Ирина Белова об "Опере без границ": пустые кресла в зале откровенно огорчили

До 28 февраля в Краснодаре проходит второй ежегодный фестиваль оперного искусства. Он стал площадкой для международного конкурса молодых исполнителей «Опера без границ», который впервые провели в прошлом году.

Музыкальные фестивали ныне не редкость, и в нашем городе они проходят регулярно уже не одно десятилетие и не по одному в сезон. «Кубанская музыкальная весна» насчитывает несколько десятилетий, традиционным стал органный фестиваль, всерьёз и надолго в нашем крае поселился «Молодой балет мира»; даже фестиваль джаза имеет в нашем городе и статус, и свою публику. Иное дело – оперные. Это «штучный товар», редкость. Справедливости ради замечу, что в наше непростое время внимание к опере как виду искусства не только не ослабевает, но возрастает, множится и крепнет. Отчасти, вероятно, потому, что в оперном искусстве настала новая эпоха – эпоха режиссёра. Достижение ли это современного культурного процесса или катастрофа для оперы – рассудит только время.

Конкурсов молодых оперных певцов сегодня в стране проводится достаточно много. Самый именитый – конкурс им. П.И.Чайковского в Москве — проводится раз в четыре года. И бренды сложились значимые: имени М.И. Глинки, имени С.Рахманинова, имени Н. Обуховой, имени А. Неждановой, М.Михайлова, В.Барсовой, Б.Штоколова, Ф.Шаляпина, М.Максаковой. Есть замечательный Международный конкурс оперных певцов «Санкт-Петербург» Ирины Богачёвой, проводились конкурсы Галины Вишневской и Елены Образцовой. И совсем особый — «конкурс конкурсов» — в Саратове, в нем принимают участие только лауреаты других конкурсов. То есть планка заявлена изначально высокая, а «случайные» лауреаты и дипломанты (чего греха таить, бывает на конкурсах и такое) на фоне справедливых и заслуженных дискредитируют не только себя, но тот конкурс, на котором они были отмечены.



Народная артистка России Лариса Гергиева, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, второй год подряд председательствует в жюри международного конкурса молодых оперных певцов в Краснодаре. Всего участвует 32 певца, статус международного обеспечен присутствием конкурсантов из Армении, Украины, Грузии, но в основном, конечно, представлен Санкт-Петербург.

В пятницу и воскресенье шёл второй тур. Прослушивания проходили в концертном зале музыкального колледжа им. Римского-Корсакова. Каждый исполнял по две разноплановые арии: одну из русского репертуара, другую – из зарубежной классики, сложные в вокальной технике и многоплановые по актёрскому мастерству произведения. Отмечу сразу же, что пустые кресла в этом небольшом зале откровенно огорчили. В городе, где столько творческих учебных заведений, не нашлось пары сотен студентов, интересующихся вокальным искусством?! А ещё в нашем городе, поверьте, сохранилась публика, взращенная на лучших оперных театрах страны, по три месяца гастролировавших в Краснодаре в советские времена. Вот кто был бы идеальной публикой для этого зала, благодарной и требовательной, понимающей в оперном искусстве.



Признаюсь, уровень исполнительства очень разный: от готовых для «серьёзных» оперных площадок артистов до откровенного незрелого школярства. Для меня сложился некий короткий список фаворитов, у которых, на мой взгляд, большое будущее.

А теперь о фестивальной программе. Два вечера, в пятницу и воскресенье, Музыкальный театр предложил публике оперу Р.Леонкавалло «Паяцы» (дирижировал приглашённый маэстро из Михайловского театра Владислав Карклин) и замечательный проект «Чайковский-гала». Замечателен он был уже тем, что включал в себя арии и сцены из опер Петра Ильича – в первом отделении, и фрагменты балетных шедевров – во втором, что позволило просто насладиться музыкой. Чайковский «из-под рук» нового главного дирижёра Музыкального театра Виктора Олина – в первой части гала-концерта – и заслуженного артиста России Александра Лавренюка, девятнадцатый год (!) ведущего все спектакли в Театре балета Юрия Григоровича – был великолепен. Праздник Чайковского получился, и название представления «гала’» (по-французски – «праздник») было вполне оправдано.



Конечно, о солистах речь особая. Акцентированная. На них держится опера. Их знают, их любят, им поклоняются. Гюльнара Низамова блистала в партии Недды в окружении приглашённых партнёров Александра Никитина (Тонио) и Михаила Макарова (Канио) — оба солисты Мариинского театра — и Владимира Кузнецова (Сильвио). Выступление Александра Никитина и с песней Томского из «Пиковой дамы», и особенно с арией Роберта из «Иоланты», думаю, оставило благодарную память у нашей публики. Но любой фестиваль отнюдь не хит-парад любимых номеров, он обязан включать нечто новое, предлагать публике какое-то культурное открытие, сюрприз. Таким сюрпризом стал дуэт из оперы «Мазепа», исполненный Владиславом Емелиным (Мазепа) и Гюльнарой Низамовой (Мария). Казалось бы, всё на слуху, а тут «отрыли» новый перл, и эта жемчужина на равных заблистала в сиянии шедевров.

Солистка Мариинского театра, лауреат нескольких вокальных конкурсов Мария Баянкина (Мариинский театр) продемонстрировала безукоризненный вокал в финальной сцене «Евгения Онегина» (будем с нетерпением ждать её Виолетту в последний вечер фестиваля). Её партнёром выступил наш Владимир Кузнецов.



Заслуженные артисты Кубани Владислав Емелин, Гюльнара Низамова, Владимир Кузнецов и Наталья Бызеева – премьеры, на них держится репертуар нашего театра, их почитает и любит краснодарская публика. Каждый из них, безусловно, заслуживает отдельного внимания.

Красивой, мощной точкой первому отделению концерта «Чайковский-гала» стал хор «Славься, свет Екатерина» из «Пиковой дамы» (хормейстер Игорь Шведов).

Во втором отделении выступали солисты Краснодарского театра балета Юрия Григоровича. Это было, как всегда, очень красиво: фрагменты из «Лебединого Озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» — величайшие произведения Петра Ильича и признанные во всем мире шедевры хореографии.



Сегодня – третий тур конкурса и ещё один сюрприз: спектакль Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания опера Г.Генделя «Агриппина». Это полная интрига: впервые в Краснодаре опера Генделя, впервые — Владикавказский оперный театра на нашей сцене.

Наш город уже навечно закреплён именем и наследием Юрия Григоровича на мировой балетной карте. Посмотрим, маленькая точка с названием «Краснодар» закрепится ли на карте оперной?

Ирина Белова

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Zubkova
  • написано
На мой взгляд, самое «вкусное» нашего оперного фестиваля — это именно конкурс. Человек, который «подсел» на звучание живого человеческого голоса получает от этого действа гурманские ощущения. Столько «блюд», какое разнообразие. Да, не все одинаково хороши) Но есть и прекрасные.
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Абсолютно согласна, что самое интересное и самое живое это конкурс. Все остальное пока только формируется. Кстати пустые кресла на 2 туре нормальная история. Это конкурс, а не концерт. Но на 3 тур как раз набежало народу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.