Конструктор LEGO как доза для наркомана

В минувшую субботу, 21 марта, совсем еще юным краснодарцам предложили попробовать свои силы в роботостроении. Кублог тоже решил начать с малого и отправился на открытый урок в Академию робототехники.

Не важно, сколько лет вашему сыну – 5, 15, 25 или 40. Он наверняка с удовольствием играет в конструкторы и приходит в восторг при виде радиоуправляемой машины, летающего вертолетика или шагающего робота. Порой он может даже попытаться отобрать вожделенную игрушку у соседского или, того хуже, собственного ребенка. А потом будет трогательно просить подарить ему на День рождения такую же.

Двое моих сыновей, как и их папа, как раз относятся к таким любителям конструкторов и техники. Для них нет большего счастья, чем собрать какого-нибудь робота на батарейках, а потом с визгами бегать от него по квартире. Поэтому приглашение посетить открытый урок в Академии робототехники они восприняли с особым энтузиазмом.


На урок мы пришли вовремя, но все же у меня закралось впечатление, что мы опоздали — при том, что в кабинет зашли одновременно с одним из тренеров. Моего ребенка быстренько усадили за стол с ноутбуком в паре с другим мальчиком. На экране пошагово отображалась последовательность сборки робота. Детвора со знанием дела принялась строить какого-то чудо-зверя из разноцветных деталей. Вскоре подтянулись и другие участники занятия, так что все столы в итоге оказались заняты. Преподаватели робототехники поочередно подходили к своим ученикам, подсказывали, проверяли, хвалили.

Минут десять я еще надеялась, что организаторы поприветствуют всех присутствующих, расскажут о «волшебной стране роботов», зачем эти роботы нужны, как они помогают людям, о том, чему учат в их замечательной Академии… Но никто не представился и не надел бейдж — оставалось только догадываться, кто посетитель, а кто сотрудник.


Вскоре удалось «вычислить» директора Академии. Ей оказалась София Лавола, она с готовностью ответила и на мои вопросы, и на вопросы других родителей. Для себя я выяснила, что робототехника нынче очень популярна. Как рассказала София Павловна, в некоторых школах с физико-математическим уклоном детям рекомендуют заниматься этим видом деятельности. В кружке робототехники младшая группа занимается с конструктором LEGO WeDo, старшая – с LEGO Mindstorms.

Разумеется, меня интересовал вопрос, дорого ли обходится обучение, нужно ли будет покупать домой конструктор и вообще можно ли заниматься робототехникой дома. На данный момент абонемент на один месяц стоит 3000 рублей. София Павловна уверила меня, что покупать весьма недешевый набор для домашнего пользования совершенно необязательно. Занятий два раза в неделю вполне достаточно, чтобы привить ребенку интерес к конструированию и в то же время не позволить ему проводить слишком много времени перед компьютером.


Тем временем урок продолжался. Очаровательная восьмилетняя барышня и ее напарник (оба новички) первыми собрали своего робота. Вскоре последовали счастливые возгласы других участников урока – Ура! Мы собрали! Замысловатые конструкции шипели, трещали, крутились. У кого-то щелкал зубами крокодил, у кого-то вертолетик крутил пропеллером. На столе моего сына и его соседа красовалась диковинная птица, которая махала крыльями и издавала странные звуки.

Так как в запасе еще было время, многие дети принялись собирать нового робота, кто-то просто мастерил машину из оставшихся деталей, благо, во всех наборах имелись колеса.

Желающих попасть на открытый урок оказалось больше, чем ожидалось. Руководитель Академии приняла решение в 11:00 провести второй открытый урок для этой же возрастной группы. Видимо, отчасти поэтому финал занятия получился таким же смазанным, как и начало. Вместо того чтобы поименно, хоть с какой-то долей торжественности, вызвать детей в центр зала, поздравить их с первой победой в нелегком деле роботостроения, пожать им руки, организаторы спешно раздавали «Сертификаты за прохождение открытого урока» — иногда просто родителям, а не детям, а потом и вовсе в личном порядке попросили освободить зал.


Уже после открытого урока, изучив сайт фирменного магазина LEGO, я пришла к выводу, что робототехника дома действительно может стать в копеечку. Так, базовый набор LEGO WeDo, с которым занимаются младшие школьники, стоит около десяти тысяч, а, к примеру, робот Валли из серии LEGO Mindstorms обойдется в 45 тыс. руб. Опять же, чтобы программировать, нужны специальные знания, которыми обладают не все родители. С другой стороны, из одного набора ребенок может собирать совершенно разных роботов, программировать их на распознавание цвета и яркости.

И тут я задалась новым вопросом. Отправляя своих детей на такие занятия, не подсаживаю ли я их на крючок, ловко заброшенный сначала маркетологами компании LEGO, а потом и создателями местной Академии? Принимая во внимание высокую цену конструктора (по большому счету, мы платим за бренд) и азарт, который возникает в процессе игры – уж очень хочется построить город как на картинке! — я начинаю сравнивать LEGO с игровыми автоматами и любыми другими видами зависимости. Дети, как правило, быстро теряют интерес к набору, на смену которому скоро пришел новый, более продвинутый. А популярные нынче кружки робототехники, в которых дети работают с конструкторами LEGO более высокой ценовой категории, не только радуют своей перспективностью, но и заставляют переживать за семейный бюджет.


Так что это – забота о наших детях или чистый бизнес? Не играют ли на нашем возрастающем потребительском интересе? И нужно ли это ребенку? Одно пока я знаю точно – в LEGO работают действительно отличные маркетологи.

Елена Руссо

От редакции:

Чтобы выяснить, насколько популярна продукция LEGO среди обычных потребителей и существует ли проблема детской зависимости от игрушек этого бренда, Кублог обратился за комментариями в компанию «Малыш» и к независимому эксперту Элле Косаревой:

Ирина Остапенко, бренд-менеджер компании «Малыш»:

Несмотря на различные аналоги, похожие по качеству, покупатели предпочитают LEGO. Каждый конструктор этой фирмы совмещается с другими из этой серии, что далеко не всегда встречается у других производителей. Оригинальные игрушки этого бренда производятся из очень прочного пластика, который сложно согнуть или сломать. Эти конструкторы проходят высокий контроль качества, благодаря чему детали при сборке имеют отличную сцепку и в то же время легко разбираются, что тоже немаловажно. Многие подделки LEGO грешат тем, что детали конструктора очень сложно рассоединить, или сцепка деталей, наоборот, недостаточно сильная. Чтобы понять, не подделка ли это, обратите внимание на внешний вид деталей-кирпичиков: в оригинальном наборе каждый из них имеет обозначение LEGO. Психологической зависимости от продукции этого бренда как таковой нет.

Элла Косарева, психиатр, психотерапевт «Клиники Глазуновой»:
До 6-7 лет игра — это ведущий вид деятельности ребенка. Но и у детей постарше игра, уступая место учебе, не покидает сцену. В игре ребенок познает мир и развивается. Дети непостоянны в своих интересах, их внимание легко и быстро переключается на более яркое, увлекательное, да и элемент давления окружения не стоит списывать со счетов (другу купили, видел по телевизору, в школе рассказали). Это нормально, никак не связано с каким-то определенным брендом, и LEGO тут не исключение.

Понятно, что задача любого производителя – продать и увеличить свою прибыль. Эта задача решается в том числе и постоянной сменой ассортимента, усложнением игрушек, яркой, привлекающей внимание рекламой. Все это делается для того, чтобы завладеть вниманием своего покупателя — ребенка. И тут перед родителями встает задача регулировать процесс получения ребенком информации и уметь определять границы его потребления. Если родители могут выстроить с ребенком диалог, если решение о покупках принимает взрослый, то нет никаких проблем.

Что касается занятий, подобных урокам в академии робототехники. Я уже говорила, что цель любого бизнеса – заработать деньги, и, как я понимаю, уроки робототехники — это услуга, которую Академия продает. Понятно, что социальная ответственность у «бизнесов» разная, и не всякий «детский» бизнес обязательно озабочен интересами ребенка, его психологическим здоровьем и общим развитием. Предложений на рынке огромное количество, а вот определить, полезна ли предлагаемая услуга ребенку — задача родителей. Приходите, смотрите, общайтесь, задавайте вопросы, оценивайте плюсы и минусы. Это ваш ребенок, и вам решать, что ему полезно, а что нет. Если вы с вашим ребенком друзья, умеете слушать и слышать друг друга, то никому не удастся ни на что «подсадить» ваше чадо.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.