Последний раз редактировалось
Интервью. Археолог Михаил Лунев: "Это кладбище древних меотов"
◀▶
Раскопки под Елизаветинской вызвали ажиотажный интерес в сети и выплеснулись в массовое посещение места проведения археологических работ рядом с трассой Краснодар – Темрюк. Кублог поговорил с начальником экспедиции Михаилом Луневым и узнал, чьи скелеты и вещи удалось обнаружить археологам, а также что означают эти находки для современников.

Расскажите подробнее о погребении, оказавшемся под прицелом внимания археологов и туристов?
Это грунтовый некрополь, то есть кладбище древних меотов. Их племена известны по писанным греческим и римским источникам. Проживали они на большой территории современной Кубани. Их городища тянутся практически непрерывной цепочкой от станицы Марьинской до станицы Тбилисской и дальше по рекам Лаба и Белая.
Наш некрополь относился к так называемому Елизаветинскому городищу №2. В самой станице Елизаветинской есть еще городище №1 – крупнейший на Кубани памятник федерального значения.

А давно известно про городище?
С 1966 года. И уже в 1978 году археолог И. Н. Анфимов проводил здесь плановые раскопки под строящийся коллектор, который проходит в 50 метрах от дороги Краснодар — Темрюк. То есть в этом месте уже был раскоп. Наши же работы были запланированы еще два года назад, когда составлялся проект реконструкции автодороги.

Этот некрополь предназначался для ординарных людей или для вождей, знати?
В основном, для ординарных. Но вообще, есть разные захоронения: у одного положена просто кружка и миска, а в другом месте найден, допустим, воин с мечом, серпом, посудой, а сверху у него еще лежала лошадь и корова.

Нет ли погребения, в котором лежит жена или рабы вместе с мужчиной?
Пока таких нет, но, в принципе, у меотов встречаются парные погребения, хотя и крайне редко.
То есть я спрашиваю об обряде, когда жену или раба убивали и клали с мужчиной. У некоторых племен это же практиковалось.
Погодите, убивали или не убивали – это другой вопрос. (Смеется). У меотов бывают парные или тройные погребения, но с чем это связано – каждый раз надо разбираться. У нас в некрополе пока обнаружены только одинарные захоронения.

А кто были эти люди, жившие на месте современной станицы Елизаветинской?
Здесь был поселок оседлого населения. Эти люди выращивали пшеницу, продавали ее в Грецию, получали из городов Боспорского царства керамику, вино, оливковое масло, украшения. У нас среди находок есть, например, бусы сирийского стекла, подвески-скарабеи из египетского фаянса.

В целом, это достаточно рядовое поселение, но при этом довольно интересное, потому что оно находится на территории, наиболее близко расположенной к городам Боспора. Торговля шла бойко.
И кроме того, наш могильник датируется II веком до нашей эры – I веком нашей эры, а это был достаточно смутный период для этой территории. Местные племена участвовали в походах Митридата Евпатора в Закавказье и Среднюю Азию. И из этих походов тоже привозили какие-то вещи.

В «Эрмитаже» выставлено довольно много ценностей, найденных при раскопках на территории Краснодарского края. Можно ли ожидать, что и здесь будут обнаружены экспонаты, которые попадут в столичный музей?
К сожалению, что выставлять, где выставлять и как выставлять, решает музей. Нам, по закону, положено в течение трех лет сдать все находки ему. Мы будем сдавать в Краснодарский историко-археологический музей имени Фелицына.
На что даются три года? Что вы будете делать в это время с находками?
Ну, три года – это по закону. А мы постараемся раньше все сдать. Будем мыть, реставрировать, склеивать, измерять, фотографировать, зарисовывать, искать аналогии. Дальше станут появляться научные статьи, возможно, книга будет выпущена.

Находок много, а в музеях выставлена лишь малая часть. Какая жизнь у этих предметов после того, как они попадают музей?
В музеях есть запасники для хранения, все описано в каталогах, любой специалист может с этими коллекциями познакомиться, когда потребует его научная или другая работа. Мы, например, изучали коллекции 66 и 78 годов, когда готовились к раскопкам, проектировали на их основании свои работы.
А музей не обременяют однотипные находки? Может, выгоднее что-то продавать, чем хранить?
Нет, отнюдь. Это достояние государства, достояние народа, и продавать его нельзя.
Сейчас где-то еще ведутся раскопки на территории Краснодарского края?
Конечно, ведутся. Из более, чем тысячи экспедиций, которые идут на территории России, около ста экспедиций работает в Краснодарском крае, то есть десятая часть. Это много.

Всем известно, что на территории Кубани действует много «черных» копателей». Их работа похожа на работу археолога?
Нет. Наша цель – получение информации о древнем обществе. Мы все скрупулёзно очищаем, изучаем, отчитываемся, вещи идут в музей, все наши данные можно посмотреть и перепроверить.
А цель грабителей (это единственное слово, которое к ним можно применять) –поиск ценностей, чтобы продать их или обменять. Это вещизм, получение выгоды.
Нашу работу часто сравнивают с криминалистикой. Что будет если на месте преступления какой-то любитель начнет извлекать улики? Сможет ли следователь потом узнать, кто преступник? Любой грабитель, уничтожает следы и память о древнем населении. Это преступление перед историей и человечеством.

Вы никогда не представляли себе, что наша эпоха тоже закончится, все покроется землей, и какие-то новые археологи однажды выкопают что-то и узнают о нас? Как вы думаете, что уцелеет из материальной культуры нынешней цивилизации?
Откопают горы пластика и компьютеры. Включат их, и все о нас узнают. Не переживайте, никаких катастроф не будет. Да и вообще, нам не дано знать, что будет. Археологи уважительно относятся к прошлому, но зачем загадывать?
Главное, что позволяет понять археология: что человек не изменился. Он любит так же, как любил. Взаимоотношения с властью имеет такие же, как тысячелетия назад. И внутри коллектива отношения тоже точно такие же.
Но изучая это все в разных культурах, мы все-таки можем увидеть, что общество растет. У нас стали более развитые нравственные понятия и появились новые знания.
В общем, все, что мы, археологи, делаем, нужно для того, чтобы не совершать сегодня ошибок, которые уже были совершены раньше.
Справка:
Михаил Лунев – родился в 1967 г. в Пятигорске. В 1995 г. закончил исторический факультет КубГУ. В 2000 году возглавил собственные археологические исследования. С 1998 по 2003г. работал преподавателем кафедры истории древнего мира и средних веков КубГУ. Сфера научных интересов: Кавказ в скифо-сарматское время, исследование погребального обряда. Закончил аспирантуру исторического факультета Московского государственного университета, кафедра археологии в 2006 году.
Еще по теме:
- На въезде в Краснодар ведутся раскопки древнего захоронения www.kublog.ru/blog/kublog/941.html
- Раскопки в районе Елизаветки: фото www.kublog.ru/blog/kublog/944.html
Подготовила Анна Червякова.
- 13490
- AnnaChervyakova
Есть планинг, вейдеринг и много другого. Предлагаю ввести моду на интересные позы при захоронении. Археологом будущего интереснее работать будет, да и закапывать скоро перестанут...=)))
Прочёл с большим интересом, спасибо Кублогу за интересный материал!
Последний раз редактировалось
Спасибо, Олег. Так приятно, что читателю нравится наша работа :))
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии