Неосмысленный эксперимент в "Одном театре". Год спустя

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Фото из репотража: Елена Петрова про спектакль «Мысль»: «Надо читать Фрейда»

Как хорошие книги нужно перечитывать спустя время, так и некоторые спектакли стоит пересматривать, — чтобы заново прочувствовать, понять, заметить то, что осталось незамеченным сразу. Пока в театральной жизни Краснодара — относительное затишье перед премьерами, Кублог отправился в «Один театр», чтобы свежим взглядом оценить довольно неоднозначную постановку «Мысль» по мотивам рассказа еще более неоднозначного писателя XX века Леонида Андреева. К тому же, спустя полгода после премьеры спектакль претерпел серьезные изменения.

Театр – не только визуальное и эстетическое развлечение. В храм Мельпомены мы идем еще, чтобы посмотреть на себя со стороны. Несомненно, очередной поход на гениальную пьесу Чехова будет весьма полезен. Но дабы не получить интоксикацию медом, коим «смазаны» консервативные подмостки, полезно переключать внимание на нетипичные постановки. Благо, сегодня театры, преимущественно экспериментальные, стали чаще обращаться к Платонову, Володину, Андрееву и т.д.

Фото Татьяны Зубковой, Кублог
Фото из репотража: Елена Петрова про спектакль «Мысль»: «Надо читать Фрейда»

С точки зрения пользы для современного зрителя драматургия Леонида Андреева имеет колоссальное значение. Мы живем в эпоху материализовавшегося безумия. То, что происходит в современном мире — за гранью добра и зла. Все больше людей стремится примерить на себя платье ницшеанского сверхчеловека. Лишенный, по словам самого автора, соответствия художественным требованиям, рассказ «Мысль» спустя век после написания поражает новизной идеи. С одной стороны, он противостоит философии Ницше и художественному опыту Достоевского, с другой — продолжает их.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Фото из репотража: Елена Петрова про спектакль «Мысль»: «Надо читать Фрейда»

Читатели рассказа «Мысль», несомненно, поймут, что история о том, как с человеком, изначально созданным для счастья, происходит трагедия разума, корень которой — в том, что порой мы не можем доверять даже собственной мысли. Обращаться с этой историей нужно осторожно. Возможно, участники молодого, но громкого краснодарского проекта «Один Театр» осознавали это, когда брались за проект. Премьера спектакля состоялась в марте прошлого года и, если верить рецензии театроведа Елены Петровой, моноспектакль режиссера Артёма Акатова с Арсением Фогелевым в главной роли представлял собой картину весьма удручающую. Спустя полгода постановка получила новое прочтение. Режиссером выступил уже сам Фогелев, а Акатов занял вакантное место на сцене. Как ни прискорбно, но такая рокировка никак не повлияла на результат.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Фото из репотража: Елена Петрова про спектакль «Мысль»: «Надо читать Фрейда»

На сцене — три актера, которые делят между собой прямую речь главного героя – доктора Антона Керженцева. И это явный режиссерский просчет. В утомительной какофонии голосов сложно уловить смысл завязки, в которой человек, водрузивший себя на пьедестал «права имеющих», решает симулировать безумие, дабы совершить преступление и не понести наказания. К тому же, повествование Керженцева (Артём Акатов) поначалу напоминает голос диктора, читающего скучную аудиокнигу. Но совсем невыносимо становится тогда, когда к нему подключаются реплики Татьяны Николаевны (удивительной красоты актрисы Анастасии Шульженко), которая произносит слова протяжно и с придыханием, совершенно неверно расставляя смысловые акценты в предложениях. Складывается впечатление, что она в отведенное для неё время просто произносит заученный текст. Спасает актрису лишь декольте. Гипертрофированный вырез платья настолько выбивается из общей сценической картины, что порой становится смешно, и от абсурдности происходящего о тексте забываешь напрочь.

Легкую улыбку вызывает и Алексей Савелов (его играет Роман Бурдеев). Образ мягкого, несколько непосредственного болезненного человека, по-видимому, ассоциируется у режиссера с идиотизмом. И если в первой части спектакля понятно, что актеры играют своих персонажей, то ближе к кульминации и вплоть до развязки зритель отчаянно пытается уловить грань, за пределами которой они становятся лишь карикатурными штрихами в портрете главного героя. Причем разделение личности не оправдано, так как уровень игры артистов разный.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог
Фото из репотража: Елена Петрова про спектакль «Мысль»: «Надо читать Фрейда»

И, несмотря на то, что к середине спектакля с подачи Акатова, который начинает задавать тон, вся троица все-таки «раскачивается» и набирает темп, зрителя все же больше интересуют визуальные и шумовые эффекты. Звуки терменвокса, приглушенный свет, «закадровая» речь автора в лице Арсения Фогелева оказывают более сильное эмоциональное воздействие, чем актерская игра. А должно быть иначе. И если зритель, не знакомый с творчеством Андреева, просто не докопается до сути, то тот, кто специально придет посмотреть на сомнения холодного расчетливого доктора, останется глубоко разочарован. И вроде бы все по тексту, и эмоционально, и ярко… Но, погружаясь в гротеск, мы совсем не поспеваем за мыслью, в какой-то момент теряем ее, совершенно не понимая, почему завладевшая рассудком героя идея, еще вчера послушная Керженцеву, вдруг изменяет ему? А труппа во главе с режиссером не может помочь с ответом.

Остается надеяться, что это ненадолго, — если, конечно, формат экспериментальной творческой площадки подразумевает профессиональный рост и неоднократное переосмысление материала.

Надежда Федяй
События
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
«Складывается впечатление, что она в отведенное для неё время просто произносит заученный текст. Спасает актрису лишь декольте».

Жаль, нет фото с новой актрисой.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.