«Тепло, еще теплее»: в поисках современного искусства

Краснодарские художники привезли в ростовский арт-центр MAKARONKA свои работы. Выставка «Тепло, еще теплее» — это «ответный жест» в рамках культурного обмена между городами. Напомним, что в конце февраля группа ростовских художников представляла в КЦ «Типография» проект «Ублюдки. Кровь — это не вода!».

Надо отдать должное куратору Эльдару Ганееву: название интригует и сразу же настраивает на определенный ритм. Помните такую детскую игру «Тепло, еще теплее, горячо»? Так вот, среди объектов, привезенных краснодарскими авторами, ходишь именно с таким игровым настроем – ищешь искусство. И находишь его. Но чаще с поправкой «современное искусство 90-х годов XX века», а то и «начало прошлого столетия». Как будто не было и нет в Настоящем ни Криса Фрейзера с его световыми экзерсисами, ни Джо Хилла, ни Такаси Мураками, ни того самого, ужасающего Дэмиана Херста, ни Ай Вэйвэя, ни даже Нео Рауха, Тимо Тутса, Сони Фу, творческого дуэта «МишМаш»…

Алла Ленько

На подобных экспозициях (причем говорю я не только о Краснодаре, Ростов в данном случае не являлся исключением) уже не ждешь, что кто-то кого-то «сбросит с корабля современности»; ждешь, но очень редко находишь эмоциональное потрясение – не обязательно восторг, не обязательно эйфорию, пусть бы даже отвращение, гнев – что-то такое, о чем не скажешь: «Ни холодно, ни жарко». И дело не столько в том, какие материалы использует автор (впрочем, на дворе XXI век отличающийся разнообразие материалов и технологий, а не только фанерой и папье-маше), а в «затертости» смыслов. Рассматривая, погружаясь в арт-объект, зритель – осознанно или неосознанно — выявляет имманентный ему характер процесса. Объект искусства должен – пусть у художников слово «должен» и вызывает отторжение – говорить о реальности, с реальностью. Именно в этом случае он становится явлением, внутренне движущимся, развивающимся, как наша действительность. Но такое, к сожалению, происходит редко или не происходит вовсе.

Алла Ленько

Современное искусство превращается в полотно условностей и цитат, причем цитат столь часто повторяющихся, что уже порой и «пережевывать» нечего. Да, конечно, иногда можно услышать, мол, провинциальные художники живут в изолированном от мирового процесса контексте, они стеснены как в средствах, так и в возможностях. Оправдания, на мой взгляд, подходящее для эпохи «голубиной почты», но никак не для времени господства интернета, дающего возможность пусть и опосредованно, но побывать практически на любых биеннале.

Не буду утверждать, что все авторы, представившие свои работы на выставке, находятся в «изоляции». Были объекты, о которых хотелось сказать «тепло» и даже «еще теплее», но вот горячо мне все-таки не было.

Ростов. Алла Ленько, специально для «Блога ТоТ» на Кублоге
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • cherry
  • написано
Спасибо Алле за удивительно точное определение современного искусства: «полотно условнойстей и цитат». Очень полноценный, ёмкий анализ мероприятия дан. Очень удручает тот факт, что искусство, особенно, художественное, вообще, визуальное, стремится к минимизации, к упрощению, такое ощущение, что художники поголовно впадают в детство. А ведь где-то есть они — настоящие, небанальные, способные вызвать своим творчеством и восторг, и бурю гнева, и много других эмоций.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.