артисты были встречены зрителями, можно сказать, жарко.

Зал не жалел аплодисментов, когда на сцене танцовщики выдавали сложные па и контакт артист-зритель был налажен с самого первого номера программы, которая, кстати, состояла из двух отделений. Сам Юрий Григорович на гала-концерт приехать не смог. Бросилось в глаза и то, что никто из высокопоставленных людей города и края не осветил своим вниманием сие мероприятие. По субботам, видимо, не до культуры. Хорошо, если только по субботам.



В антракте мне очень захотелось пообщаться с организаторами этого конкурса, и я рискнула заглянуть в приемную руководителя всей «Премьеры» Татьяны Гатовой, где застала ее и организатор конкурса Сергея Усанова в хорошем расположении духа. Они согласились принять меня и ответить на вопросы. Мы очень душевно и увлекательно поговорили о… футболе.

Я задала вопрос о трудностях, с которыми сталкиваются организаторы международного конкурса. Спрашивала, а сама думала: «Зачем?» Ведь ответ мне был известен и без этой беседы. Хороших молодых артистов балета в России, да и не только в России, растят добросовестно. Желающих проверить свои силы в этом уже именитом конкурсе в этот раз было больше, чем планировалось. Пришлось даже устраивать предпросмотр, дабы не растягивать сам конкурс на две недели.

Трудности у нас с культурой. Точнее, с отношением к ней. Вот мы и философствовали о том, почему нашим футболистам, которые, кстати, плохо играют (не открыла Америку, да?) платят ах, какие гонорары. А вот провести международный конкурс и поощрить талантливую молодежь, которая, кстати, хорошо танцует, средств нет. А ведь эта молодежь потом, а кто-то уже и сейчас, как например, победитель конкурса, Олег Ивенко, представляет нашу страну и школу русского классического балета во всем мире. И это наша великая гордость.



Спросила и о будущем юных лауреатов. Оказывается, некоторые из них уже примы именитых театров, таких как Мариинский, Михайловский, и прочие. А кто-то только будет замечен и приглашен в труппы. Татьяна Гатова сказала, что с радостью предложила бы контракты некоторым из них, так как считает, что свежая кровь может привнести что-то новое и интересное в репертуар местного балета.

А на вопрос, отслеживают ли организаторы судьбы предыдущих призеров конкурса, Сергей Усанов закидал меня таким списком имен и их новых побед, что вместо того, чтобы вникать в «театры-награды-партии», я диву давалась, сколько же их прошло уже, через предыдущие четыре конкурса!

Самым болезненным стал вопрос о финансировании. Ему мы, наверное, и посвятили всю беседу. Сколько нужно, сколько просили, сколько пообещали, сколько дали, сколько дали после того, как все пороги обстучали, сколько не хватило. И вновь вернулись к зарплате футболистов.



Было очень душевно и интересно, только началось второе отделение, и я попросилась отпустить меня посмотреть на победителя.

Несмотря на красоту линий, высоту прыжков и легкость в исполнении вариаций, происходивших на сцене, меня никак не оставлял наш разговор. Я рассуждала сама с собой о том, на чем может заработать Русский балет. Идею мне подсказала Одиллия — во время реверанса мне представилось, что она подняла взгляд и произнесла: «Я стираю свою пачку «Лаской магия черного»». А дальше круговорот идей: Марат Садыков, обладатель серебряной медали, так высоко летал над сценой в своих больших прыжках и так игриво улыбался публике, что так и просился баннер «Ред булл окрыляет». А милая Редисочка из балета «Чиполлино» запросто могла сойти за рекламу свежих овощей, скажем, для «Белой дачи».

Все это, конечно, шутки. Только где взять средств на поднятие культуры, если культура на культуру денег не дает — вот такая тавтология.

А еще я вырвала из рук желающих взять автограф обладателя Гран-при этого года. Олег Ивенко родом из Украины, где окончил Харьковскую хореографическую школу. Ныне — артист Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Олег мне сказал, что победа в «Молодом балете мира» была его целью, к которой он долго шел. На прошлом конкурсе он завоевал серебро и тяжелая работа над техникой привела его, спустя два года, к победе.



— А что дальше? — Полюбопытствовала я.
– А дальше жизнь. Есть мечта, но ей нельзя делиться, иначе не сбудется. Хочу побывать в разных странах, поработать в различных балетах, примерить на себя разные партии. Любимых нет. Ни балетмейстеров, ни ролей. Я хочу попробовать себя во всем, – рассказал Олег Ивенко.
— Вы так одинаково виртуозно исполняли и классические вариации, и современную композицию под Земфиру, а что все-таки ближе? Классический или современный танец? – Интересуюсь я.
— Классический. Пока…

Подготовила Ольга Р.

Комментарии

  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Э… а танцевали то как?

Да и о деньгах это было в контексте цен на билеты? Театр сначала выставил цены до 1200, а потом подумал и удвоил до 2500. При таких ценах удивляться пустым местам в зале, мягко говоря, странно.
  • avatar
  • roman_m
  • написано
На культуре бабла не срубишь. Ну разве что распил отпущенных государством небольших денег на уровне кабинетов. Далее дело не идёт. А артисты сами спляшут чего-нибудь и музыканты сами сыграют что-нибудь. Им деваться некуда :)
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Инвестиции в культуру дают дивиденды только в долгосрочной перспективе и совсем не в деньгах. К сожалению что местные власти, что те повыше к пониманию этого пока не дошли. Но надежды терять не стоит. Вот дошло наконец, что с историей не стоит шутить. Глядишь поймут, что и поддержка культуры дело государственных приоритетов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.