Елена Петрова о премьере в театре "Образ": "Любительский — значит свободный"

13 октября состоялась первая премьера краснодарского любительского театра-школы «Образ». Спектакль «Тропический красный» поставил выпускник университета культуры Алексей Дегтярев. В работе задействовано 10 непрофессиональных актрис. Постановку посмотрела известный краснодарский театровед Елена Петрова.


Я очень по-доброму отношусь к любительским театрам, поскольку там порой, как нигде, все бывает искренне и по–настоящему. В Краснодаре, как я думала, любительских театров почти что и нет. Оказалось, ошибалась. На учебной сцене КГУКИ было показано представление театра «Образ» под руководством Алексея Дегтярева. Он же выступил в качестве режиссера.

Перед нами десять женщин разных возрастов играют действо под завлекательным названием «Тропический красный». За основу взята великолепная и очень популярная пьеса американской писательницы Клер Бут Люс «Женщины». Автор — почти ровесница ХХ века, в котором за долгую жизнь ей довелось быть и политиком, и дипломатом, и светской львицей, и даже подругой Рейгана.



Анализ женской сущности в мире больших денег – дело не из простых. Жанр, обозначенный в афише как циничное шоу, мало что объясняет мне как зрителю. При всем уважении к постановщикам, эта новомодная игра с терминами меня раздражает. Видишь хорошо сделанную пьесу с юмором, мелодраматизмом и капелькой сострадания. В конечном итоге, это всего-то комедия с элементами фарса.

Перед нами амплуа комической старухи, злодейки, лирической героини, инженю, субреток. Все чистенько и грамотно расставлено режиссером. Может, даже чуть-чуть не хватает некой несуразности, некоего сдвига в сторону от шаблона, за которым выскочит на нас подлинная драма.



«Тропический красный» показывает классическую школу жен с их сплетнями, злословием, чопорностью. Самая милая из этих дам, Мэри, первая терпит крах: муж заводит любовницу. В этом мире женских интриг злословие – смертельное оружие, а любовь – к мужу или к детям — мало что значит. Главное — не потерять лицо, социальный статус.

Режиссер, как мы чувствуем, грамотно и правильно все это объяснил своим актрисам. И они доблестно выполняли все его задания. Конечно, премьерное волнение, а для многих это наверняка был еще и дебют, сказывалось. Трудно шла первая сцена. Исполнительница роли Сильвии Марина Тынченко старалась явить нам как можно больше черной краски, которой она живописала свою героиню. Видимо, на нее была возложена обязанность осуществлять сверхзадачу, держать темпоритм. С ней она справилась себе в ущерб. Она просто истощила энергию зрителя. Куда тоньше работали ее партнерши.



Но постепенно все как-то выправилось. Второй акт прошел, что называется, на едином дыхании. Вдруг стал понятен неявный смысл спектакля, лежащий на уровне второго плана, подтекста. Появился психологизм, хотя и масочность не ушла совсем.

Актрисы играли самых разных женщин, американок 30-х годов прошлого века: с достоинствами и недостатками, богатых и не очень, с их радостями и горестями. Об этом автор пьесы явно знала не понаслышке. А для нас усматривался намек на наступившую реальность. Ведь и нынче жены новых богачей или олигархов из последних сил, на грани нервного срыва пытаются удержать мужей, испытывая отвращение и к ним, и к себе, и к тем, кто за всем этим наблюдает, то есть к подругам. Это отношения «террариума единомышленников». Героини «Тропического красного» даже не любят, подобно Эдит в исполнении Анны Гараниной, своих детей. И происходит это уже в ту минуту, когда те только появляются на свет.



Раз мы об этом говорим, значит, в спектакле все эти смыслы есть. Надо отдать должное отваге режиссера, что со скудными, надо полагать, средствами (хотя костюмы демонстрируют избыточность фантазии), с непрофессиональными, но такими интересными, такими разными актрисами он пустился в постановочное плавание по извивам такого объемного текста. Конечно, литературное качество пьесы оказало большую помощь. Но разве мы не видели на наших сценах ужасных Мольеров и Шекспиров? В случае с театром «Образ» все, пусть не сразу, в конце концов, состоялось.

Елена Петрова
Театровед

О том, как шли репитиции спектакля читайте в статье Ритм морального разложения на репетициях театра «Образ»

Комментарии

  • avatar
  • Stor
  • написано
Прошу прощения, но театром «Образ» руководит Наталья Сащенко.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.