Найк Борзов: "Не надо себя обманывать"

11 сентября в «Рок-баре» отыграл Найк Борзов — человек, имя которого известно практически каждому, кто мало-мальски интересуется отечественной музыкой. Шоу было частью российского тура Найка, посвященного презентации альбома «Везде и Нигде», который вышел 15 апреля. О сайд-проекте Killer Honda, эстраде, русской музыке и русском мате — в нашем интервью с музыкантом.

Вы не так давно приезжали в Краснодар с Killer Honda. Какие у вас впечатления о том концерте?

Угарно было, хороший был концерт. Если позовут, еще приедем.

Как вообще проходит этот тур?

Отлично, все концерты проходят на ура. С разными дорожными приключениями, но все отлично. Публика чудесно встречает.

Большая ли для вас разница между сольными концертами и концертами в составе Killer Honda?

Конечно. Песни разные, я играю в коллективах разную роль. Правда, не очень получается совмещать работу в разных проектах. Чтобы что-то было хорошо, нужно этому посвящать все свое время, а когда начинаешь раздваивать и растраивать внимание, ничего хорошего не получается. Поэтому с Killer Honda сейчас небольшая пауза, я занимаюсь своим туром, Максим (Максим Шевченко, гитарист Killer Honda — прим.) пишет альбом со своей сольной группой. Тем более, Killer Honda изначально не была чем-то основным для нас — просто процесс дико увлек и на этих щах мы насоздавали столько материала. Сейчас мы постепенно, не торопясь, собираемся раз в месяц и пишем какие-то новые песни. Главным все же является сольное творчество, все остальное – полосами.



Кроме Killer Honda, была «Инфекция», «*** забей», другие проекты. Сейчас для вас актуален материал этих групп?

Не всегда. Например, в разного рода матершинных проектах я больше не участвую и не записываюсь. Разонравилось мне говорить и петь, используя эти слова. Я не отношусь плохо к этой части русского языка, к связанному с этим творчеству, но сам в этом принимать участия не хочу. Возможно, этот период у меня продлится недолго, а, может, не закончится уже никогда.

Много ли для вас значит популярность этих проектов?

Совершенно нет. Это уже прошлое. Нет смысла заниматься тем, чего уже нет. Я иногда оцифровываю некоторые вещи, выкладываю в разные сообщества в интернете. Кому интересно, тот и слушает.

В одном из интервью вы говорили, что для вас творчество — как сеанс психоанализа. Создаешь композицию и забываешь о какой-то проблеме или наоборот?

Это просто увлекает. Про психоанализ — это образно, конечно же, я с помощью музыки не лечусь. Все в сумме происходит: ты отдаешь, ты получаешь. Энергия очень важна: и в этой области, и в жизни. Музыка — это вообще религия.



Вас как композитора не напрягает, что люди на концертах требуют только самые популярные трэки?

Ну, что поделаешь с людьми. Любят, в основном, то, что везде крутят — вне зависимости от художественной ценности. Но есть люди, которые ходят на концерты, слушают, что я играю. А это не только шлягеры, но и просто разные песни из разных альбомов. Так называемые, мои «шлягеры» меня веселят, бодрят. Сейчас у меня новая концертная группа, мы исполняем все это с юмором.

Многие сейчас говорят, что в последние годы у молодых российских групп налаживается дело с турами по стране. Дмитрий Спирин (вокалист группы «Тараканы!», автор книги «Тупой панк-рок для интеллектуалов» — прим.), например, писал, что это вообще для молодой группы нонсенс — сделать полноценный тур. На ваш взгляд, есть какая-нибудь динамика в этой области?

Когда он писал эту книгу, не было интернета. Ситуация кардинально изменилась, книгу сейчас можно воспринимать как относящуюся к какому-либо времени, просто переживания определенного человека. Многое устарело, сегодня все проще. Молодым музыкантам помогает та же цифровая дистрибуция. Сейчас основная проблема – переизбыток информации. Люди просто не успевают, не хватает сосуда, чтобы эту информацию впитать, переварить.



Что, на ваш взгляд, могло бы исправить ситуацию?

Возвращение к какому-то аналоговому созданию, чтобы процесс создания музыки сложнее происходил, чтобы не было такого, что каждый может дома что-то сооружать. Возможен и второй вариант, не знаю… уничтожение половины населения земли, или что-то вроде того.

Выход на виниле последних релизов (и “Outside” Killer Honda, и «Везде и Нигде» Найка) связан именно с этим стремлением к «аналоговости»?

Нет, альбом просто выходит на всех современных носителях. Винил возвращается, я сам его слушаю. Собственно, это одна из причин, почему я выпускаю альбом на виниле – самому хочется, чтобы в коллекции была моя пластинка.

Есть что-то на российской музыкальной сцене, что вы никогда не сможете принять?

Да много чего. Собственно, зачем говорить о говне, оно всегда на поверхности. Надо быть глупым и тупым, чтобы не обращать на это внимания, вестись на эту хрень. Даже говорить не хочется, это все просто не достойно внимания. И тем не менее, «этого» — 90%, в эстраде так называемой. Очень долгий разговор получится.



Как вы относитесь к тому, что сейчас все еще очень популярна точка зрения «все русское в музыке — плохо»? Люди часто теряют интерес к музыке, как только слышат слова на русском языке.

Связано это с тем, что до сих пор очень мало русской музыки, качественной, интересной и оригинальной. Последние лет 20 это так, если не больше. Наверное, это основная причина: люди уже не верят, что кто-то способен здесь что-то создать, что кто-то способен делать что-то интересное, на мировом уровне. Музыка есть, нужно просто дать ей возможность быть наравне с той же попсой. Организовать, чтобы на радио и ТВ все это шло параллельно, тогда люди смогут выбирать, что они хотят слушать. Тогда будет популярность у андеграунда. Во всем мире андеграунд на самом деле уже никакой не андеграунд, даже на самые смурные и нойзовые вещи собирают толпы народа. Сейчас все продуманно, понятное дело, что содержание на каналах продиктовано не гуманными соображениями. Опять же, это долгая тема.

Важно для вас выражать свой мир именно в словах? Взять подход того же Moon Duo, который вы упоминаете в одном из интервью — там работа скорее с саундом, а не с лирикой.

Я люблю музыку, а текст воспринимаю как дополнительную информацию. Музыка — это основа, голос – еще один инструмент. Он также подвержен разным обработкам, еще чему-то. Я люблю музыку на английском языке, там больше собственно музыки. Moon Duo мне уже поднадоели, у них не очень много материала, тексты простенькие. Это не страшно, очень много людей поют несложные тексты и никто от этого не обламывается. У меня тоже такие тексты есть.

Согласны с утверждением, что российская эстрада популярна именно потому, что в ней на первый план выдвинуты слова?

Там просто понятная рефреновая (рефрен в музыке – главная тема композиции, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения — прим.) история в написании песен. Делается то, что уже много раз «выстреливало». Ничего нового не придумывается, берется определенный стандарт, который работает, пишется рефрен, который садится в мозг. Это технология написания песен, в этом нет честности, но это собирает стадионы. Потому что это зомбирование. Каждый звук, нота, вздох, — все настолько грамотно продумано, что цепляет сразу. Секс, задницы, сиськи – все из этой серии, никакого стремления к русским словам в этом нет, не надо себя обманывать.


Сразу после концерта мы спросили о впечатлениях одного из зрителей, который пожелал остаться неизвестным:

Это третий концерт Найка, который я посетил. В этот раз была презентация нового альбома. Я понимаю, что его никто не слушал, поэтому все песни с диска были перемешаны со старыми: новая песня, потом старая. Сам Найк постоянно порывался танцевать. Один раз даже поимпровизировали, выдали немного нойза. Видимо, прошлые проекты, вроде «Инфекции», еще близки Найку.


Подготовил Никита Горбань.
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
Оооо… второй вариант про уничтожение половины части человечества особенно актуален! К 2030 году человечеству необходимо создать 600 млн. рабочих мест, чтоб хоть как то избежать нашествия голодных безработных. Жаль что многие так и не думают о макроэкономике.
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
Если будет желание, почитайте о Викторе Сергиенко (позывной – Кошастый). Чумовой мужик. Он приготовился к тому нашествию, о котором вы говорите. Например, закупил пять тонн соли для своей семьи. На случай голода. Вероятно, уже хорошо вооружился. Впечатляет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.