Тотальный Диктант «Во дни сомнений…»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И.С Тургенев
— Что за дела? Зачем нам русский язык? – удивлённо-разочарованно тыкались в новое расписание глаза второкурсников РГФ образца 1984 года. Мы — студенты факультета романо-германской филологии — уж были уверены, что распрощались с изучением премудростей родного слова сразу после успешной сдачи вступительных экзаменов. И вдруг такое!
Залитая ещё тёплым сентябрьским солнцем юга аудитория для семинарских занятий. Голоса двадцати студентов вливаются в общий гул перемены. Короткая десятиминутка между парами катится к концу.
Не опоздав ни на секунду, будто демонстрируя серьёзность намерений, под настойчивый перелив звонка, в аудиторию входит человек. Средних лет, невысокого роста, сутуловат, худощав, светловолос. Он несёт классического вида портфель с двумя крупными металлическими застёжками-язычками, держа его перед собой обеими руками на уровне живота. Деловито, стремительной, семенящей походкой он доходит до стола преподавателя, на противоположной от двери стороне аудитории, ставит портфель на стол и поворачивается к студентам лицом. На лице ясно читается неловкость и извинение. Человек здоровается, представляется сотрудником кафедры русского языка и незамедлительно встречает шквал праведного негодования.
— Да Вы поймите: у нас два живых иностранных языка и два мёртвых: латынь и готский. Какой может быть русский? — вальяжно откинувшись на спинку раздолбанного венского стула, под общее верещание, вещает чей-то баритон.
— Я всё понимаю, я не против. Но нам поставили предмет в расписание. Нам придётся заниматься. Всего один раз в неделю. Всего один семестр. А сегодня мы просто напишем диктант. Простой диктант, какие вы в школе писали сто раз, — одновременно оправдываясь, но не оставляя попыток контролировать аудиторию, говорит преподаватель.
С возгласами облегчения и великодушия: «А-а-ах, дикта-а-а-ант! Ну, ладно, так и быть… давайте уже…», мы склонились над листками.
Неделя прошла быстро. И снова под дребезжание университетского звонка семенит от двери к столу, неся обеими руками перед собой портфель, худой, сутуловатый преподаватель. С тем же лёгким чувством неловкости перед студентами иняза он достаёт стопку листов с проверенным нашим диктантом.
— Ну, что могу вам сказать? На две группы всего четыре «тройки» — произносит он с неопределённой интонацией.
Он называет фамилии. О боже! — среди них моя.
Аудитория осуждающе хохочет. Кто-то аплодирует, развернувшись лицом и ища глазами названных. Никогда прежде не испытывала я чувство стыда за свои знания по гуманитарным предметам. И вот! И вот!
— Ну, давайте уже оценки остальных, — раздался чей-то голос с нотами снисходительности и даже всепрощения.
— А у остальных двойки, — коротко произнёс преподаватель.
После недолгого замешательства, аплодисменты первым четырём повторились, но уже в иной тональности. Никогда раньше не испытывала я чувства такой странной, такой неожиданной победы. Выигрыш на грани фола! Но не чувства победителей и побеждённых, на которых беспощадно, в крайне неравных долях, разделилась аудитория, были главными. Главным было моё осознание, осознание раз и навсегда, что с родным русским языком необходимо быть на «Вы» всегда и всем.
Тотальный Диктант в реале вчера я писала впервые. Признаться, не столько и не только из «любви к искусству» отправилась я на него. Грамматики русского языка я толком никогда не знала. Всегда испытывала непреодолимую лень учить выделенные жирным шрифтом, взятые в рамочку, правила орфографии на страницах учебников тех далёких годов. Вполне успешно обходилась чувством врождённой грамотности и интуиции. Потом, в силу профессии, надобность писать пространно на русском на какое-то время практически отпала, и вернулась лишь с началом эпохи интернета. А интернет – это такое, сами знаете, какое, пространство! В общем, на диктант я пошла, мотивированная, скорее, социально.
«Подумаешь, полчаса внутреннего позора, и ты в тренде. Ты писала Тотальный Диктант! Ты приобщилась! А результатов всё равно никто не узнает» — уговаривала я себя. Нужно же отвлекаться от этой повсеместной политической истерии.
Диктант показался мне невероятно лёгким. Ни над одним словом не задумалась. Значит, с орфографией всё более-менее. Хуже с пунктуацией. Но сразу после окончания диктанта был разбор полётов, и выяснилось, что в тексте много авторских знаков препинания, поэтому за ошибки их засчитывать не будут. Мне полегчало. Однако, наученная горьким студенческим опытом, касаемо русского языка, я уже никогда ни в чём не уверена. И снова втайне надеюсь на свою личную победную «троечку».
totaldict.ru/
— Что за дела? Зачем нам русский язык? – удивлённо-разочарованно тыкались в новое расписание глаза второкурсников РГФ образца 1984 года. Мы — студенты факультета романо-германской филологии — уж были уверены, что распрощались с изучением премудростей родного слова сразу после успешной сдачи вступительных экзаменов. И вдруг такое!
Залитая ещё тёплым сентябрьским солнцем юга аудитория для семинарских занятий. Голоса двадцати студентов вливаются в общий гул перемены. Короткая десятиминутка между парами катится к концу.
Не опоздав ни на секунду, будто демонстрируя серьёзность намерений, под настойчивый перелив звонка, в аудиторию входит человек. Средних лет, невысокого роста, сутуловат, худощав, светловолос. Он несёт классического вида портфель с двумя крупными металлическими застёжками-язычками, держа его перед собой обеими руками на уровне живота. Деловито, стремительной, семенящей походкой он доходит до стола преподавателя, на противоположной от двери стороне аудитории, ставит портфель на стол и поворачивается к студентам лицом. На лице ясно читается неловкость и извинение. Человек здоровается, представляется сотрудником кафедры русского языка и незамедлительно встречает шквал праведного негодования.
— Да Вы поймите: у нас два живых иностранных языка и два мёртвых: латынь и готский. Какой может быть русский? — вальяжно откинувшись на спинку раздолбанного венского стула, под общее верещание, вещает чей-то баритон.
— Я всё понимаю, я не против. Но нам поставили предмет в расписание. Нам придётся заниматься. Всего один раз в неделю. Всего один семестр. А сегодня мы просто напишем диктант. Простой диктант, какие вы в школе писали сто раз, — одновременно оправдываясь, но не оставляя попыток контролировать аудиторию, говорит преподаватель.
С возгласами облегчения и великодушия: «А-а-ах, дикта-а-а-ант! Ну, ладно, так и быть… давайте уже…», мы склонились над листками.
Неделя прошла быстро. И снова под дребезжание университетского звонка семенит от двери к столу, неся обеими руками перед собой портфель, худой, сутуловатый преподаватель. С тем же лёгким чувством неловкости перед студентами иняза он достаёт стопку листов с проверенным нашим диктантом.
— Ну, что могу вам сказать? На две группы всего четыре «тройки» — произносит он с неопределённой интонацией.
Он называет фамилии. О боже! — среди них моя.
Аудитория осуждающе хохочет. Кто-то аплодирует, развернувшись лицом и ища глазами названных. Никогда прежде не испытывала я чувство стыда за свои знания по гуманитарным предметам. И вот! И вот!
— Ну, давайте уже оценки остальных, — раздался чей-то голос с нотами снисходительности и даже всепрощения.
— А у остальных двойки, — коротко произнёс преподаватель.
После недолгого замешательства, аплодисменты первым четырём повторились, но уже в иной тональности. Никогда раньше не испытывала я чувства такой странной, такой неожиданной победы. Выигрыш на грани фола! Но не чувства победителей и побеждённых, на которых беспощадно, в крайне неравных долях, разделилась аудитория, были главными. Главным было моё осознание, осознание раз и навсегда, что с родным русским языком необходимо быть на «Вы» всегда и всем.
Тотальный Диктант в реале вчера я писала впервые. Признаться, не столько и не только из «любви к искусству» отправилась я на него. Грамматики русского языка я толком никогда не знала. Всегда испытывала непреодолимую лень учить выделенные жирным шрифтом, взятые в рамочку, правила орфографии на страницах учебников тех далёких годов. Вполне успешно обходилась чувством врождённой грамотности и интуиции. Потом, в силу профессии, надобность писать пространно на русском на какое-то время практически отпала, и вернулась лишь с началом эпохи интернета. А интернет – это такое, сами знаете, какое, пространство! В общем, на диктант я пошла, мотивированная, скорее, социально.
«Подумаешь, полчаса внутреннего позора, и ты в тренде. Ты писала Тотальный Диктант! Ты приобщилась! А результатов всё равно никто не узнает» — уговаривала я себя. Нужно же отвлекаться от этой повсеместной политической истерии.
Диктант показался мне невероятно лёгким. Ни над одним словом не задумалась. Значит, с орфографией всё более-менее. Хуже с пунктуацией. Но сразу после окончания диктанта был разбор полётов, и выяснилось, что в тексте много авторских знаков препинания, поэтому за ошибки их засчитывать не будут. Мне полегчало. Однако, наученная горьким студенческим опытом, касаемо русского языка, я уже никогда ни в чём не уверена. И снова втайне надеюсь на свою личную победную «троечку».
totaldict.ru/
События
- 3345
- yvitsa
Your text to link...