Тимур Халилов: "В цыганском мире каждый занимается тем, что его род умеет лучше всего"

Фото Анны Бурлаковой. Кублог

О том, кто такие современные цыгане, Кублог поговорил с политологом, общественником и одним из лидеров цыганской культурной автономии Краснодарского края Тимуром Халиловым. А началось все с того, что редакция Кублога вызвалась помочь краснодарскому фотохудожнику Анне Бурлаковой организовать съемку серии о современном цыганском таборе. Анна Бурлакова и Тимур Халилов встретились в редакции Кублога на Красной, 69. Во время обсуждения фотопроекта Кублог не устоял и взял у Тимура интервью.


Мы обсуждаем возможность съемки цыганского табора. Но, собственно, существует ли еще настоящий табор где-то на территории Краснодарского края?

Думаю, в Краснодарском крае мы найдем не классический табор, а места компактного проживания цыган. Причем, чаще всего несанкционированные места их проживания вызывают особый интерес у правоохранителей. По понятным причинам.

Тебе, наверное, всю жизнь задают вопросы про цыган, которых мы видим на вокзалах?

Конечно. Я сам столкнулся с темой вокзала очень интересно. Со своей одногруппницей еще студентом ехал в Геленджик на какой-то музыкальный фестиваль. Лето, автовокзал, ко мне подходят два цыганенка с детскими наивными глазами и просят «Дядя, дай денюжку». Участковый стал отгонять этих пацанов. И тут меня поразило, что один из этих мальчиков вдруг превратился в равнозначного по статусу с этим участковым собеседника и сказал ему: «Слышишь, у меня три необработанных рейса. Соберу – поделюсь, а пока не мешай». И опять — мне, детским голосом: «Дядя, ну дай».

А ты дал?

Денег я давать, конечно, не стал. Они все равно достанутся их «бригадирам» и этому нечестному участковому. Я купил им мороженного, соков, чипсов. Они поели, порадовались.
Да, меня такие цыгане часто не признают, пытаются даже мне погадать. Но я отвечаю на цыганском языке, и они убегают.

Фото Анны Бурлаковой. Кублог

Это правда, что цыгане попрошайничают не потому, что им нечего есть, а потому, что должны пройти своеобразную школу жизни и профессии? И что живут они в богатых домах?

Не все люди, которые занимаются попрошайничеством, живут в богатых домах. Есть и случаи реальной бедности.
Но вообще, такой момент существует. У меня есть знакомая, которая ездит на дорогой машине «Ягуар» и при этом в каждом кафе за счастье считает украсть пепельницу. У нее дома коллекция. Я говорю ей: «Ты же можешь купить себе завод по производству пепельниц». Но вот ей так нравится.

А какие виды деятельности выбирают честные цыгане?

В России проживает порядка 70 субэтнических групп цыган, и они достаточно различны даже по отношению друг к другу. Это проявляется в выборе конфессии, в степени религиозности, в стилистике одежды, в наличии своей лексики, и в том, чем они занимаются.

Когда вы делите цыган на светских и маргинальных, вам кажется, что не-маргиналы все одинаковые. Но есть те, кто честно торгует известью, а есть те, кто занимается наркобизнесом. Разным группам цыган свойственны разные роды деятельности. Что исторически свойственно одним, то не станет занятием других.

Фото Анны Бурлаковой. Кублог

Все они понимают, что в цыганском мире на чужой территории могут проиграть соплеменникам, будет стыдно. И поэтому каждый занимается тем, что его род умеет делать лучше всего. Цыгане Средней Азии умеют прекрасно продавать известь: с этим полезным ископаемым у них любовь. В Румынии есть те, кто занимается ковкой металла, обработкой котлов, — они прекрасные кузнецы. Это люди труда, и там даже мало артистов.

А твоя семья с какой специальностью связана?

Я из крымских цыган. Мой прадед приехал в Темрюк, мой отец и все его дети, включая меня, а также племянники ходили в одну школу — там каждый знает Халиловых.
Папа – танцор, хореограф. Мама – домохозяйка. Мы – их дети — первое поколение в роду, которое стало заниматься интеллектуальным трудом. Все у нас всегда были танцорами, певцами, музыкантами.



Папа нас маленьких тоже тестировал для сцены, увидел, что в нас что-то есть, но не на том уровне, который ему был нужен. Он-то выступал в Москве, много раз участвовал в проектах совместно в Юрием Григоровичем, был на восточно-социалистическом аналоге Евровидения – Интервидении. Но нам сказал: «Чтоб ноги вашей не было на сцене, вы — люди из другой области».

И ты стал политологом.

Моя первая старшая сестра Тамара ушла в медицину, работает в Москве косметологом. Второй брат работает в Ростове-на-Дону нотариусом. Еще одна сестра вышла замуж за татарина, работает фармацевтом на заводе в Казани. Я окончил наш КубГУ. Хотя была, кстати, возможность поехать учиться в МГУ: я выиграл всероссийскую олимпиаду по обществознанию и имел золотую медаль в школе. Но меня не отпустила мама.

Ого. Ты младший в семье?

Младший, четвертый. Я был провинциальным ребенком из Темрюка, делать ничего не умел, даже посуду мыть. Занимался только учебой. Мама думала, что я не смогу выжить в городских джунглях.
Она до сих пор пытается меня контролировать: когда я дома, когда не дома, почему лекция так поздно закончилась. Но на самом деле я говорю маме спасибо за то, что она не дала мне уехать. В Краснодаре я себя чувствую хорошо. А что было бы в Москве неизвестно.

Ты не женат?

Еще рано. Мне 26.

Мама тоже так считает?

Мама говорит: «Ты умный, теперь можешь решать сам».

А после какого возраста у цыган принято вступать в брак?

Сейчас уже индивидуально. Но в целом мальчикам – позже, а девочкам можно очень рано. Среди котлярских цыган есть примеры 13-летних невест. Мой папа украл мою маму в 28 лет. Ей было 18.

А что, надо обязательно красть?

Не обязательно. Просто он так решил. Украл у родителей.

Твоя невеста тоже будет цыганкой?

Я конкретно кого-то еще не рассматривал, но вопрос национальности не будет в приоритете. Наша семья современная и светская. В ней выбор можно делать какой угодно.

Фото Анны Бурлаковой. Кублог

Мой дядя женат на русской, занимается ковкой по металлу, он член союза художников России, живет в Якутии. Двоюродный брат — в Ростове, тоже женат на русской. А его родная сестра нашла себе там русского жениха.

Бывали случаи, когда тебя обижали за твою национальность?

В моем случае ни разу в жизни не было примеров дискриминации. Вообще, если копнуть историю по этому вопросу: первое упоминание цыган на Кубани зафиксировано профессором Николаем Бугаем при атамане Рашпиле. За цыганами был закреплен определенный земельный надел, и казаки их не дискриминировали.

Любой нации выставляют счет: кого вы можете предъявить из великих. Кого цыгане в России предъявляют?

Известных людей много можно назвать, но не все говорят, что они цыгане. Например, один из лидеров юниорской сборной России по фигурному катанию Иван Бариев – цыган. Если говорить о творческих людях, то, конечно, это весь состав театра «Ромэн». Моя троюродная сестра Ольга Дроздова, супруга актера Дмитрия Певцова, в свое время приехала из Владивостока в Москву, и вот стала актрисой в этом театре. Ведущая «Первого канала» Юлия Зимина – тоже цыганка. Среди цыган, которые воевали в Великой Отечественной войне, было 11 героев Советского Союза. Так что цыгане повсюду.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.