Возможно ли испортить художника?



В дополнение к разговору за квадратно-красным столом)

Народ явно не поверил моей тираде о том, что преждевременная выставка/работа куратора может испортить молодого художника. Но в истории русского изобразительного искусства, есть показательный пример.

В 20-е годы 19 века академизм, как направление в живописи начинал потихоньку издыхать. Но на сцене русской живописи появился чрезвычайно одаренный от природы художник Карл Брюллов. И лет на 50-т отбросил/затормозил дальнейшее развитие художественного процесса.
Вот что пишет об этом Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке»

Брюлов … его громадное и живое по своему существу дарование почти целиком ушло на ложь, на ничтожное и мертвое. Он был опасен и зловреден как художник, увлекший целый народ побрякушками своего творчества

…когда у нас истинно русское искусство — в литературе — вдруг расцвело таким пышными чудесным цветом (Пушкин, Гоголь, Кольцов, Лермонтов), — тогда-то наша бедная живопись, в чаду успеха «Помпеи», в сумятице всеобщего непонимания, толкаемая теми же Пушкиным и Гоголем, вдруг отвернулась от истины и жизни и рабски поплелась вслед за итальянизированным академиком.

Приходится удивляться, до какой степени умные и развитые люди того времени в России могли в оценке произведений Брюллова проявить такой недостаток художественной мысли и такую неразвитость вкуса.

Историческое значение Брюллова и Бруни для русского искусства заключается … в том, что они влили новую кровь в истощенный, засохший было на классической рутине академизм и тем продолжили искусственно его существование на многие годы. Благодаря своим исключительным талантам Брюллов и Бруни окружили академизм таким ореолом, что масса художников, особенно среди начинающих, приняла эту подделку за действительно истинное и высокое искусство.

Куратор для начинающего художника достаточный авторитет. Он задает ему дальнейший вектор развития. И если для первой выставки художник в общем-то не приложил значительных усилий: все что он не напрягаясь набросал (ни о чем собственно не задумываясь) легко и просто перешло на выставку — какой художественный рост? зачем он нужен? и так все хорошо. Куратор подберет «умные» слова к твоим картинкам и выставка готова. Это ли не вектор, направление как дальше двигаться в искусстве для достижения успеха.

P.S. При чем тут Венецианов? В те же годы, параллельно Брюллову даже чуть раньше расцвел талант этого новатора русской живописи. Он провозгласил, что нужно

"… изображение предметов не подобное или точное только, а живое, не писанье с натуры, а изобразившуюся самую натуру"

У него была даже своя школа «свыше 60 человек, и большую часть из них Венецианов содержал на свои средства». И почти все они перебежали за яркой звездой Брюллова. Это их погубило, как художников. Как пример, «Тыранов… какой славный русский художник готовился из него выйти и каким невозможным мазуном, розовым и вылощенным, он сделался, после того как изменил своему учителю и поплелся за Брюлловым».
Так что можно, очень можно испортить начинающего художника.

Комментарии

  • avatar
  • Xamet
  • написано
Татьяна, я все же думаю, вопрос как можно испортить художника остается риторическим. Бенуа был известным снобом! Петрову-Водкину он даже дверь не открыл, после того как тот вернулся из Италии))))
А так куратор, конечно, должен взаимодействовать с художником на равных, еще с 60х художники бастовали против использования куратором художника в качестве красок на своем холсте. Но в случае с выставкой Study, это прежде всего образовательный эксперимент, в нем важно было показать свободу вне стен университета. Надеюсь, что никто не «испортился»)))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Интересная тема про Петрова-Водкина. Откуда информация?
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.