Война глазами женщин



К столетию Первой Мировой войны телевидение многих стран-участниц подготовило массу специальных программ — от многосерийной документалистики до художественных сериалов. К сожалению, нет возможности рассказать обо всем, однако два проекта невольно обращают на себя внимание схожестью как тематики, так и художественной формы. Об одном из них, сериале «Багряное поле», я уже коротко писала весной. Поводом же к сегодняшнему обзору стал появившийся в сети русскоязычный релиз австралийского шестисерийника «Девушки из Анзак», во многом перекликающийся с британским проектом.

Оба сериала рассказывают о работе медицинских сестер в годы Первой Мировой войны, только в «Багряном поле» добровольцы приезжают из Британии, а в «Девушках из Анзак» — из Австралии и Новой Зеландии (Анзак так и расшифровывается: «австралийский и новозеландский армейский корпус»). Оба сериала не являются медицинскими «процедуралами». Это, скорее, рассказ о людских судьбах на фоне войны: о гигантской мясорубке, искалечившей многие жизни, о встречах и расставаниях, о том, как меняется человек под влиянием тяжелых обстоятельств.



Но есть и различия. Они не только в разнице места действия: в «Анзак» дело происходит по большей части не на Западном фронте, а в ближневосточном театре военных действий (Египет, остров Лемнос, Дарданеллы), что уже само по себе интересно — об этой странице в истории у нас известно крайне мало. Кроме того, главными героинями «Анзак» стали не выдуманные, а реальные женщины: в основу сценария были положены их дневники и воспоминания.

Тем не менее, именно «Девушки из Анзак», несмотря на интереснейший исторический контекст и широкий охват мест действия (полевой госпиталь на пустынном острове, военный корабль, больница в Каире, а потом и госпиталя Западного фронта), производят впечатление поверхностности. Чувствуется, что сценаристы в первую очередь стремились сделать рассказ «о наших героических женщинах», их в первую очередь заботил престиж страны, а не просто желание рассказать об интересных человеческих судьбах (а они действительно чрезвычайно интересны). Стремление это усиленно маскируется (возможно, и от самих себя), но, тем не менее, беспрерывно прорывается в мелочах: то в крайне ядовитом изображении британских медсестер, то в замечаниях по поводу «затмивших австралийцев англичан», то еще в чем.


Это, впрочем, была бы ерунда, если бы такая позиция не сочеталась с некоторой мыльнооперностью сериала. Работа в госпитале, исторические события, судьбы второстепенных персонажей — всё это идет просто-напросто размытым фоном к основной истории. Основная же история по большей части романтическая, причем во множестве вариантов: главных героинь несколько, так что и любовных историй тоже несколько. При таком подходе в кадр не попадают не только истории каких-то солдат-пациентов, но даже и полноценных второстепенных персонажей: стоит им представлять романтический интерес для героини, как они бесследно исчезают из поля зрения.



Справедливости ради стоит заметить, что тут есть и «романы с работой», когда женщины целиком и полностью посвятили себя любимому делу, однако это почему-то выступает контрастом к «любовным историям», где женщины целиком и полностью посвятили себя возлюбленному, а работа только шуршит на заднем плане. Не знаю, в чем дело — в таком подходе или в актерской игре — но оба варианта эмоционально цепляют крайне слабо.

Впрочем, есть и исключение. История Олив Хейнс, очень жизнерадостной и сильной женщины, которая смогла найти себя и в работе, и в любви, совершенно прекрасна, как и актерская работа в этой роли. Пожалуй, ради нее сериал во многом и стоит посмотреть. И ради нескольких небольших, но очень ярких эпизодов — например, восхитительной лекции сестры Элис Росс Кинг о венерических заболеваниях. Ну, и познавательная ценность сериала тоже не стоит сбрасывать со счетов, хотя некоторая глянцевость подачи материала может несколько напрягать. Это проявляется не в романтизации войны (тяжести войны и ранений не замалчиваются, условия на Лемносе изображены ужасающими), а в какой-то излишней яркости картинки, будто все только «играют» в знаменитые исторические события.



Такой глянцевости совсем не ощущается в «Багряном поле», сериале BBC, хотя как раз он, в отличие от обласканного австралийскими критиками «ANZAC Girls», британской прессой был встречен со скептическим хмыком. Очевидно, чем больше проходит времени, тем болезненнее становится для англичан тема Первой Мировой, и что-то меньшее, чем шедевр, они на эту тему видеть не хотят.

Что же, «Багряное поле» не шедевр. Это просто очень хороший сериал, уровня «Вызовите акушерку» или «Аббатства Даунтон» (только гораздо менее мыльнооперный). Главные его героини — три девушки, приехавшие медсестрами-добровольцами на Западный фронт в 1914 году. У каждой из них свои причины так поступить: кто-то ищет спасения, кто-то ищет себя, кто-то ищет чего-то нового. В любом случае, каждая найдет больше, чем ожидала.



Сюжет очень детально выписывает как отношения между тремя героинями, так и их первые шаги на работе, и конфликты с начальством, и возникающие трения, и возникающую дружбу; обрисовывает характеры и истории почти всех обитателей госпиталя, от подсобных рабочих до хирургов и главных медсестер, а также уделяет внимание историям пациентов. В итоге возникает объемная картина не только жизни и работы полевого госпиталя, но и прифронтовой полосы в целом. В ней нет красивых общих планов, зато есть стреоскопическая картина, складывающаяся из многочисленных точных в деталях кусочков.

Тут очень много мужчин, однако основное внимание уделено женщинам. Они не только главные героини — сильные и слабые, коварные и чистые душой, опытные и наивные — но и в целом сериал показывает войну глазами женщин.


Но главное его достоинство в том, что это не взгляд из «прекрасного далёка», не призыв вспомнить «как это было», а история о людях: о становлении характера, о преодолении боли, о поисках нового смысла в жизни, о разновидностях человеческой подлости, о дружбе, уважении и любви.

К сожалению, история эта оборвалась на полуслове: BBC не продлил сериал из-за низких рейтингов (что крайне странно, с учетом того, какую ерунду там могут продлять). Но и то, что уже есть, определенно стоит просмотра. И из двух сериалов о медсестрах я выбрала бы не иллюстрацию в учебнике по истории (пусть и хорошую иллюстрацию), а разговор на вечно современные темы.

Полина Скурихина
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • TigrIgor
  • написано
Лёгкий приятный к прочтению текст, оставляющий послевкусие тёплого лампового света. И если бы собаки не были врагами кошек, я бы даже лайкнул.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.