Валера: "На Кубани очень много бесплатной культуры"

Фото Дениса Яковлева. Кублог

Если вы часто ходите на выставки и лекции об искусстве, то наверняка знаете Валеру. Высокий мужчина средних лет появляется практически на всех открытиях, предстоящие мероприятия записаны убористым почерком в его толстом блокноте. Валера знает о тех событиях, о которых иногда не знает даже Кублог, при этом мужчина не пользуется интернетом. На одном из недавних мероприятий журналисту Кублога Анастасии Володченковой удалось расспросить Валеру Скрипченкова о том, для чего он посещает все выставки, кем работает и что думает о современном искусстве Краснодара.

Чем вы занимаетесь в жизни и почему на все выставки ходите?

В отношении работы я, можно сказать, себя не проявил. Я работал простым ночным сторожем 16 лет, читал литературу, которую люблю. Ночью никто не мешает, эта работа помогает познать себя, разобраться в себе. Я во главу жизни всегда ставил свои увлечения. Раньше у меня была работа — я ездил на гастроли с музыкантами. В молодости сам занимался художественной фотографией, делал пейзажи, применял усложненные методы фотопечати, пока пленочная фотография была в практике. Потом ее вытеснила цифра, и вот я за фотоаппарат уже не брался 25 лет. Сейчас, чтобы развлечься, хожу на выставки картин, фотографий, на концерты.

А на гастроли ездили в качестве кого?

Обычным монтировщиком сцены работал — ставил аппаратуру, а во время концертов то дымовые завесы делал, то следил, чтоб металлисты не лезли на сцену. У меня скромная должность была, она меня устраивала. Многого от жизни мне не надо, все необходимое на Кубани есть.

С какими коллективами работали?

В 85 году я начинал с группой «ШоуТон». Уже через две поездки эта группа распалась, а я нашел работу в рок-группе «Аверс», она и до сих пор существует. Десять месяцев с ними гастролировал, потом перешел в группу «Кубаночка», был в краснодарской Филармонии такой женский коллектив. Чуть позже меня перевели в Музыкальный театр ТО «Премьера». Так получилось, что на этой работе я повредил поясницу, мне нельзя было тяжелое носить. С тех пор пришлось очень разборчиво к работе подходить.



А сейчас вы что делаете?

На данный момент я без работы, так получилось, что вышел раньше своих лет на пенсию. Я инвалид второй группы, поэтому бесплатно хожу в музеи, выставочные залы. Деньги на работу не гонят, я по натуре малым довольствуюсь.

Сколько вам лет?

45.

Откуда вы узнаете обо всех событиях, которые происходят в городе? Ведь вы не пользуетесь интернетом.

Иногда на такой вопрос хочется ответить своему окружению: «спросите что-нибудь полегче». Обычно я запоминаю, когда закончится выставка в каком-то музее и незадолго до закрытия звоню и спрашиваю, что будет на этой площадке дальше. Часть информации доходит из газет, из рекламных плакатов. Пользуюсь журналом «Собака» — он лучше всего освещает искусство по сравнению с остальным глянцем. Иногда друзья и знакомые подсказывают.

На какие мероприятия вы ходите, а какие игнорируете?

Я игнорирую те мероприятия, на которые дорого стоит билет. Нам, инвалидам, многое предоставляется бесплатно. На Кубани очень много бесплатной культуры. Игнорирую я, по большому счету, крайности в искусстве: не люблю политику, религию в том смысле, в котором она разжигает рознь, не люблю пошлость, картины, на которых воспевается человеческая низость. Я не хожу на такие мероприятия. Не на все мероприятия могу попасть, их очень много проходит ежедневно. Я когда два выберу, когда три в день.

Фото Валентины Гольцберг. Кублог

Получается, событийная жизнь в Краснодаре бьет ключом?

Иногда я устаю от этого. Не могу каждый день ходить по выставкам с обеда до вечера. Иногда хочется погулять больше, почитать, в библиотеке посидеть, посмотреть иллюстрированные журналы. Этот мир давит, столько всего отрицательного здесь происходит, что хочется где-то погреться, развлечься благотворно, а не то что тройной одеколон по зауглами пить. Хочется наслаждаться, в хорошем смысле этого слова.

А художественную литературу читаете?

Современные книги я не могу назвать художественной литературой, они одноразовые — детективы, убийства, изнасилования. Много книг, которые находятся в ТОПе, посвящены негодяям. Ну зачем такое читать? Чему такая литература может научить? Она не дает ничего ни уму, ни сердцу.

Фото Бориса Мальцева. Кублог

Как вы вообще относитесь к современному искусству в Краснодаре? Какое оно?

Я оцениваю его положительно процентов на 70. Я говорил, что не люблю крайности и ужасы, ну а так в современном искусстве много оригинальности, много придумывается нового — стилей, способов подачи. Современное искусство сейчас смешанное, не всегда произведения можно отнести только к живописи или только к фотографии. Сейчас уже подключились другие техники, появилось много стилей. Если пару веков назад стилистика менялась, скажем, раз в 50 лет, то сейчас каждые 5-10 лет новый стиль появляется. Каждый стиль можно назвать и так, и по-другому. Зачастую, ни один искусствовед разобраться не может, тем и интересно современное искусство. Это другой мир. Я, привыкший к классике, изначально приходил в галереи «Цикада» и «Лестница», и словно в другой мир попадал.

Из последних выставок, какие произвели наибольшее впечатление?

Запомнилась выставка Михаила Шемякина. Его метафизика выражена и в скульптуре, и в живописи, в графике, фотографии. В Краснодар приезжает не так много художников с мировым именем, нам за счастье такие выставки. Еще Репина выставляли, Никаса Сафронова, голландскую живопись XVII века.

Фото Василия Смирного. Кублог

О сегодняшней выставке что можете сказать?

Хорошие работы, авторы — три молодые девчоночки, им еще трудиться и трудиться. Работы интересны тем, что здесь много пейзажей, природы. Я сам раньше занимался пейзажной фотографией, природа на картинах и фотографиях обладает побуждающей силой, заставляет вытащить себя из дома, поехать в парк, нарвать ягод, трав питательных. Я, бывало, после пейзажной выставки шел на гандбол во дворец спорта «Олимп», смотрел матч, а потом шел в лесопарк за крапивой, из которой варил крапивный плов. Ел его и думал: меня искусство побудило вывести себя из дома и приготовить такое блюдо.

Вы еще и спортом интересуетесь?

Частично. Я раньше часто ходил в парковые зоны, поля, читал справочники лекарственных растений. Потом все парки обошел, зимой на лавочке особо не посидишь — стал ходить во дворец спорта «Олимп», потом как-то пресно стало. В 2011 году начал ходить на выставки, впервые пришел на вернисаж в галерею «Сантал», зацепился за искусство. Сейчас, можно сказать, закопал спорт.

Как за четыре года изменилась организация и подача выставок?

Галерей стало больше, они прибавляются с каждым годом, но и убавляются быстро. Выставки начали проводиться в ресторанах, бутиках. Например, я посетил один вернисаж в «Космотеке». Дальше мне не придется его посещать, там, к сожалению, не желают меня видеть.

Почему? Я замечала, что вы приходите и на мероприятия для прессы. Как организаторы к этому относятся?

Строго говоря, эти мероприятия закрытые, но в некоторых местах мне разрешают присутствовать. Но не все так. В некоторых залах такие проблемы возникают, что потом месяцами ходишь обиженный, переживаешь.

Фото Валентины Гольцберг. Кублог

Где плохо относятся? В «Космотеке»?

Да… В «Сити-центр» тоже, вот хуже всего относятся там. У них очень привередливая охрана. Меня из «Сити-центра» выгнали четыре раза. Мы ходим с товарищем, так его тоже уводят. Мы уже идем по отдельности, будто не знаем друг друга, чтоб если одного выгнали, то хотя бы другой посмотрел. Но бывали случаи, когда все равно обоих выводили. Охранник смотрит — чуть одежда не соответствует, какой-то надрыв на обуви — все, без объяснения причин уводят.

Прямо из торгового центра выводят?

С выставочной площадки. Бывает, уводят так, что вообще приходится здание покинуть, бывает, с нижнего этажа можно послушать. «Космотека» меня тоже не любит. Но там так получилось, что я сам виноват. Я немного выпил и покурил перед тем, как прийти на выставку, поэтому теперь они думают, что я алкоголик. Но это не так, мне много пить нельзя по здоровью. Обидно было. И еще одна нездоровая ситуация случается постоянно в Центральном выставочном зале. Мне директор этого заведения дал бесплатный пригласительный абсолютно на все выставки, а кассиру и старшему смотрителю это дело не нравится, они хотят, чтоб я платил.

Почему вы не пользуетесь интернетом? Это принцип?

Он у меня духовное отторжение вызывает. Когда он вошел в моду, это так захватило умы людей, этот информационный смог, много фальши, грязи. Лучше этим не пользоваться. Также на него учиться надо — это все деньги, время.

Беседовала Анастасия Володченкова

Читайте также:

Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • dr_khizhnyak
  • написано
Наконец-то нормальный материал.
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
Мне тоже текст понравился.
  • avatar
  • Sheeva_sheeva
  • написано
Интересный человек!
комментарий был удален
  • avatar
  • Gusak
  • написано
С удовольствием прочитал!
  • avatar
  • LarisaPoznyak
  • написано
Интересно почитать было
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.