Роман Матыцин о Кубанском казачьем хоре: "Давит агрессивный официоз"
Кубанский казачий хор, пожалуй, единственный музыкальный коллектив из Краснодара, прославившийся на весь мир.
Гастроли по всему свету, выступления на статусных мероприятиях, включая юбилей НАТО, активный промоушн в роли посланника исконной русской культуры — всё это сделало ККХ знаковым явлением, практически брэндом. А иначе и быть не могло, казачья песня настолько мощна, величава и эффектна, что каждый соприкоснувшийся с этой стихией в какой-то мере становится её поклонником, если не фэном.

Здесь играют свою роль и харизматичность образа самого казака, лихого брутального воина, и красота распевных песен, преподносимая впечатляющим многоголосьем. Эта традиция сильна и неистребима, она вплетена в этническую память, и если грамотно подойти к ней, то результат может превзойти все оптимистичные ожидания. Что, в общем, и произошло с Кубанским казачьим хором, уже много лет возглавляемым Виктором Захарченко – фолк-музыкантом, дирижёром, композитором и бессменным руководителем.

Я посетил один из цикла юбилейных концертов, посвященных 75-летию Захарченко. Проходил он в вотчине хора – Центральном концертным зале на Красной-5.
Первое, что бросалось в глаза в фойе этой площадки, — полное доминирование возрастной публики, молодёжи практически не было. А если и была, то будто пряталась за многочисленными и совершенно однотипными людьми, пришедшими словно на некое торжественное заседание.

В самом зале сцену украшала огромная плазма, на которой в начале шоу демонстрировались этапы творческого и жизненного пути юбиляра, перемежая их с неизбежными для подобных событий фото руководителей страны и края.
Когда официальная часть была закончена, на сцене с левого края уже находились музыканты, а за ними горделиво прошествовали вокалисты. Грянул Гимн Кубани, который сразу же сразил наповал аудиторию громовым многоголосьем. Стало ясно, что шутить не будут, и всё очень серьёзно.

Вообще, казачье пение, а уж тем более хоровое — явление чрезвычайно впечатляющее. Когда на сцене стоит большое количество людей и начинают петь трубными, грамотно разложенными голосами, поневоле входишь в некий транс и проникаешься величием казачьего наследия. Но это касается именно казачьих песен, и в этот вечер они исполнялись в избытке — как уже всем известные хиты, так и менее известные, записанные в станицах и хуторах.

Казачья песня — это ведь народный опыт: тяжелый, героический, временами юмористический и величественный одновременно. И в плане адаптации этого уникального материала, конечно же, ККХ нет равных. Нужно было подхватить традицию, заложенную на генном уровне, и подать её в правильном сценическом ключе. Что хор успешно и делает вместе со своим руководителем.

Но тут есть один нюанс, который существенно деформирует общую благостную картину.
Зритель, который условно приходит по билетам, а не пригласительным, хочет прикоснуться именно к народному наследию. Аутентичному, так сказать. И его совершенно не интересует ни официальность, ни творения современных авторов, которые продвигают на общей фолковой волне.
Одним словом, приходя на концерт Кубанского казачьего хора, хочется слушать именно казачьи песни или адаптированные народные, и ничего другого. Поэтому, несмотря на безмерное уважение к юбиляру и его поистине героическому труду, всё то, что имело авторство не народное и не казачье, энергетически давало просадку.
В те минуты, когда исполнялись «Когда мы были на войне» или «Не для меня», в зале чувствовался неподдельный трепет, а вот натужные «сюиты» из современного авторского репертуара, как и лубочные хореографические номера, воспринимались в виде некой «обязаловки».

Концерт оставляет довольно противоречивое впечатление: с одной стороны восхищаешься казачьим песенным наследием и его исполнением, с другой стороны, давит агрессивный официоз.
Особенно когда у фотокорреспондента ни с того ни с сего начинают требовать отснятый материал. Начинаешь понимать, что казачья песня — это всё-таки эпическая сказка, а ты находишься в нынешней неказистой реальности.
Роман Матыцин ©
Гастроли по всему свету, выступления на статусных мероприятиях, включая юбилей НАТО, активный промоушн в роли посланника исконной русской культуры — всё это сделало ККХ знаковым явлением, практически брэндом. А иначе и быть не могло, казачья песня настолько мощна, величава и эффектна, что каждый соприкоснувшийся с этой стихией в какой-то мере становится её поклонником, если не фэном.

Здесь играют свою роль и харизматичность образа самого казака, лихого брутального воина, и красота распевных песен, преподносимая впечатляющим многоголосьем. Эта традиция сильна и неистребима, она вплетена в этническую память, и если грамотно подойти к ней, то результат может превзойти все оптимистичные ожидания. Что, в общем, и произошло с Кубанским казачьим хором, уже много лет возглавляемым Виктором Захарченко – фолк-музыкантом, дирижёром, композитором и бессменным руководителем.

Я посетил один из цикла юбилейных концертов, посвященных 75-летию Захарченко. Проходил он в вотчине хора – Центральном концертным зале на Красной-5.
Первое, что бросалось в глаза в фойе этой площадки, — полное доминирование возрастной публики, молодёжи практически не было. А если и была, то будто пряталась за многочисленными и совершенно однотипными людьми, пришедшими словно на некое торжественное заседание.

В самом зале сцену украшала огромная плазма, на которой в начале шоу демонстрировались этапы творческого и жизненного пути юбиляра, перемежая их с неизбежными для подобных событий фото руководителей страны и края.
Когда официальная часть была закончена, на сцене с левого края уже находились музыканты, а за ними горделиво прошествовали вокалисты. Грянул Гимн Кубани, который сразу же сразил наповал аудиторию громовым многоголосьем. Стало ясно, что шутить не будут, и всё очень серьёзно.

Вообще, казачье пение, а уж тем более хоровое — явление чрезвычайно впечатляющее. Когда на сцене стоит большое количество людей и начинают петь трубными, грамотно разложенными голосами, поневоле входишь в некий транс и проникаешься величием казачьего наследия. Но это касается именно казачьих песен, и в этот вечер они исполнялись в избытке — как уже всем известные хиты, так и менее известные, записанные в станицах и хуторах.

Казачья песня — это ведь народный опыт: тяжелый, героический, временами юмористический и величественный одновременно. И в плане адаптации этого уникального материала, конечно же, ККХ нет равных. Нужно было подхватить традицию, заложенную на генном уровне, и подать её в правильном сценическом ключе. Что хор успешно и делает вместе со своим руководителем.

Но тут есть один нюанс, который существенно деформирует общую благостную картину.
Зритель, который условно приходит по билетам, а не пригласительным, хочет прикоснуться именно к народному наследию. Аутентичному, так сказать. И его совершенно не интересует ни официальность, ни творения современных авторов, которые продвигают на общей фолковой волне.
Одним словом, приходя на концерт Кубанского казачьего хора, хочется слушать именно казачьи песни или адаптированные народные, и ничего другого. Поэтому, несмотря на безмерное уважение к юбиляру и его поистине героическому труду, всё то, что имело авторство не народное и не казачье, энергетически давало просадку.
В те минуты, когда исполнялись «Когда мы были на войне» или «Не для меня», в зале чувствовался неподдельный трепет, а вот натужные «сюиты» из современного авторского репертуара, как и лубочные хореографические номера, воспринимались в виде некой «обязаловки».

Концерт оставляет довольно противоречивое впечатление: с одной стороны восхищаешься казачьим песенным наследием и его исполнением, с другой стороны, давит агрессивный официоз.
Особенно когда у фотокорреспондента ни с того ни с сего начинают требовать отснятый материал. Начинаешь понимать, что казачья песня — это всё-таки эпическая сказка, а ты находишься в нынешней неказистой реальности.
Роман Матыцин ©
- 4565
- AnnaChervyakova
ну да ладно, какая разница, ведь такое мнение таких обеспокоенных нынешней молодежью людей ни на что не влияет))
не понял чем вас лично оскорбил, но простите. это мое мнение.
;)
У известного певца Олега Митяева есть песня о казачестве с таким куплетом:
Тишь полночного шёпота.
Дверь распахнута хохотом.
Коренастенький есаул
Перегаром свечу задул.
На мой взгляд, очень ёмко и точно. Но совсем другое дело, когда попадаешь на концерт Кубанского Казачьего Хора. Полностью согласна с автором, что «Вообще, казачье пение, а уж тем более хоровое — явление чрезвычайно впечатляющее. Когда на сцене стоит большое количество людей и начинают петь трубными, грамотно разложенными голосами, поневоле входишь в некий транс...»
И не только мы. По роду деятельности я много общаюсь с иностранцами. Любят и они наши казачьи хоры за самобытность, за русскость.
Заплати — 5 рублей и прочтешь удаленный комментарий)