Как клуб анонимных литераторов спаивали дешевым вином

Чем отличается литературный вечер в Краснодаре от собрания клуба анонимных алкоголиков? Отсутствием анонимности, — скажете вы и будете абсолютно правы. И если алкоголики ищут возможность выговориться и коллективно мечтают о том, чтобы завязать, то смысл большинства литературных встреч в нашем городе вряд ли выходит за рамки взаимной ласки «тонкой душевной организации» ее участников. У обезьян это называется взаимным «грумингом», в интернете – обменом лайками. Философ Ролан Барт говорил о «смерти автора», но в пространстве краснодарской литературной среды ничего, кроме раздувающегося авторского эго, просто не существует.

Однако мероприятие, прошедшее вчера в «Типографии», не совсем попадало в подобный канон литературных вечеров. В цитадели краснодарского современного искусства состоялась презентация питерского литературно-критического журнала «Транслит». Новый номер «Транслита» местной публике представляли культуртрегер-активист Денис Куренов, поэт Фёдор Смоляков и Александр Гончаренко, занимающийся исследованием русского авангарда в искусстве.



Пару слов о самом журнале. В этом году «Транслиту» исполнится десять лет, за которые он успел пройти долгий путь – от самиздатовской инициативы увлеченных студентов до одного из самых влиятельных изданий о теории и практике литературы на русском языке. Презентации «Транслита» проходят не только в Краснодаре и Санкт-Петербурге, но и в Москве, Париже, Киеве, Берлине, Белграде, Амстердаме и Риге. И даже в Самаре и Новосибирске. Главный редактор «Транслита» Павел Арсеньев получил в 2012 году за своё детище престижную премию Андрея Белого. В этом же году он собственной персоной презентовал один из номеров журнала в Краснодаре. Вот, что он об этом вспоминает:

«В вашем городе публика показалась мне чрезвычайно заинтересованной и даже въедливой, пришло большое количество симпатизирующей молодежи, а авторы постарше как раз пытались говорить с критических позиций, но это тоже чрезвычайно важно, чтобы не расслабляться».



Увы, в этот раз большого количества «заинтересованной» и «въедливой» молодежи мне увидеть не удалось. Но обо всем по порядку. Краснодар стал первым городом (даже раньше родного Питера), в котором представили свежий номер «Транслита». Презентация началась со слова главного редактора, с которым связались при помощи скайпа. Павел рассказывал об общей концепции номера, тема которого звучит так: «Литературный труд, конфликт, сообщество». Уже во время его пятнадцатиминутной речи первые зрители (всего их было чуть больше 20-ти) стали покидать мероприятие. Причина довольно простая – незнакомых с журналом людей сразу окунули в холодную воду «дискурсов», «реляций» и «экспликаций», к которой они оказались попросту не готовы. Вместо ликбезовского просвещения речь главреда «Транслита», скорее, напоминала обращение к клубу посвященных, который едва ли выходит за пределы людей, выступающих с докладами на презентации.

Нарочитая интеллектуальность присутствовала и в остальных выступлениях, в перерывах между которыми организатор презентации Денис Куренов пытался всё же склонить аудиторию к тому, чтобы она задавала вопросы. Откликались немногие – наверное, лишь те, кто смог понять хоть что-нибудь из довольно сложных тем, которые поднимали докладчики. Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю непонимания у зрителей, организаторы угощали слушателей дешевым вином, возможно, благодаря которому в «Типографии» и царила весьма дружелюбная атмосфера.



Закончился вечер повторным скайп-соединением с главредом Павлом Арсеньевым, которому были заданы несколько вопросов. Симптоматично, что вопросы ему задавали не оставшиеся немногочисленные зрители (у них вопросов попросту не возникло), а сами докладчики. Во время этого междусобойчика я и покинула мероприятие. Что заставило остаться немногих остальных (а презентация шла более двух часов) – загадка. Возможность посмотреть на экзотичных людей, говорящих на птичьем языке современной философии? Дешевое вино, разливаемое организаторами? Или всё-таки искренний интерес к этим сложным и запутанным темам? Можно сказать только одно: мероприятием остались довольны как минимум три человека, они же — докладчики и организаторы. Было видно, что тема их действительно увлекает, и говорили они не без страсти. А свободный вход на мероприятие (как и несколько проданных экземпляров «Транслита») вряд ли позволяет говорить об их финансовой заинтересованности.

Подводя некий итог презентации, можно сказать, что литературный мир Краснодара, если таковой всё-таки существует, — это мир крайностей. С одной стороны, у нас бессмысленные взаимоласкания армии имени Полозковой, а с другой – играющие в бисер интеллектуалы, которые хоронят здравый смысл под потоком «дискурсов», «реляций», «экспликаций» и дешевого вина. И в этом мире самый радикальный жест – говорить простыми словами о сложных вещах. Пока это не получается ни у первой, ни у второй стороны.

Анна Карамазофф
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • MirroPuazon
  • написано
Дешевое вино в тексте упомянуто аж четырежды. Господа литераторы, вам что слабо было скинуться на какую-нибудь винтажную Вдову Клико? За что вы так с публикой?
  • avatar
  • ToT
  • написано
Три раза в тексте.
  • avatar
  • MirroPuazon
  • написано
И еще раз в заголовке. Прощу простить неточность коммента.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Теперь все сходится )
  • avatar
  • denis_kurenov
  • написано
оно вообще-то 300 рублей стоило) и было довольно неплохим) а если бы уважаемый автор купил журнал, то мы бы всех угощали «Вдовой Клико»)
  • avatar
  • elephantAnykey
  • написано
все те же, все там же…
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
«Взаимоласканий»… Блеск!
  • avatar
  • SergeyAsoskov
  • написано
автор не поняла концепцию Ролана Барта
Какой позор
  • avatar
  • YnBoBo
  • написано
За подобные названия нужно бить всю редакцию кочергой по голове.
  • avatar
  • ToT
  • написано
YnBoBo , приходи с кочергой, мы будем ждать ))
  • avatar
  • f0xxhunta
  • написано
Снобизмом пахнуло, определенно.
Нет же понта ожидать свершений от литературной тусовки, например, Краснодара; поколения сменяют одно за другим, как и названия альманахов. Был, например, тот же «Новый Карфаген», сейчас «Транслит»… а дешевое винище остается. На месте организаторов вообще можно было б зажать его, пусть со своим приходят.
  • avatar
  • wellson
  • написано
Когда графоманство не приносит финансов, жизнь становится несправедлива, а гении остаются непонятыми. Поскольку профессия сталевара или чумазика, погружающегося с фонарем на каске на сотни метров в шахту с углем, может нанести непоправимые мозоли от труда на неоперившиеся ладошки поэтических эстетов, появляется унылая гримаса на лице, на котором только заколосился светленький пушок усиков, на молодой белой псевдоаристократичной коже. Мы погружаемся в уныние, мы остаемся непонятыми, и спасет нас всех — объединение в один конгломерат богемной поэтической псевдоэлиты, ставящей ставки на последний козырь – дешевое вино! Но и оно не спасает! Кризис непонятого гения……спасет лишь только биржа труда или созидательный плуг в изнеженные ручки. Пахать, господа и только пахать! Работать и только работать!
  • avatar
  • belecky
  • написано
И как это поможет? Был такой крупный поэт, Щировский. И на заводе работал, и на фронте погиб в 41-м. Как его это спасало от осознания того факта, что при жизни он как поэт не был востребован?
  • avatar
  • denis_kurenov
  • написано
Никто из участников презентации не пишет ни стихотворений, ни прозу. В статье написано, что Федя Смоляков — поэт, но это не совсем так. Он, так сказать, «ученый»(кандидат философских наук) и его интересует только прагматическая сторона существования поэтического текста. Мне бы очень хотелось, чтобы на презентацию пришла как раз «литературная тусовка» Краснодара, но её, к сожалению, не было. Наверное, они взяли «созидательный плуг в изнеженные руки»))

Но если мы когда-нибудь всё-таки разродимся литературой и решим создать литературное объединение, то назовём его «Псевдоаристократическая кожа поэтической псевдоэлиты»)) Спасибо вам)

Я, кстати, несколько лет работал на стройке) Не помогло)))
  • avatar
  • denis_kurenov
  • написано
И интересно наблюдать за собственными метаморфозами. Ещё год назад в «Кублоге» писали, что я «типичный представитель „золотой молодежи“, а теперь понизили до „играющего в бисер интеллектуала с дешевым вином“. Что ещё раз подтверждает упомянутое в манифесте положение, что „Кублог“ — это „творческий акт в режиме онлайн“ с борхесовским садом расходящихся тропок смысла))
  • avatar
  • ToT
  • написано
Денис, просто ты растешь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.