Роман Матыцин о «Джизус Крайст Суперстар» в Филармонии

В своё время рок-опера Jesus Christ Superstar, написанная в 1970 году композитором Эндрю Ллойдом Уэббером в соавторстве с драматургом Тимом Райсом, была мегакультовым произведением в Советском Союзе.

Главными причинами этого являлись ореол запретности вокруг вещи (религия не особо поощрялась властью) и участие в проекте вокалиста моднейшей по тем временам группы Deep Purple Яна Гиллана в роли Иисуса Христа. Хотя по сути, если хорошенько вдуматься, то «Джизус Крайст Суперстар» никакой оперой и не являлся. Это был самый настоящий мюзикл, поставленный на Бродвее и можно с уверенностью сказать, что взрыв мюзиклов, недавно происходивший в нашей стране, был подготовлен именно этим произведением.

Оригинал альбома Jesus Christ Superstar. Фото Яса Рожденевского. Кублог

Оценивая рок-оперу с нынешних позиций, нельзя не отметить, что испытание временем она выдержала. Хотя и есть в ней определённый налёт архаичности, тем не менее, именно эта «олдовость» является изюминкой и придает произведению своеобразный ретроградный шарм. В любом случае, на полке каждого уважающего себя меломана стоит «родной» винил тех лет с сопроводительной книжицей.

Фото Яса Рожденевского. Кублог

Попытки поставить эту рок-оперу в Советской России предпринимались ещё в 70-е года, правда, основательно законспирированные под постановку о борьбе американской молодёжи против капитализма. Эта постановка проходила в театре Моссовета, обеспечив ему рекордную по тем временам кассу. А настоящие постановки «Джизус Крайст Суперстар» увидели свет в конце восьмидесятых, когда подобное стало возможным в принципе.

Санкт–Петербургский театр «Рок-опера», специализирующийся на подобном музыкальном формате, уже давно имеет в своём арсенале это эпохальное произведение и регулярно прокатывет его на театральных подмостках. Между прочим, осуществлена была эта постановка к тысячелетию Православной Церкви и была полностью одобрена ею. Вокалист Владимир Дяденистов, исполняющий роль Христа, получил даже соответствующее благословение.

Фото Яса Рожденевского. Кублог

В этот раз театр «Рок-опера» (кстати, созданный на базе славного Питерского ВИА «Поющие Гитары») выступал в стенах Краснодарской Филармонии, щедро украшенной золотом, похожим на сусальное. К слову сказать, зал имеет отличную акустику и очень уютен, поэтому дискомфорта, связанного с акустикой и атмосферой, который часто возникает в некоторых других местах Краснодара, смахивающих больше на залы для заседаний, здесь не ощущаешь.

Фото Яса Рожденевского. Кублог

Привезенная в Краснодар версия «Иисус Христос – суперзвезда» русскоязычная, что с одной стороны, облегчает доступ к массовой аудитории, с другой стороны, может вызвать кривые усмешки людей искушённых. Да и вообще, каждое новое прочтение классических вещей (а Jesus Christ Superstar, без сомнения, уже является классикой) — очень рискованное предприятие. Можно так всё переделать, что родная мать (в данном случае автор) не узнает.

Фото Яса Рожденевского. Кублог

Театр «Рок – опера» играет постановку (ей уже много лет) режиссёра Владимира Подгородинского и балетмейстера Геннадия Абрамова, довольно сильно отличающуюся от оригинала рок-оперы, и у многих адептов корневой версии это вызывает странноватое ощущение какой-то недосказанности. К артистам театра нет никаких претензий — великолепные актёры вокалисты: и сам Владимир Дяденистов в роли Иисуса, и актёр в сложнейшей партии Иуды, и незабвенный Богдан Вивчаровский в роли Понтия Пилата — все они очень артистично и профессионально делают своё дело.

Фото Яса Рожденевского. Кублог

Сама труппа работает, как единый слаженный механизм, поют вживую, причём, очень хорошо поют. Музыкальное сопровождение записано с уважением к Уэбберу, чувствуется, что музыканты любят этого автора и саму вещь, так как в мельчайших подробностях сохранили тот самый дух Jesus Christ Superstar.

Фото Яса Рожденевского. Кублог

Но когда ты ожидаешь услышать в завершении рок-оперы любимую Superstar с шикарным госпелом на припеве и не слышишь её, то, как закалённого меломана, тебя одолевает чувство оторопи.

Постановка скорее близка именно к самому Писанию, нежели к оригиналу Уэббера. То есть либретто, хоть и во многом почти дословно копирует английский вариант Jesus Christ Superstar, часто близко цитирует Евангелие. Вполне возможно, это связано с влиянием Православной церкви на создание этого варианта рок-оперы. Конечно же, каждая постановка имеет право на существование, и у этой, наверняка, есть масса поклонников, о чём красноречиво говорило заполненное помещение Филармонии, но, на мой взгляд, не стоило так кромсать оригинал.

Фото Яса Рожденевского. Кублог

Тем не менее, если откинуть снобское ворчание и посмотреть на людей в зал, то можно с полной очевидностью осознать, что и этот вариант «Иисус Христос – суперзвезда», несомненно, играет свою роль в деле приобщении публики к ценностям Христианства. Не говоря уже о том, что музыкально и эстетически это очень красивая вещь. Лица людей в зале были просветлёнными и добрыми, а продавщица в буфете (с нечеловеческими ценами) совершенно неожиданно отсыпала мне несколько шоколадных конфет к чаю и улыбнулась. Вот она сила, одухотворённого искусства!

Роман Матыцин ©

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.