Привезти людей из районов на автобусах – дело благородное

II Фестиваль оперного искусства и международный конкурс молодых оперных певцов «Опера без границ» в Краснодаре завершены. Чем для города стали эти пронизанные музыкой восемь дней, рассказывает театральный и музыкальный критик Ирина Белова.

Итоги подведены, названы дипломанты и лауреаты, вручены специальные призы. И хотя решение сверхкомпетентного жюри не оспаривается, мне показалось, что в некоторых случаях, помимо законов и критериев музыкально искусства, здесь присутствовала и политкорректность. Хотя в целом конкурс оставил очень хорошее впечатление.

Это были по-настоящему напряжённые дни. Прослушала 64 арии на втором туре в зале Музыкального колледжа, не пропустила и третьего тура, проходившего в Органном зале в полупустом зале. Уровень участников, на мой взгляд, слишком разнился — от высокого профессионализма одних исполнителей, готовых выйти на любую оперную площадку, до, безусловно, талантливых, но ещё не зрелых артистов.



Ещё на втором туре невозможно было не отметить яркий, лемешевского тембра, тенор Ильи Селиванова, владеющего и заразительным артистизмом: обе арии Левко и ария Ленского вызывали даже на конкурсе многократное «браво» (он и получил Гран-при конкурса и звание лауреата). Публика на конкурсном прослушивании была вполне подготовленная и разбирающаяся практически безошибочно в вокальных «секретах».

Сильное впечатление оставила зрелая, абсолютно сложившаяся певица с безукоризненным мастерством и вкусом, сопрано Наталья Павлова из Москвы – Первая премия. Светлана Москаленко из Питера также стала обладательницей Первой премии.

Из 17 счастливчиков, чье мастерство было отмечено жюри, отдельного внимания заслуживает Диана Нурмухаметова (г. Уфа), ставшая лауреатом. Ее хрустальная колоратура явно останется в памяти. Как и мощный актёрский талант Марии Соловьёвой (г. Севастополь), исполнившей сложнейшую по драматизму и вокалу арию. Незабываемы выступления Геворга Григоряна (г. Владикавказ), особенно во втором туре с каватиной Алеко – глубоко, проникновенно, вокально почти безукоризненно (он стал Лауреатом третьей премии). Чрезвычайно выразительна была на втором туре Елена Горло (г. Санкт-Петербург), меццо-сопрано, исполнившая совершенно разноплановые арии – П. Чайковского и Л. Бернстайна.



Огорчила какая-то небрежность организаторов: трижды прозвучало досадное «За лучшее исполнение» такой-то арии. Как они могли быть лучшими, если они были единственными?

В пышном, запоминающемся концерте победителей приняли участие ещё два участника Фестиваля, не оперные певцы – учащаяся специализированной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов юная певица Юлия Пивень и выпускник этой школы, лауреат многих конкурсов и обладатель Гран-при молодых исполнителей джазовой музыки Олег Аккуратов. Сказать, что зал принял очень тепло и благодарно их выступление, будет только сухими словами.

Со сцены за время праздника часто звучали слова о том, что Краснодар, помимо того, что он стал заметной точкой на мировой карте балетного искусства, вполне может стать центром и оперного. Ну, кто осмелится поспорить, что принимать гостей наш город умеет. Но степень подлинной культуры города, принимающего оперный фестиваль и конкурс певцов, определяется, без сомнения, публикой. Так вот публика, увы, на спектаклях и на заключительном концерте была очень разная. Неуместные аплодисменты в паузах и сменах частей арий выдавали публику случайную, не знакомую с законами жанра, — и это был не один, а десятки непосвящённых. Мне кажется, привезти людей из районов на автобусах – дело благородное, но ведь можно и навредить самому событию таким рвением заполнить зал.



В рамках фестиваля были представлены две великие итальянские оперы — «Паяцы» Леонковалло и вершина «хит-парада» мирового оперного искусства – «Травиата» Верди, обе с яркими солистами Мариинки. Неожиданное название «Агриппина» в купе с именем величайшего композитора барокко Генделя стало подлинной интригой. Спектакль Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия — Алания «Агриппина» Генделя, вероятно, стал подарком Краснодару от председателя жюри Ларисы Гергиевой (которая, замечу в скобках, является художественным руководителем этого театра). Гендель был великолепен! Мне не доводилось не только видеть на сцене воплощённые его шедевры, но и встречать в афишах это великое имя. Но, как говорится, не важно что, а важно как! И вот тут откровения иного, не столь радужного окраса, оттесняют чувство благодарности за воплощение Генделя.

Спектакль оставил очень смутное впечатление, здесь заняты три (!) театра: солисты Мариинки, артисты академического театра драмы Алании, оркестр театра оперы и балеты и артисты непосредственно балета. На мой взгляд, в смешении способа существования на сцене артистов и в режиссуре, не смогшей связать величие музыки с хрестоматийным сюжетом дворцовой интриги, а веселящей публику неоправданными комическими штампами, отвлекающими зрителя от музыки, читалась некая случайность, далёкая от концептуальности. Равно как и несоответствие почти аутентичных барочных декораций и античных тог с не привязанными ни к чему костюмами богов мне тоже показалось мало убедительными. Так что это духовное яство – при всей его притягательности — оставило чуть горьковатый привкус.



Блестящим финалом фестивальной программы стала беспроигрышная «Травиата» Дж.Верди с солистами Мириинского театра Санкт-Петербурга. Это самая посещаемая опера в мире(!) была принята у нас триумфально. Конечно, залогом успеха стала не только гениальность Верди, но и новый для Краснодара дирижёр, член жюри конкурса Карен Дургарян (г. Ереван) и солисты — артистичная красавица с замечательным голосом Мария Баянкина (Виолетта) и мощный тенор, несколько уступающий ей в артистизме, Дмитрий Воропаев (Альфред). Публика была в восторге и от Владимира Кузнецова в партии Жермона.

Отчасти фестиваль стал бенефисом Марии Баянкиной: она была великолепна в партиях Виолетты и Венеры («Агриппина») и заворожила публику исполнением финальной сцены Татьяны и Онегина (её партнёром выступил баритон Владимир Кузнецов) в праздничном концерте.

Праздник оперы завершился. Оправдал ли он ожидания? Бесспорно! Станет ли Краснодар оперным городом – посмотрим. Это ведь зависит и от нас с вами.

Ирина Белова

Материалы по теме:
Ирина Белова об «Опере без границ»: пустые кресла в зале откровенно огорчили
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • fb_100001948021249
  • написано
Я, вот, кстати, совершенно не согласна с заголовком: по-моему, очень некрасиво писать про людей на автобусах. В свое время, когда я училась в школе в Белой Глине, мы приезжали вот на таких автобусах в Музыкальный или Драмтеатр, и, поверьте, как мы были счастливы такой возможности! Не каждому доставалась такая возможность: поощряли за хорошую учебу, за активную деятельность.

«Так вот публика, увы, на спектаклях и на заключительном концерте была очень разная. Неуместные аплодисменты в паузах и сменах частей арий выдавали публику случайную, не знакомую с законами жанра, — и это был не один, а десятки непосвящённых. Мне кажется, привезти людей из районов на автобусах – дело благородное, но ведь можно и навредить самому событию таким рвением заполнить зал».

А когда опера стала не элитарным видом искусства, скажите, пожалуйста? Когда опера стала «для всех»? Рядом со мной сидела взрослая женщина с мужем, как раз приехавшая вот на таком автобусе. Она со стеснением спрашивала, что это за фестиваль, что за опера и кто выступает. Она не знала, что всегда есть субтитры и очень переживала, что не поймет, что будет происходить на сцене. Дело бы на «Травиате». Она и слово «Травиата» узнала-то впервые, ее муж — не менее стеснительный и скромный человек — после второго акта предположил, что оно означает, и оказался прав! Эти и другие люди, «приехавшие на автобусах», пусть хлопали не всегда вовремя (когда еще ария не закончилась), но эти люди вышли последними (!!!), не вскакивали и не бежали со своих мест к выходу, проявляя свое неуважение к артистам. Более того, эти люди с интересом изучали репертуар на март и апрель, спрашивали, что стоит посетить. И очень бестактно с вашей стороны говорить, что «ведь можно и навредить самому событию таким рвением заполнить зал».
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
При всем том, что я тот еще сноб, поддержу. Опера искусство не для всех, но автобусы способствуют расширению аудитории этого жанра. Неофитство в опере не грех. Куда больше оперных неофитов меня в этот раз на фестивале раздражали фотографы и прочие служители прессы: постоянные перемещения по залу, щелчки затворов, вспышки… по сравнению с восторженными аплодисментами неофитов, мешали куда больше.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.