Каменный цветок. Зимний театр

Александр Андреевич Козлов (1880 – 1940) родился 30 августа 1880 года в местечке Смела Киевской губернии в семье начальника станции. В возрасте 5 лет Козлов остался круглым сиротой. «Милосердные люди приютили у себя мальчика и полюбили его как родного сына», – пишет Виталий Бардадым о детстве архитектора. После гимназии Козлов перебрался в Москву, окончил Московское архитектурно-техническое училище и стал заниматься строительством под руководством академика Ф. О. Шехтеля. С 1908 по 1926 годы жил и работал на Кубани. В 1926-м вместе с семьей перебрался в Сальск, а после в Таганрог, где почти до самой смерти в 1940-м работал главным инженером на металлургическом заводе.
В конце XIX – начале XX века стены екатеринодарских особняков, выдержанных в духе эклектики, украшали заимствованные из модерна элементы – растительные орнаменты, женские маски, жезлы Меркурия. Со временем стали появляться сооружения, пластика фасадов которых полностью соответствовала канонам актуального стиля, однако планировка зданий все еще оставалась традиционной.

Помимо гостиницы «Центральной», историю которой Кублог уже рассказывал, Козлов спроектировал и руководил постройкой множества других объектов в Екатеринодаре. В цикле статей «Каменный цветок» мы расскажем о некоторых из них.
Зимний театр
Первой краснодарской работой Козлова стал Зимний театр (ныне – филармония имени Г.Ф. Пономаренко) на пересечении улиц Гоголя и Красной.Проект здания (Народный дом) был создан учителем Козлова, «отцом русского модерна» Ф. О. Шехтелем еще в 1897 году. Академик намеревался построить его в Москве, но реализации замысла помешали обстоятельства. Позже проект выкупили екатеринодарские купцы В. Гуренков и Н. Болденков. Так московский Народный дом превратился в кубанский Зимний театр.

«В Екатеринодаре с конца 80-х годов прошлого века в городском саду уже существовал деревянный Летний театр, принадлежавший купцу Колосову, а затем перешедший в собственность города. На Кубань стали чаще приезжать артисты и целые труппы. Но наступала зима. И некуда было податься екатеринодарцам, чтобы рассеять «провинциальную скуку». Разве пойти в какой-либо захудалый клуб? Вопрос о постоянном Зимнем театре горожанами поднимался давно и не однажды, особенно в первые годы XX века. Не без основания газета «Свобода» писала о том, что «городские заправилы, стоящие во главе «театрального дела», относятся «к театру с полнейшим легкомыслием», – пишет Виталий Бардадым в книге «Этюды о Екатеринодаре».

Новый театр имел многоярусный зрительный зал, рассчитанный на 1300 зрителей, и освещался тремя люстрами в форме звезд, где горели 750 цветных лампочек. Оборудованную по последнему слову техники сцену венчал бархатный занавес вишневого цвета. Над ним на белой стене красовался барельеф в виде золотой лиры.
Внешний облик здания не уступал его роскошному внутреннему убранству.

«Фасад, облицованный ровной цементной штукатуркой, придавал зданию невесомость, воздушность. Это впечатление еще больше усиливали три вертикальные столбца с перечнем великих композиторов и драматургов всех времен и народов, три высоких окна с ажурными балкончиками и венчающий постройку широкий карниз с узорными гирляндами, едва выступающий над фасадом», – читаем у Бардадыма.
К сожалению, в период оккупации города во время Великой Отечественной войны театр был разрушен.


Валентина Гольцберг
- 4239
- hffgffsjjdfjjjjjjj
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии