Развлечения в кармане брюк



Абсолютно несерьезное отношение к игровой индустрии в нашей стране, о котором мы делали большой материал в прошлых выпусках рубрики «Тренд», породило в России не только предвзятое отношение к человеку с геймпадом в руках, но и, как ни странно, дало в конце двухтысячных огромный толчок для развития такого казавшегося тогда несерьезным явления как мобильные игры. Пока все российские игроки каждый день заходят в магазины цифровой дистрибьюции для основных консольных платформ и с замиранием сердца боятся увидеть новые цены на их любимые интерактивные развлечения, разработчики условно-бесплатных приложений для мобильных платформ переживают уже третий по счету экономический подъем и смотрят в будущее с завидным оптимизмом. Почему через несколько лет большие игры могут на полном серьезе уступить место развлечениям, умещающимся в кармане брюк, мы сегодня и попытаемся разобраться.



В недавней новой серии горячо любимого многими «Южного парка» его создатели Трей Паркер и Мэт Стоун, известные в мультипликационных кругах как заядлые геймеры с двадцатилетним стажем, прошлись своим сатирическим катком по рынку и разработчикам условно-бесплатных мобильных игр. Основным посылом их подтрунивания стала идея о том, что на самом деле развлечения для мобильников можно сравнить с героиновой зависимостью, а те миллиарды долларов, которые зарабатывают эти поделки порой крайне низкого качества, идут в фонд помощи главного зла во всем мире — Канадского Сатаны. Естественно, после выхода серии в интернете по традиции началась волна обсуждений, а самое поразительное — в ветках комментариев на иностранных ресурсах стало появляться все больше русскоязычных мнений. После небольшого социологического исследования и переписки с представителем «1С-Софтклаб» на поверхность вылезли поразительные для меня цифры. Оказывается, четверть прибыли от иностранных мобильных игры приходится именно на Россию. Так откуда же взялась такая повальная популярность этого кажущегося большинству игроков «низкого жанра»?



Во-первых, это несомненное удобство мобильных игр. Если раньше, чтобы скоротать время по пути на работу в общественном транспорте, нужно было покупать отдельную мобильную приставку от какой-нибудь Sony или Nintendo, то теперь погрузиться в роль спасителя человечества, держась трясущейся рукой за поручень в окружении бабушек с котомками и нервных студентов, можно просто достав из кармана свой смартфон. Цены в AppStore и Android-Market стали более чем демократичными, а многие ролевые игры или подобия Sims вообще стали раздаваться бесплатно. Для погружения в непрекращающуюся игру не нужно теперь никаких подручных средств, нет никакого противостояния платформ, миллионы пользователей могут играть друг с другом по сети при помощи куцего 3G-канала в смартфоне.

Во-вторых, многие товарищи, считающие игры развлечением для неокрепших пубертатных малолеток, почему-то совсем не брезгуют мобильными играми. Устоявшийся гештальт здесь ломается по одной простой причине, объясняющейся так: «Это пусть задроты покупают свои приставочки и проводят часы за этими вашими игрушками, а я вечерком на унитазе, или с утра в маршрутке поиграю часок, отложу, да и забуду. Это то же самое, что читать инструкцию на освежителе воздуха, только немного интересней». Именно на этом ушлые разработчики и ловят таких потребителей. Оказывается, что успокаивая себя, они начинают не только при первой свободной минутке лезть в карман и открывать заветное приложение, но и вкачивать реальные деньги в развитие своих персонажей из мобильных игр. Ведь никому не хочется сильно напрягаться в игре, которая вроде как призвана развлечь вас на полчаса. Так почему бы не внести два-три доллара вот за этот вот хрустальный меч и уже не просто убивать время, но и чувствовать себя в такие моменты самым крутым. Как раз благодаря такому «с миру по нитке» разработчики подобных игр становятся миллионерами, а Канадский Сатана улыбается в полном денежном экстазе.



Несомненным катализатором появления интереса простых россиян к подобным развлечениям стала социальная сеть «Вконтакте» и ненавистные многими «Одноклассники». Домохозяйки, проводящие дни напролет на своих интерактивных фермах и наряжающие новогоднюю елку за реальные рубли, офисные клерки, узнавшие что их любимая игра из соцсети Паши Дурова теперь появилась и на мобильных платформах — все они стали жертвами трансформирующийся зависимости и теперь заносят деньги разработчикам не только в свободное от работы время, но и в обеденный перерыв. Подобная интеграция уже давно произошла на Западе, у нас же только набирает обороты, а в следующие кризисные года будет только стремительно развиваться.



Несколько лет назад все игроки большого рынка смотрели на мобильные приложения не только как на маленького шебутного братца, который не может никому навредить, но и наоборот — потворствовали их развитию, считая, что поиграв в игру на смартфоне человек в какой-то момент своей жизни рискнет и погрузиться в мир больших видеоигр. Сейчас же ситуация кажется абсолютно противоположной. Пока цены на создание и маркетинг крупных проектов продолжают расти и отбить деньги на разработку и пиар даже самых качественных продуктов становится не так-то просто, все больше мировых издательств начинают обращать внимание на эту нишу в ущерб играм для больших платформ. Зачем тратить кучу денег на производство нового Half-Life, если можно потратить пару миллионов долларов, а заработать суммы в десятки раз превосходящие куш многих консольных творений? Такими темпами через каких-нибудь 10 лет новый GTA будет сначала выходить на мобилках, а консольные эксклюзивы станут какими-то странниками из прошлых сладких времен. Конечно, может быть я и сгущаю краски, но наметившийся тренд должен насторожить всех игрков ни чуть не меньше, чем поднятие цен в PS-Store.

Денис Юрьев
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.