Роман Матыцин о Кубанском казачьем хоре: "Давит агрессивный официоз"

Кубанский казачий хор, пожалуй, единственный музыкальный коллектив из Краснодара, прославившийся на весь мир.

Гастроли по всему свету, выступления на статусных мероприятиях, включая юбилей НАТО, активный промоушн в роли посланника исконной русской культуры — всё это сделало ККХ знаковым явлением, практически брэндом. А иначе и быть не могло, казачья песня настолько мощна, величава и эффектна, что каждый соприкоснувшийся с этой стихией в какой-то мере становится её поклонником, если не фэном.

Фото Сергея Захарова. Кублог

Здесь играют свою роль и харизматичность образа самого казака, лихого брутального воина, и красота распевных песен, преподносимая впечатляющим многоголосьем. Эта традиция сильна и неистребима, она вплетена в этническую память, и если грамотно подойти к ней, то результат может превзойти все оптимистичные ожидания. Что, в общем, и произошло с Кубанским казачьим хором, уже много лет возглавляемым Виктором Захарченко – фолк-музыкантом, дирижёром, композитором и бессменным руководителем.

Виктор Захарченко. Фото Сергея Захарова. Кублог

Я посетил один из цикла юбилейных концертов, посвященных 75-летию Захарченко. Проходил он в вотчине хора – Центральном концертным зале на Красной-5.

Первое, что бросалось в глаза в фойе этой площадки, — полное доминирование возрастной публики, молодёжи практически не было. А если и была, то будто пряталась за многочисленными и совершенно однотипными людьми, пришедшими словно на некое торжественное заседание.

Фото Сергея Захарова. Кублог

В самом зале сцену украшала огромная плазма, на которой в начале шоу демонстрировались этапы творческого и жизненного пути юбиляра, перемежая их с неизбежными для подобных событий фото руководителей страны и края.

Когда официальная часть была закончена, на сцене с левого края уже находились музыканты, а за ними горделиво прошествовали вокалисты. Грянул Гимн Кубани, который сразу же сразил наповал аудиторию громовым многоголосьем. Стало ясно, что шутить не будут, и всё очень серьёзно.

Фото Сергея Захарова. Кублог

Вообще, казачье пение, а уж тем более хоровое — явление чрезвычайно впечатляющее. Когда на сцене стоит большое количество людей и начинают петь трубными, грамотно разложенными голосами, поневоле входишь в некий транс и проникаешься величием казачьего наследия. Но это касается именно казачьих песен, и в этот вечер они исполнялись в избытке — как уже всем известные хиты, так и менее известные, записанные в станицах и хуторах.

Фото Сергея Захарова. Кублог

Казачья песня — это ведь народный опыт: тяжелый, героический, временами юмористический и величественный одновременно. И в плане адаптации этого уникального материала, конечно же, ККХ нет равных. Нужно было подхватить традицию, заложенную на генном уровне, и подать её в правильном сценическом ключе. Что хор успешно и делает вместе со своим руководителем.

Фото Сергея Захарова. Кублог

Но тут есть один нюанс, который существенно деформирует общую благостную картину.

Зритель, который условно приходит по билетам, а не пригласительным, хочет прикоснуться именно к народному наследию. Аутентичному, так сказать. И его совершенно не интересует ни официальность, ни творения современных авторов, которые продвигают на общей фолковой волне.

Одним словом, приходя на концерт Кубанского казачьего хора, хочется слушать именно казачьи песни или адаптированные народные, и ничего другого. Поэтому, несмотря на безмерное уважение к юбиляру и его поистине героическому труду, всё то, что имело авторство не народное и не казачье, энергетически давало просадку.

В те минуты, когда исполнялись «Когда мы были на войне» или «Не для меня», в зале чувствовался неподдельный трепет, а вот натужные «сюиты» из современного авторского репертуара, как и лубочные хореографические номера, воспринимались в виде некой «обязаловки».

Фото Сергея Захарова. Кублог

Концерт оставляет довольно противоречивое впечатление: с одной стороны восхищаешься казачьим песенным наследием и его исполнением, с другой стороны, давит агрессивный официоз.

Особенно когда у фотокорреспондента ни с того ни с сего начинают требовать отснятый материал. Начинаешь понимать, что казачья песня — это всё-таки эпическая сказка, а ты находишься в нынешней неказистой реальности.

Роман Матыцин ©

Комментарии

  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Хочется добавить, что билет на концерт мы смогли купить лишь со второй попытки и аж за три недели. Разбирают.
Последний раз редактировалось
комментарий был удален
  • avatar
  • ToT
  • написано
Ну почему же, все те, кто называет себя казаками норовит в рабочее время не работать, а статьи почитывать :))
Последний раз редактировалось
комментарий был удален
  • avatar
  • ToT
  • написано
Да, да, казачья натура еще совершенно точно уверена, что у нее и работать и читать и отзывы писать получается одновременно и великолепно. :))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DenisKolomeytsev
  • написано
+100)))) а еще не понятно, почему они думают, что везде, где молодежь, показывают жопы и сиськи ))
Последний раз редактировалось
комментарий был удален
  • avatar
  • DenisKolomeytsev
  • написано
у вас очень скудное и выборочное представление о современной молодежи ))) т.е. из всего что вас сказали (ведь сами вы не знаете) вы выбрали самое дерьмо и с самой примитивной точки зрения, а остального будто нет )))
ну да ладно, какая разница, ведь такое мнение таких обеспокоенных нынешней молодежью людей ни на что не влияет))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DenisKolomeytsev
  • написано
и вот только не надо рассказывать, что казаки не бухают, не дерутся и разбираются в сортах порноактрис))
Последний раз редактировалось
комментарий был удален
  • avatar
  • DenisKolomeytsev
  • написано
а мое мнение, что казаки постоянно бухают и дерутся. то за спирт, то за баб, то за коров.
не понял чем вас лично оскорбил, но простите. это мое мнение.
;)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • yvitsa
  • написано
:)))
У известного певца Олега Митяева есть песня о казачестве с таким куплетом:

Тишь полночного шёпота.
Дверь распахнута хохотом.
Коренастенький есаул
Перегаром свечу задул.

На мой взгляд, очень ёмко и точно. Но совсем другое дело, когда попадаешь на концерт Кубанского Казачьего Хора. Полностью согласна с автором, что «Вообще, казачье пение, а уж тем более хоровое — явление чрезвычайно впечатляющее. Когда на сцене стоит большое количество людей и начинают петь трубными, грамотно разложенными голосами, поневоле входишь в некий транс...»

И не только мы. По роду деятельности я много общаюсь с иностранцами. Любят и они наши казачьи хоры за самобытность, за русскость.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • roman_m
  • написано
Вот интересно, каковы были удалённые комменты?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • tamerlan82
  • написано
Мне тоже))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Борис, похоже наклевывается еще одна возможность монетизации сайта.
Заплати — 5 рублей и прочтешь удаленный комментарий)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Монетизация в духе «одноклассников». Еще понять бы кто удалил.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • tamerlan82
  • написано
Коллектив, конечно, замечательный… Но вся замечательность его осталась в 80-х… Дальше были лишь отдельные солисты, которые спасали коллектив на той же «мировой сцене».Сегодня этот коллектив ничего нового не несет и качественного тоже.Как говорится, имя работает на этот коллектив… Сложно слушать фальшивое многоголосие и невпопад играющих музыкантов… Конечно, они не виноваты в том, что репетировать им приходится от случая к случаю, так сказать, шлифовать мастерство.Всему виной жесткий гастрольный план.А что касается того, что молодежь не идет на концерт, то здесь можно обратиться уже к чинам повыше наших… Классическая музыка, с её многогранной богатой палитрой чувств, театр с его не менее выразительным словом, народное творчество исходящее из самых сокровенных уголков человеческой души должны прививаться с самого детства-дома, в школе, на улице, в ВУЗе и т.п.К сожалению, все наоборот.Эта ситуация и привела к пустым молодым залам… Увы.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • roman_m
  • написано
Ну насчёт совсем уж фальшивого многоголосия вы перегнули, и музыканты и хористы фальшивят там в рамках приемлемой погрешности. Во всяком случае, в этот вечер было так. А вот то, что в плане репертуара слишком много неаутентичного и советско-замшелого это — да. А по поводу классики, вообще хотелось бы определиться — вы говорите об академической музыке? Просто в нашей стране почему-то классикой считают именно академическую музыку до середины 20-го века. А меж тем The Beatles во всём мире уже классика. А насчёт интереса молодёжи к академической музыке или фолку в лице тех же ККХ скажу так, то что этого интереса у молодёжи нет виноваты сами люди, которые занимаются этой музыкой. Виноват их консерватизм и узость мышления. Я вот лично к академической музыке пришёл через King Crimson, Emerson Lake and Palmer и Genesis. А интерес к фолку пробудили у меня Jethro Tull, Fairport Convention, Incredible Strings Band и Российские Moon Far Away, Калинов Мост и Виа «Ариэль» (Валерий Ярушин сделал для пропаганды народной музыки в сто раз больше в нашей стране, чем все эти замшелые коллективы песни и пляски).Если бы мне всё это впихивали в том академическом виде, то я так же отрицал бы всё это. Несмотря на музыкальную школу, где я всё это учил из-под палки а понял позднее через группы прогрессивного рока и хэви метал. Поэтому прежде чем давать молодёжи это, нужно искать иные формы, которые будут бережно народный и академический материал преобразовывать. А не сидеть в своей избушке, покрытой мхом.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.