Последний раз редактировалось
"Ужас человека, лишенного Бога". О работах Александра Саидова
29 мая открылась персональная выставка Александра Саидова Чуть позже в разделе Кублога «Арт-критика» появилась статья Максима Хижнякова о ней.
В его тексте два главных посыла: первый — выставка плоха, второй — талантливый автор погряз в провинциализме, занимаясь «поздним сюрреализмом, давно уже не актуальным». Прошу прощения за два «изма» подряд.
С первым выводом можно согласиться. В строгом смысле, перед нами не выставка. Набор работ. Нет цельности, экспозиции, которая бы рассказала о художнике, о его идее фикс (а у Александра Саидова она, безусловно, есть). Это первая персональная выставка Александра, и логично было бы грамотно представить сквозную тему его творчества.
Но когда мы последний раз вообще видели в залах Краснодарского краевого выставочного зала художественную выставку, как цельное высказывание? Из самого близкого по времени вспоминается Icons 2012 года. Все остальное — когда более, когда менее удачный набор работ, иногда на заданною тему.
Какая там работа куратора! «Саша, у нас тут через несколько дней окно в графике, не хочешь ли ты сделать выставку?» — Вот и все кураторство.
Вина ли художника, что он на это соглашается, пофигистически относясь к персональной выставке — важному делу в биографии, раскрутке?
Нет, конечно. Александр вполне себе осведомлен о правилах игры, о требуемых «телодвижениях» при промоушене в современном искусстве, но, насколько я знаю, очень скептично ко всему этому относится применительно к себе.
Однако, несмотря на недостатки выставки, меня, например, она подвигла осмыслить вообще все, что я знаю об этом художнике. Припомнить то, что видела раньше в его мастерской, начиная с ранних графических работ.
Заставила перестать воспринимать его, как старого приятеля. Увидеть его творчество целиком и со стороны.
И вот тут я прихожу к принципиальному несогласию с оценкой Максима Хижнякова.
Что самое интересное по версии этого рецензента может предъявить миру художник Александр Саидов?
«Вполне аутентичный «кубанский» проект в лучшем смысле этого слова,» — утверждает Максим Хижняков.
Да, я тоже думаю, что самые сильные его работы — «Ловцы раков»,
«Бычок», многочисленные куры и петухи,
а еще безлюдные картинки с озером идеально-правильной формы, окруженным лесом, рыба, проплывающая сквозь затопленный виноградник,
котенок, развалившийся на солнышке, рядом с ножом для разделки кур.
Но эти работы — не анималистка и никак не «кубанский проект».
На картинах — притягивающее и пугающее эмоциональное напряжение в неподвижном, застывшем воздухе. Причем именно в «пасторальных» сюжетах эта неподвижность атмосферы, застылость мира (как перед грозой или Апокалипсисом) работает даже сильнее, чем в картинах с более явными «сюжетными страшилками».
Ужас человека, лишенного Бога, или человека пред миром, который Бог покинул, — сквозная идея-фикс работ Александра Саидова.
И отголосок этого ужаса есть в любой его работе (ну, минус натюрморты).
Стоит приглядеться к последним по времени написания как бы «миядзакавским», залитым солнцем пейзажам, к кучерявым облакам на ярко голубом небе, к прекрасноволосым девочкам, населяющим эти пейзажи, — и вы ощутите едва заметное жаркое дуновение. Отголосок. Спасены? Или это последний полдень?
На мой взгляд, то, что бессознательно изливает художник через фигуративную живопись (написанную с исключительным по нашим дням знанием ремесла), гораздо больше говорит о современном мире и на более глубоком уровне, чем многие грамотно выстроенные, логично-рассудочные проекты-высказывания современного искусства.
- 1
- 5030
- Zubkova
В этом отчете появились более разноплановые работы автора. Недурные, сильные. Спасибо.
Этих работ нет на выставке. Их репродукции я взяла с сайта Александра.
Последний раз редактировалось
какой интересный художник! обязательно схожу
Последний раз редактировалось
Да. И мне стало интересно. Работы некоторые прям понравились
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии