Пиво темное и светлое: а не развенчать ли нам пару мифов?
По заявкам трудящихся буду время от времени вывешивать здесь небольшие заметки или перепосты своих же статей с других ресурсов. Пока что, опять же, про пиво.
Так сложилось, что меня достаточно часто просят посоветовать попробовать какое-нибудь вкусное пиво. Я начинаю задавать уточняющие вопросы: на что похожее? что обычно пьет вопрошающий? за какие деньги? И давно уже выяснил закономерность: для нашего потребителя с какими-то представлениями о прекрасном слова «интересное пиво» и «темное пиво» являются чуть ли не синонимами. И – что закономерно вытекает из предыдущего факта – все просят, чтобы я советовал им именно темное. Даже в рекламках местных заведений темные сорта характеризуются как «дань современной моде».
Нетрудно понять, откуда оно пошло. Лет шесть назад отечественная пивная промышленность практически не варила темных сортов, да и с импортом было не очень (впрочем, как и сейчас). И самые скучные/некачественные/дурацкие темные лагеры, вроде «Крушовицы», или «Козела» (что лицензионного, что оригинального), или нашего посконного «Баканского темного» казались откровением. А еще и «Гиннесс», и устойчивое словосочетание «ирландский красный эль» и все такое прочее. Вдобавок у многих есть подсознательная убежденность, что «эль» — это пиво темное, ну, в крайнем случае, «полутемное», а вот «лагер» — обязательно соломенно-желтого цвета. А эль же круче лагера.
Воззвание будет такое: не стоит делить пиво в первую очередь по цвету. Цветность пива – это в существенной степени условность. Где грань между темным пивом и светлым? Ее, похоже, знает только ГОСТ, который ведает и кучу других, не имеющих отношения к реальности, вещей.
Сейчас существуют различные системы оценки цветности пива – EBC, SRM. Не будем вдаваться в такие тонкости. Скажем только, что все они весьма условны и не передают того богатства оттенков, который есть в пивном мире. Пиво с индексом 35 EBC может быть как ярко-красным, так и мутно-коричневым.
Но это еще не главное. Суть в том, что о вкусе такие вещи говорят весьма опосредованно. Я найду вам два лагера – темный и светлый, и на вкус они будут ближе друг к другу, чем два стилистически различных пива одинакового цвета. Вы видите непрозрачное черное пиво, что вас ждет в нем? Шоколадные ноты, кофе, лакрица, карамель? Или, быть может, кислятина и привкус тряпки? Или вода, чуть закрашенная темным солодом? Аналогично со светлым: встретите ли вы хвойный, травяной, цитрусовый аромат хмеля, обычное пустое солодовое нечто, или очередное «живое-нефильтрованное», забивающее ваши рецепторы армией дрожжевых клеток?
Светлое крепкое бельгийское пиво и золотой британский эль – что у них общего? Чем тихорецкий «Казмер темное» похож на «Францисканер дункель»? И это – даже если не брать всякие поделки в духе «темное со вкусом светлого» типа «Туборга Black». Нет, конечно, можно встать на позицию «пиво оно и есть пиво». Когда-то вице-президент нашей городской барменской ассоциации доказывал мне, что черный «Жатецкий гусь» по вкусу неотличим от стаутов.
Но все же подытожим: подход «я выбираю темное, а не светлое» лучше оставить в прошлом, когда практически все сорта на рынке делались в одной стилистике: лагеры в абстрактном чешско-немецком стиле. Тогда можно было выбирать «Беккер темное», а не «Беккер светлое». А, еще «Беккер карамельное», как я забыл. Но нужно ли так делать до сих пор? Не ограничивайте себя.
Так сложилось, что меня достаточно часто просят посоветовать попробовать какое-нибудь вкусное пиво. Я начинаю задавать уточняющие вопросы: на что похожее? что обычно пьет вопрошающий? за какие деньги? И давно уже выяснил закономерность: для нашего потребителя с какими-то представлениями о прекрасном слова «интересное пиво» и «темное пиво» являются чуть ли не синонимами. И – что закономерно вытекает из предыдущего факта – все просят, чтобы я советовал им именно темное. Даже в рекламках местных заведений темные сорта характеризуются как «дань современной моде».
Нетрудно понять, откуда оно пошло. Лет шесть назад отечественная пивная промышленность практически не варила темных сортов, да и с импортом было не очень (впрочем, как и сейчас). И самые скучные/некачественные/дурацкие темные лагеры, вроде «Крушовицы», или «Козела» (что лицензионного, что оригинального), или нашего посконного «Баканского темного» казались откровением. А еще и «Гиннесс», и устойчивое словосочетание «ирландский красный эль» и все такое прочее. Вдобавок у многих есть подсознательная убежденность, что «эль» — это пиво темное, ну, в крайнем случае, «полутемное», а вот «лагер» — обязательно соломенно-желтого цвета. А эль же круче лагера.
Воззвание будет такое: не стоит делить пиво в первую очередь по цвету. Цветность пива – это в существенной степени условность. Где грань между темным пивом и светлым? Ее, похоже, знает только ГОСТ, который ведает и кучу других, не имеющих отношения к реальности, вещей.
Сейчас существуют различные системы оценки цветности пива – EBC, SRM. Не будем вдаваться в такие тонкости. Скажем только, что все они весьма условны и не передают того богатства оттенков, который есть в пивном мире. Пиво с индексом 35 EBC может быть как ярко-красным, так и мутно-коричневым.
Но это еще не главное. Суть в том, что о вкусе такие вещи говорят весьма опосредованно. Я найду вам два лагера – темный и светлый, и на вкус они будут ближе друг к другу, чем два стилистически различных пива одинакового цвета. Вы видите непрозрачное черное пиво, что вас ждет в нем? Шоколадные ноты, кофе, лакрица, карамель? Или, быть может, кислятина и привкус тряпки? Или вода, чуть закрашенная темным солодом? Аналогично со светлым: встретите ли вы хвойный, травяной, цитрусовый аромат хмеля, обычное пустое солодовое нечто, или очередное «живое-нефильтрованное», забивающее ваши рецепторы армией дрожжевых клеток?
Светлое крепкое бельгийское пиво и золотой британский эль – что у них общего? Чем тихорецкий «Казмер темное» похож на «Францисканер дункель»? И это – даже если не брать всякие поделки в духе «темное со вкусом светлого» типа «Туборга Black». Нет, конечно, можно встать на позицию «пиво оно и есть пиво». Когда-то вице-президент нашей городской барменской ассоциации доказывал мне, что черный «Жатецкий гусь» по вкусу неотличим от стаутов.
Но все же подытожим: подход «я выбираю темное, а не светлое» лучше оставить в прошлом, когда практически все сорта на рынке делались в одной стилистике: лагеры в абстрактном чешско-немецком стиле. Тогда можно было выбирать «Беккер темное», а не «Беккер светлое». А, еще «Беккер карамельное», как я забыл. Но нужно ли так делать до сих пор? Не ограничивайте себя.

- 4009
- belecky
Этот район называется, увы, «Российская Федерация».
И, при всем уважении к вашей сети магазинов: дайте-ка я попробую угадать, чем вы торгуете. Буду очень рад, если не «живым нефильтрованным». Потому что это будет как раз тот случай, о котором я говорил в своей заметке ))
И да, разумеется, пьют и светлое, и темное. Более того: светлого пьют в разы больше. Но мысль в моем посте несколько иная.
А на мой вкус что-нибудь есть? ))
«Я думаю, что Вы со мной согласитесь, что при выборе сортов я не могу не ориентироваться на спрос»
разумеется. но согласимся: в местных разливайках ситуация с ассортиментом удручающая. даже если есть 20 местных сортов — это в любом случае 20 стандартных минипивоваренных лагеров.
«Глядишь, еще немного и кубанцы перестанут пить пиво на букву Х… в прямом смысле этого слова»
еще было бы неплохо, чтобы перестали пить пиво на буквы М и Н ))
но в целом, разумеется, будет и на нашей улице праздник. года через четыре, думаю. москва начинает подтягиваться к питеру, авось и наши зашевелятся рано или поздно.
во-первых, характерный, многим еще с советских времен знакомый тряпично-диацетиловый вкус. не знаю, что за оборудование у них сейчас стоит, но не удивлюсь, если старье. во-вторых, маркетологи подсуетились с байкой о «живом пиве» и «у меня друг из германии гостил, говорит, пиво Х (К, М, Н) лучше, чем там». ну а почему именно эти два-три-четыре сорта, а не какое-нибудь кроп-пиво стали так популярны — фиг знает. ведь почти все минипивоваренные лагеры похожи друг на друга. какие-то почище, какие-то с большей посторонкой. но некоторые становятся именами нарицательными.
В вашей статье (конечно, по моему мнению) я увидел только позицию — «все кругом… асы, один я — Дартаньян». Такая позиция мне еще напомнила ситуацию с людьми, которые только начинают воцерковляться — они уже знают, что в церкви женщинам положено сидеть на лавочках с левой стороны, а мужчинам — с правой. И они дико начинают негодовать, что всякое отребье, которое заходит в храм просто поставить свечку, не знает таких элементарных вещей! Ну, это я утрирую, конечно, но как-то так.
И вот еще что не понравилось — почему это вдруг надо избавляться от «издержек постсоветского пивного пространства»? Это тоже наша история вообще-то. Да и, например, советское «жигулевское» было очень даже ничего. Сейчас я такого бы с удовольствием попил. Хотя, вам, молодым пивным лордам, этого, наверное, не понять.
так вот, я не очень сильно хочу такого пива. я понимаю чувство ностальгии, но все же.
перечитал заметку. не увидел ни одного слова негодования.
«Жене звонит любовник и спрашивает:
— Дорогая, надеюсь, ты осталась довольна?
Жена:
— Да, только потом пришел муж и пер… ал все по своему.»
Вот вы мне напоминаете того самого мужа, который просто хочет взять и перечеркнуть, что было хорошего, пусть даже не по нынешнему ГОСТу.
а в городе Х — так там вообще четыре разных завода ))
Понятно, что на советском барахле даже просто не заразить пиво — уже подвиг. Но и новые автоматизированные пивоварни без приложения мозгов почему-то тоже работать сами не хотят ))
Возможно потому что я не употребляю и чувств, которые можно было бы оскорбить низложением госта, не имею -).
но с владельцами пивоварен проблема, безусловно, есть. это одна из основных проблем. я знаю пивоваров, которые прямо рвутся варить биттеры или IPA, но политика руководства — «один сорт, и гнать поток летом».
и с пивоварами, конечно, тоже есть проблемы. особенно с теми, кто поработал на больших заводах и привыкли, что компьютер все за них сделает.
в общем, как всегда, все упирается в отсутствие энтузиастов, за которыми все тянутся. пивовары сами не любят и не понимают пиво — чего тут еще ждать?
а вот против женщин-пивоваров я ничего не имею )) тюкина в питере творит чудеса на «найтберге» ))