Максим Хижняков о выставке Александра Саидова: "Стаффаж"

Коллаж Евгения Маханько. Кублог

В выставочном зале состоялось открытие выставки Александра Саидова «Трава и камни сквозь время».

Зачем художник проводит выставку? Прежде всего для того, чтобы взглянуть на проделанную работу «чужими глазами», осознать ошибки, понять, куда двигаться дальше. Нельзя забывать и о коммерческой составляющей профессии – знакомстве с потенциальными клиентами.

«Торжественное открытие» привычно не укладывалось в хронометраж, думаю, зрители переставали улавливать смысл произнесенных спичей уже после первых пяти минут после начала.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог

Ну, и поскольку не все, видимо, можно было выразить словами — в какой-то момент один из выступающих решил исполнить песню под гитару. Я понимаю, старшее поколение к такому привыкло … Но тут сравнительно молодой художник, на дворе 21 век….

Все-таки современная выставка имеет прежде всего формат проекта, и недостаточно просто повесить работы на стену в произвольном порядке.

Творческий метод Саидова обычно называют «фантастическим реализмом». Звучит как оксюморон.

И этот метод довольно странен для взрослого человека. Реализм вообще, а тем более «фантастический» давно вытеснен на периферию визуального искусства и предоставлен в распоряжение иллюстраторов, декораторов, театральных и кино-художников. Там он может выглядеть уместно. В остальных случаях – вряд ли.



Безусловно, фигуративная живопись входит в арсенал актуальных художников, правда, в принципиально другом контексте.

Большинство представленных в экспозиции работ можно охарактеризовать как стаффаж — «не имеющая сюжетного значения группа людей или животных в пейзаже». Этим определением из словаря Ушакова впечатление от картин и исчерпывается.



Как правило, на полотнах изображены живописные развалины, дополненные совершенно необязательными фигурками «статистов» в костюмах разных эпох, словно позаимствованных из реквизита местного театра. В этом наверняка подразумевается некий глубокий смысл. Выглядит же все случайным набором образов.



Досадно, что обладающий выдающимся мастерством художник находит такое применение своим профессиональным возможностям.

Особняком стоят, пожалуй, две композиции, написанные, правда, достаточно давно – «Ловцы раков» и «Бычок». Простые, без претензий на «фантастичность», качественные работы.



У художника есть целая серия близких по значению произведений, которые он называет «анималистическим жанром», хотя они, несомненно, выходят за рамки такой терминологии. Неплохо было бы собрать выставку именно из таких работ – получился бы вполне аутентичный «кубанский» проект в лучшем смысле этого слова. Выглядело бы это гораздо менее провинциально, чем попытки играть в поздний сюрреализм, давно уже не актуальный.



Вернемся к началу: зачем была нужна эта выставка? Эти или подобные работы автора уже экспонировались в том же пространстве и чуть ли не на тех же местах в течение многих лет на групповых выставках. Талант по определению самого художника – это умение учиться. Талант работать с красками и холстом сформировался у него уже давно. Может быть, стоит, наконец, задуматься, как его применить?

Фото Татьяны Зубковой. Кублог

Конечно, каждый художник вправе сам решать, чем и как ему заниматься, не принимая в расчет чье либо мнение. Но находится он не в вакууме, демонстрация результатов своего труда является закономерной частью его профессии. А это уже непосредственно подразумевает право зрителя на ответную реакцию.

Максим Хижняков

Интервью с Александром Саидовым: «Изобразительное искусство — антинародный вид» www.kublog.ru/blog/kublog/1247.html

Комментарии

  • avatar
  • Slavin
  • написано
Очередной пример кублоговской критики ради критики…
Такого художника как Александр Саидов знаю. А вот что за неведомая фигня — арт критик Максим Хижняков? Да и смысл критиковать Саидова? Явно автор не прислушается к лепету Максима, как не прислушаются и другие состоявшиеся художники. Было бы смешно, если бы Саидов после этих замечаний переосмыслил свое творчество и начал писать в предложенной манере.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • MarinaNtvzadze
  • написано
Эта «неведомая фигня» хороший художник… то, что он вам не известен не делает его хуже… который учится быть критиком,… а где еще тренироваться?
Саша, зная Макса, уж точно не обидется!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Slavin
  • написано
Тренироваться лучше на кошках.
вот ссылка на Александра Саидова:
www.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D1%81%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=THCnUaScDtGO4gT6xoGQCA&ved=0CAoQ_AUoAQ&biw=1912&bih=915
Это ссылка на критика и хорошего художника:
www.google.ru/search?q=%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC+%D0%A5%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=L3CnUa3IHsGJ4ATW2oH4DQ&ved=0CAoQ_AUoAQ&biw=1912&bih=915
Хотя я не собирался сравнивать. Просто удивился, что не знаю такого художника, вроде Краснодар маленький город и всех хороших художников знаю.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.