"Ляпис Трубецкой": Вечер лозунгов

16 февраля в концертном зале Arena Hall был вечер брутальных белорусских лозунгов, рассуждений о независимости и верности выбранного пути и, конечно же, всеми любимого социального рок-н-ролла: в Краснодар приехал «Ляпис Трубецкой».

Этот был фурор. Концерт, длившийся без малого два часа, собрал под сводами «Арены» две тысячи человек, зал был забит чуть более, чем полностью. То же самое, к слову, происходило и во время прошлогоднего краснодарского выступления белорусского коллектива. Я довольно регулярно посещаю местные концерты вообще и в «Арене Холл» в частности, но ни разу и близко не видел там того аншлага, который сопровождал вчерашнее выступление Сергея Михалка и компании.



В чём секрет популярности «Ляписов»? В последние годы количество почитателей у группы неизменно росло и, похоже, до сих пор не достигло своего максимума.

История становления группы поистине впечатляет. Официальной датой создания считается сентябрь 1989 года, когда «Ляпис Трубецкой» дал свой первый концерт на фестивале «Тры колеры» в Минске. Создателем и фронтменом является Сергей Михалок, образовавший группу сразу после окончания Белорусского института культуры. Шесть лет участники собирались вместе лишь на концертах, выступая в клубах и на любительских фестивалях. А в 96-ом Ляпис Трубецкой записал и издал первый альбом «Ранетное сердце», группу заметил продюсер Евгений Кравцов, состав пополнился несколькими сильными музыкантами — и пошло-поехало. «Трубецкой» начинает активно гастролировать по странам СНГ и записывать новые альбомы, песни из которых регулярно ратировались в эфирах музыкальных каналов. Михалок в то время был полноватым дядькой, певшим лёгкие попсовые песни о любви и радостях жизни: такие как «Голуби» или «Ты кинула» на протяжении многих лет были визитной карточкой группы и активно почитались любителями попсы.



Всё изменилось в 2004 году. Сергей Михалок побрился налысо и объявил, что начинает новую жизнь. А творчество группы с каждым годом становилось всё более социальным и протестным. В 2008 вышел альбом «Манифест», ещё через год — «Рабкор» – и «Ляпис Трубецкой» неофициально стал молодежным рок-символом независимости, честности и решительности. За последние 10 лет с Сергеем Михалком произошли удивительные метаморфозы. Из полноватого парня «с района» он превратился в накачанного, стильного, уверенного в себе мужчину. На него, словно на героя американского боевика, стало хотеться быть похожим. В 2011 году за несогласие с политикой Лукашенко, которое Михалок неоднократно в резкой форме выражал на своих выступлениях, ему запретили выступать в Белоруссии, и группа окончательно переехала в Москву. На родине группа считается идеологом чуть ли ни всех оппозиционных партий. В настоящее время «Ляпис» невероятно популярен и в России. В каждом городе Михалок и компания собирают по несколько тысяч человек. Не стал исключением и Краснодар.



Зрительская программа вечера 16 февраля состояла из огромных очередей, давки и сумасшедшего слэма. «Ляписы» появились с получасовым опозданием, когда в первых рядах у сцены уже происходила серьёзная свалка, а многие парни, защищая от чужих локтей рядом стоявших девушек, пользовались моментом и знакомились с ними.



Белорусы приехали в Краснодар с программой Lyapis Crew, в которую входят хиты из предыдущих альбомов. Михалок частенько прерывался на лирические отступления о том, что нельзя быть конформистами и нужно гнуть свою линию. Не преминул фронтмен «Ляписов» вспомнить и о погибшем лидере группы «Гражданская оборона» Егоре Летове и под восторженный рёв толпы исполнил его песню «Убей в себе государство».



Публика тем временем сходила с ума. Первые ряды синхронно танцевали и пели вместе с группой, чуть поодаль «слэмились» плотные ребята, дальше всех стояли пары и люди в возрасте, которых два первых варианта не устраивали. В первом ряду у сцены обнаружился мальчик лет 10, который на протяжении всего концерта отрывался наравне с остальными, но ничего не видел из-за высокого ограждения, и ближе к окончанию концерта охранники пропустили его на территорию между сценой и ограждением, а сотрудник группы подарил юному покеру барабанную палочку и медиатор.



Замечу, что никаких политических провокаций на краснодарском концерте не было, как не случаются они на концертах «Ляписа» в подавляющем большинстве российских городов — я изучал на эту тему отзывы в сети и форумы. Какие-то политические лозунги из толпы во время сэта «Ляписов» можно услышать только на летних рок-фестивалях, куда белорусская оппозиция с запрещёнными бело-красно-белыми флагами выезжает частенько и массово.

Прошедший концерт для краснодарской публики не был рядовым. Только при скоплении столь большой аудитории, которая оказалась не рассредоточена по рядам спорткомплекса, как было в случае с Земфирой или «Океаном Эльзы», а собрана в небольшом зале, можно испытать такое погружение в атмосферу единения от любимой музыки.



Пока в нашей стране будет модно ходить на Болотную и читать блог Навального, творчество «Ляписов» будет актуально и востребовано.

Глеб Шереметьев

Полный репортаж с концерта Глеба Шереметьева: www.kublog.ru/blog/kublog/3727.html
«Ляпис Трубецкой» без соплей и политики www.kublog.ru/blog/kublog/1893.html
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.