Юрий Быков: Чиновникам сердце подсказало обворовать полстраны

16 марта режиссер фильма «Дурак» провел творческую встречу с краснодарцами. Кублог взял интервью у Юрия Быкова и узнал о том, почему «Майор» — самая важная для него работа, почему он абстрагируется от истории Алексея Леонова и на чьей судьбе основан фильм «Волонтеры».

Режиссер приехал, чтобы провести первую встречу киноклуба «Зеркало» по приглашению краснодарского отделения Союза кинематографистов РФ и Краснодарского госуниверситета культуры и искусств. Встреча со слушателями была назначена на 16:00. Кублог приехал раньше и пообщался с Быковым лично.

Встреча была назначена в кафе, внутри кинотеатра «Болгария». Режиссер сидит спиной к людям, но я все равно слышу, как некоторые перешептываются – узнали. Подхожу к столику, режиссер начинает представляться по имени и отчеству, но сбивается: «Юрий Быков, в общем!».


Сегодня в кинотеатре покажут ваш наиболее удачный фестивальный фильм «Майор», а не «Дурак», который хорошо известен в народе. Вы как режиссер разделяете свои фильмы на те, которые нравятся больше, и те, которые меньше? (список наград и номинациях на фестивалях можно посмотреть здесь)

Мне еще далековато до выбора любимой своей работы, потому что у меня их всего три, если не считать короткометражку «Начальник» и два полностью снятых сериала. Я не могу сказать, что «Майор» — любимый фильм, но он определенно самый кинематографичный. Первая работа («Жить» — прим. ред.) была сделана «на ощупь», я был совсем не уверен в себе и еще не знал деталей производства. Удалась работа с артистами и сама история, но с точки зрения кинорежиссуры это довольно сырое произведение.

А вот «Майор» — это пока мое самое дорогое достижение. Я к нему очень долго шел: сначала не давали деньги, я начал съемки практически за свой счет и на голом энтузиазме, в который никто не верил. Мы сделали эту ленту с ребятами, которые были очень молоды — тоже непосвященные, неиспытанные, небитые. Для меня это очень дорогая картина как событие.


«Дурак» делался на ощущении спокойствия, уже с пониманием того, что работает, а что нет, как сделать производство. Все было налажено, мы работали вместе с Алексеем Учителем, он во многом помогал. Это была довольно простая, ремесленная (в смысле производства) работа, поэтому мы чуть-чуть расслабились, и она получилась менее кинематографичной. Хотя по посылу и, что мне удивительно, с точки зрения сарафанного радио оказалась более значимой, чем «Майор».

Мне не обидно, но досадно, что «Майор» остался менее заметным, чем «Дурак». Как фильм это более удачная работа, мне кажется.

О ленте «Волонтеры», которая выйдет в следующем году…

«Волонтер»! Или «Волонтеры»? А, Бог с ним. Я пока не знаю, как будет в итоге, может даже название сменится. Может, назовем «Шофер».

В одном из интервью вы говорили, что это будет картина «для российского зрителя, потому что правда о событиях на Украине западного зрителя и западного критика не интересует». Почему вы так считаете? И интересует ли правда россиян? Как показать эту правду?

Существует геополитическое столкновение между Россией и Западом – это абсолютно точно. Я уже человек более или менее взрослый, по крайней мере, относительно понимания мира и того, как он устроен. И я понял, что деньги правят миром. Никакие ни идеи, ни государственное устройство, ни национальные интересы, а просто деньги. На Украине происходят события, которые спровоцированы столкновением денежных интересов. И потом уже все остальное. При очевидно пророссийском Януковиче все недовольство украинцев сгустилось, и люди решили его сбросить. Затем началась гражданская война, потом решили на этой волне найти внешнего врага — Россию и русский язык. Вот поэтому в глазах Запада наше правительство — агрессор, а русские — чуть ли не фашисты. Противоречий столько, что на данный момент приходится выбирать, на чьей ты стороне.



Когда мы задумывали картину, референсом было «Дитя человеческое» Альфонсо Куароно. В этом фильме показано государство и революционеры, а еще мир, который доходит до того, что люди перестали размножаться. Появляется женщина, способная родить, и все пытаются использовать ее в своих политических целях. Главный герой спасает эту женщину с ребенком, чтобы просто сохранить жизнь. И вот, когда мы узнали о некоем человеке Алексее Смирнове, который возит гуманитарную помощь на Украину и увозит оттуда тысячи детей и стариков, мы подумали, что сквозь призму биографии этого человека можно показать то, что действительно является важным – человеческую жизнь, а не политические взгляды.

Это утопическая попытка примирить два народа, которая наткнется и разобьется об айсберг накопленной ненависти. По крайней мере, мне хочется показать, что «русскость» – это не фашизм, и я настаиваю на этом. Важно то, что это делает оппозиционный режиссер. С другой стороны, меня могут очень быстро переписать в правительственные подпевалы. Как бы то ни было, мне хочется показать, что в России могут существовать оппозиционно настроенные люди, но абсолютно прорусские, а не прозападные.

К столику подходит профессор КГУКИ Георгий Гиберт, показывает и бегло обсуждает с Юрием Быковым статью о фильме «Время первых».



Можете рассказать о «Времени первых» какие-нибудь подробности? Пока известно немного — продюсерский состав и то, что это будет фильм о выходе Алексея Леонова в космос.

Сейчас мы заметили, что в статье о фильме режиссер не указан. Я с большим уважением отношусь к (Евгению — прим. ред.) Миронову как к артисту и организатору этого проекта, к (Тимуру – прим. ред.) Бекмамбетову, они выступают продюсерами фильма. Я в чем-то даже одобряю, что меня не позиционируют как автора проекта, потому что очень четко разделяю коммерческое и некоммерческое. Я вынужден заниматься коммерческим кино, потому что авторское делаю на альтруизме. А поскольку я взрослый мужчина, мне все-таки нужно зарабатывать. В данном случае сразу было обговорено, что я выступаю функционером, это обуславливает определенные компромиссы с продюсером. Тебе указывают направление, в котором нужно сделать работу, и ты выполняешь волю продюсеров. Мне лестно получить такую объемную производственную работу, но я не фонтанирую от возможности перейти в стан мейнстримовых коммерческих режиссеров. Это профессия, ремесло и не более.


Недавние фильмы о светлых моментах в истории нашей страны были, очевидно, нацелены на поднятие ура-патриотизма, и в них не всегда соблюдались факты. Во «Времени первых» будет соблюдаться историческая справедливость, или возможны допущения?

Есть спорные исторические события, например, котел подо Ржевом. На такие события можно посмотреть с точки зрения нужд государства или с точки зрения правды. А выход Леонова в космос – это очевидный факт. Сергей Павлович Королев это подготовил, а Алексей Архипович Леонов воплотил в реальность. Это глобальный момент для человечества, но на самом деле это камерная история нескольких людей. Здесь нет подоплеки, которую можно перевернуть. Можно сказать, что Леонов не выходил в космос, но это трудно, потому что существует хроника. Кстати, фильм будет 3D, абсолютный интертейнмент, если хотите — героический байопик.

Юрий, в ваших фильмах российская действительность показана суровой, в общем, какой она и является…

Нет-нет, я приехал в Краснодар, оказывается, не все так плохо! Это я думал, что в Рязани сурово, а здесь нормально! Солнце светит. (Смеется)


Что все-таки, по-вашему, делать человеку в наших реалиях?

Я думаю, что человеку надо делать то, что он делал всегда. Любить свою маму, жену, ребенка. Исходить из этого, прежде всего, а дальше – сердце подскажет… хотя нашим чиновникам оно подсказало обворовать полстраны.

Беседовала Анастасия Марченко
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.