Андрей Трегубов и его воображаемые друзья

Премьерный показ спектакля Андрея Трегубова в «Одном театре» собрал полный зал. Видно было, что на сцену вышел любимец краснодарской публики. 17 июня он явил жадной до впечатлений молодой аудитории свою версию текста Евгения Гришковца и Павла Колесникова под громким названием «Титаник». Пьесой назвать это нагромождение слов как-то язык не поворачивается.

Гришковец вошел в российскую театральную жизнь в конце 90-х. Средний бытовой артист, никакой драматург, писатель не без изюминки, он привлек к себе внимание печально знаменитой московской тусовки. Они умеют там как-то изобретать гениев. Впрочем, Евгений все же успешный менеджер. После ухода из жизни в середине 90-х по-настоящему талантливых людей типа Сергея Курехина, он занял их нишу.

В спектакле, несмотря на талант артиста, есть некоторая нахватонность автора, которая сквозит то здесь, то там. Типичный постмодернистский набор: нам предлагают мифологемы от Фенимора Купера до фарсовой версии истории про Дон Жуана. Цитируется и программный, культовый фильм Вернера Херцога «Агирре, гнев Божий». Собственно, здесь фигурирует один эпизод про отсеченную голову, которая продолжает считать числа до девяти, ибо не знает, что она уже отделена от тела хозяина. Вся эта конквистадорская история про латинскую Америку, а вслед за ней — монотонный Купер с индейцами и «Последним из Могикан» нужны, чтобы переправить нас в путешествие через Атлантику. Наверное, здесь мы подобны «Титанику», кораблю, который до пункта назначения не доплыл и Нового света так и не увидел. Гришковец, плохо зная историю, слово «Титаник» расшифровывает как «маленький Титан». Эта трактовка неверна. Впрочем, правдоподобия нет ни в чем. Есть стеб по поводу то немцев, то англичан, то русских.



Но что же спектакль? Мне показалось, что он лучше литературного материала. Жанр актер Трегубов и режиссер Алексей Суханов обозначили как «историко–цирковой спектакль в защиту мира». В этом наборе стебовых смыслов меня подкупило второе слово, которое, как ни странно Андрей сдержал. Он работал в эксцентрическом ключе, не выпадая из него почти до самого конца. Потом был финал, где артист попытался перейти на серьезные словами типа «над чем смеетесь – над собой смеетесь». А мир-то действительно гибнет.

Ну, гибнет он или нет, сие нам неведомо, а работа получилась остроумная. Правда, веселых буффон, (сценических импровизационных шуток), мне как-то не хватило. Было симпатичное начало, когда на сцену вышла фрау Ульрих в английском костюме, плакатами дав нам понять: не болтай и мобильникам стоп. По второму пункту намек был сделан трижды, в экспрессивной манере.



Хороши были переходы артиста от прозы текста в иные жанры — от оперетты до оперы. Прекрасный вокал с жирным вторым актерским планом, хорошая техника игры фрау в исполнении Виктории Лукиной на фортепьяно. Еще два эксцентрика — Жюль Евгения Бондарева и Антуан Федора Пшавы разряжали ситуацию. Правда, их успехи в данном жанре были более скромны, чем у Виктории. И вся эта компания называлась так: Андрей Трегубов и его воображаемые друзья.

Когда-то они оба работали в Молодежном театре. Андрей и Алексей были актерами, причем успешными. Но успех их был разный. Алексей Суханов – любимец критики, что бывает редко, почему-то был обойден режиссерским вниманием. Все ждали, что на него будет поставлен спектакль, но таких тонких и умных актеров режиссеры почему-то боятся. Андрей – «свой парень», поэтому главные роли сыпались на него в избытке. Правда, амплуа свое – клоунское и редкое в наших широтах, он обрел только в данном спектакле. Тут есть над чем работать. Для эксцентрического актера форма важнее содержания. А режиссеру нужно не бояться играть в Мейерхольда, наполняя музыкой как можно большее количество сценического пространства. Тем более, что в труппе есть и своя пианистка–актриса, и свой вокалист.



Пойдем ли мы после спектакля спасать мир — неизвестно, и причем здесь злополучный «Титаник» — непонятно. Разве что это одна из самых популярных мифологем ХХ века? Но публика смеялась, и все это можно было назвать успехом.

Елена Петрова

Читайте о спектакле в блогах на Кублоге:

События
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Sukhanov
  • написано
Спасибо.
  • avatar
  • AndrewTregubov
  • написано
И от меня. Целый день улыбаюсь.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Фоточки, очень :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.