Любители замахнулись на "Вечно живых"

Театральная студия «Альтра», что базируется в Кубанском социально-экономическом институте, показала свой второй спектакль. Актеры-любители во главе с профессиональным режиссером замахнулись на «Вечно живых» Виктора Розова, драму о военном времени, и приурочили постановку к 70-летию Победы.

Создатель театральной студии, Любомир Загадайлов, родом из Тимашевска, работал в Краснодарском театре драмы монтировщиком. Мир театра так увлек его, что он уехал в Санкт-Петербург и поступил в СПбГАТИ на курс всенародно любимого Юрия Гальцева. Вернувшись в Краснодар, он обосновал здесь театральную студию. КСЭИ оказался удачной базой для театральной инициативы: сегодня в студии занимаются студенты из разных вузов города. Сам Любомир не только ставит спектакли, но и преподает – актерское мастерство, сценическую речь, пластику. Актеры-любители – осознанный выбор молодого режиссера: они, по его словам, особенно открыты и непосредственны.



В декабре 2014 года театральная студия сыграла свой первый спектакль «Три точки», – постановку без слов, пластический спектакль о семейной жизни.

Второй спектакль студии был задуман как гораздо более масштабное действие, – и по длительности (два с половиной часа), и по теме. Пьеса Розова «Вечно живые» была поставлена уже в 1950-е в ведущих театрах страны, стала сценарной основой фильма «Летят журавли», в 2010 году ее поставили в Театре российской армии. Обращение к ней молодого режиссера и любительской труппы свидетельствует не только об актуальности пьесы, но и о том, что тема Великой Отечественной войны до сегодняшнего дня ищет и не находит достаточно полного отражения в современной драматургии.

Оформление спектакля выдержано на достойном уровне. Тщательно поставлен свет. Сценография проста и символична. Сцена актового зала КСЭИ затянута черным полотном; на стене висят остановившиеся часы, возле них натянуты расходящиеся нити, – то ли струны, то ли треугольный паутинный парус. К стене прислонен косой крест из небрежно обструганного дерева, на котором видны обрывки красной материи – бывший флаг? В духе времени выдержаны прически, костюмы и атрибуты: телефон, радио, вышитые скатерти, посуда.



С посудой и едой, кажется, вышел немножко перебор. Избрав стратегию реалистического решения застольных сцен, режиссер пришел к тому, что на уровне действий спектакль прочитывается как рассказ о том, как герои постоянно накрывают на стол, едят, убирают со стола, перестилают скатерти. Эти бытовые действия оказываются нередко более убедительными, чем переживания персонажей.

Играют студенты в основном так, как и должны: немножко любуясь собой в искусстве, немножко воплощая свое представление о театре, где-то зажимаясь, где-то переигрывая, где-то фальшивя. При этом пластически актеры были достовернее, чем в интонациях: движения графичны. Они осознанно работают со светом. Для персонажей придуман собственный способ существования: бабушка вяжет, Марк наигрывает на гитаре, Вероника крутит в руках белочку. Примерно к середине спектакля актеры стали вести себя увереннее, более точно взаимодействовать, голоса зазвучали ровнее и убедительнее.

На фоне общего любительского уровня в постановке выделяется ряд успешных актерских работ: это, прежде всего, Федор Иванович в исполнении Александра Карунина (он играл главную роль и в первой постановке студии). Александр ведет себя на сцене вполне профессионально, он органичен в роли, видна хорошая работа над речью. Удачные моменты были и в других ролях: обаятельна Нюрка-хлеборезка (Александра Юдина), убедительно прозвучал монолог Володи (Никита Зибарев), неожиданное сочувствие вызвал Чернов (Семен Черников).



Учитывая любительский уровень постановки, возможно, режиссеру стоило несколько сократить хронометраж и разнообразить жанровые решения: прямое, последовательное воспроизведение текста, лишь изредка перебиваемое военными песнями в исполнении Караченцева, было несколько утомительным.

Видя старательную и пылкую работу студентов, я подумала, что в этой постановке наиболее интересен, наверное, не сам по себе спектакль как произведение, а мотивации юношей и девушек, которые загорелись этим текстом. Проживая судьбы военных лет, актеры-любители понимают что-то новое и о себе: театр становится социальной драмотерапией, осуществляя связь времени и поколений. И все-таки эта постановка пока – скорее акт патриотического воспитания и творческого самовыражения, чем произведение искусства.

Ученический спектакль смотрела благодарная публика – студенты и преподаватели КСЭИ; зал был отзывчивым и очень внимательным. На спектакле был и ректор института Олег Паламарчук, показывая достойный подражания пример присмотра за подведомственным искусством. Ведь адекватного внимания властей сегодня не хватает и самым крупным театрам края.

Вера Сердечная
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.