Елена Петрова о премьере в "Молодежке": "Так не жили в 1978-м"

Премьера молодежного театра творческого объединения «Премьера» еще на стадии анонса вызвала череду разноречивых мнений. 28 ноября «Жестокие игры» Алексея Арбузова встретились со зрителем. Новый главный режиссер театра Лина Занозина пыталась вернуть нас в 1978 год, о котором речь идет в пьесе.

Сетки – авоськи, молоко в бутылках, кеды, мужские рубашки в синюю клетку, свитера под Хемингуэя – вот тот набор, что отправлял нас в путешествие во времени. Правда, халатик одной из героинь, купленный на вещевом рынке, предательски выдавал нетвердость намерений.



А что же пьеса? Арбузов – мастер вычурного диалога, умудрялся в свои пьесы вмещать и московскую квартиру, и таежные будни геологов. Но здесь что-то важное, как мне кажется, он все же пропустил. Решил предъявить счет молодому поколению, забыв, что это может перерасти в старческое брюзжание. Так оно и вышло. А ведь тогда, в 70-80-е, вовсю набирал обороты протестный рок, изменивший, между прочим, страну. Не увидел драматург, проморгал.

Удача улыбнулась чуть позже другому, тому, кто помоложе и повнимательней: когда Сергей Соловьев создаст свой культовый фильм «Асса», отойдут в прошлое и бедные Мараты, и жестокие мальчики и девочки Арбузова. Навсегда ли?

Сегодня продолжаются попытки вернуть Арбузова на сцену. Я, честно говоря, не понимаю почему? Говорят, это ностальгия по советскому вчера, романтическому и невзаправдашнему. Так не жили в 1978-м. Так, насколько я помню, не одевались. А были рваные американские джинсы, туфли на платформе, предельно зауженные в талии рубашки. А еще был любовно обжитый быт, с элементами благородной бедности. На сцене всего этого нет.



Вместо этого мы видим полный развал. Бесконечный ремонт, безысходность и нежелание что-то в своей молодой жизни менять. Персонажи кажутся какими-то маленькими, затерянными во времени. Особенно это касается главного героя, Кая в исполнении Алексея Замко.

Здесь много слишком узнаваемых, нарочитых символов. Одна из стен украшена много раз повторенным знаком рыбы – символа ранних христиан. Что это означает, я к стыду своему, постичь не смогла.

Прозвище главного героя тоже что-то значит. Кай в сказке Андерсена — мальчик, в глаз и сердце которого попали осколки волшебного зеркала, сделавшие его злым, пустым и холодным. Но здесь он вполне мил и симпатичен. А если кричит, то это от дурного воспитания.

Пьеса про молодых превратилась в спектакль про взрослых. Мир взрослых более содержателен. Хорош в роли отца одного из героев Дмитрий Морщаков. Искренне любит сына, с которым не может найти общий язык, и его нам жаль.



Самым ярким персонажем становится Машка в исполнении Светланы Кухарь. Кажется, актриса старается вместить в роль своего несыгранного Теннесси Уильямса. Ее игра на открытом нерве не оставляет равнодушным. За этой роковой женщиной читается судьба. Явно Арбузову такие женщины были известны. Она рождена не для того, чтобы создавать семью, а для того чтобы путешествовать, открывать миру тайны, менять мужчин. Если кто-то погибнет – ей все равно. Она подобна черной вдове. И перед лицом смерти ее не сломить. Поэтому фальшивым кажется эпизод, когда она вдруг начинает оплакивать погибшего мужа. А еще неловко видеть, как она вдруг встает на путь исправления. Хуже того, эта Медея детям читает мораль.



У античных греков, кстати, трагедия должна быть сухая. Здесь ручьями льются слезы. Это портит впечатление. Мы понимаем, что это лишнее, и лучше бы режиссеру оставить опытных актеров в покое. Пусть сами выбирают оптимальный вариант. Может быть, их интуиция пошла бы на пользу дела.

Молодежный театр – театр сильных актеров среднего возраста. Молодая часть труппы им пока уступает. А режиссер этого, кажется, не замечает. Они старательно рассказывают сюжет, но фабула все равно невнятна. Плохо прочитано то, что находится между строк, что и составляет суть современного театра. Огромное количество «почему» остаются без ответа. Например, непонятно зачем героиня уезжает в Сибирь и почему она возвращается. Может, театр над этим еще поработает? Ведь в конце концов это так естественно для русского человека — уезжать от самого себя.

Елена Петрова, театровед.
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • DmitryKharlamov
  • написано
Малость странная критика. В корне не согласен с некоторыми позициями. Во-первых, о внешнем виде героев, на мой взгляд, это не играет настолько важную роль, чтоб в самом начале так придирчиво говорить об этом. Да, халат, да не джинсы, разве это так важно?! Во-вторых, Кай по пьесе именно холодный, кроткий, спокойный, где-то нервный, но Алексей Замко решил по другом преподнести своего героя, мотива этому я не нашел, но на то воля творца. В-третьих, странный пассаж по поводу того, что молодые актеры не дотягивают до уровня более зрелых. Безусловно, Морщаков, Кисилев, Кухарь — бойцы опытные и свои образы передают максимально правдоподобно и убедительно.Но сказать, что Петров, Теханович и Ситникова были на голову ниже, я решительно не могу. Настя Ситникова вообще была превосходна, ее Нелли влюбляет в себя с самой первой сцены. Ты смотришь на нее, и улыбка сама растягивается на устах. Я знаю Настю еще со студенческих пор, и уж поверьте, она еще всем все покажет. Разве плох был Никита Лихачев в исполнении Петрова?! Разве вы не видели перед собой сначала через-чур самоуверенного, самовлюбленного лихача, который не терял ни единого шанса, дабы всем не продемонстрировать свои успехи, а затем после уезда Нелли, подавленного, ни в чем не уверенного, обреченного парня, который в одной из сцен истерит так, что аж самому душу сжимает до размеров атома?! Или Опенок в исполнении Техановича?! Добродушный, простой паренек, наивный и обидчивый. некоторые эпизоды с его участием веселили практически до слез. Терентий был противоположностью холодному Каю и самовлюбленному Лихачеву, и Техонович передал это если не на 100%, то на 90 уж точно. Теханович и Ситникова — воспитанники Рогульченко, и если у Вас есть сомнения в том, что Владимир Дмитриевич держал бы до последнего курса не достойных людей для театра, то мне Вам нечего сказать. То же самое касается и Никиты Петрова, который между прочим один из лучших на курсе Светланы Александровны Ливады.
А, и по поводу того, почему Нелли уехала в Сибирь. Она убегала от любви к Лихачеву, который по ее понятиям не любил ее, а лишь забавлялся.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Rborodinov
  • написано
Осмелюсь предположить, что рыбки — это от аквариума — по Арбузову этот элемент интерьера должен был быть на сцене. Что же до игры актеров (всех возрастов), мне показалось, что из всех слагаемых спектакля этот самый сильный. И ещё мне очень нравится что после спектакля остается много «почему». Это послевкусие, по-моему, самое сладкое, когда сыгранное заставляет ещё размышлять об увиденном. Хотя с профессиональными критиками спорить не могу. Это всего лишь моё мнение рядового зрителя, не знающего деталей, кто на чьем курсе учился, каких женщин знал Арбузов… И я рад, что читать между строк режиссер позволяет нам, зрителям.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • smishnik
  • написано
А кто смотрел, не из критиков или друзей, выскажитесь?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Rborodinov
  • написано
не критик я и не из тусовки. высказался тут :-) www.kublog.ru/blog/3043.html#comment9221
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.