"Батальонъ": сотворить режиссерское волшебство с Кожевниковой не удалось

Коллаж Лорикс Позняк. Кублог

Большое российское кино, претендующее на масштабность, а уж тем более берущее за свою основу определенную трагическую историческую эпоху, всегда напоминает огромный благотворительный аукцион, в котором, как кажется, поучаствовал практически каждый желающий. Из-за рисков коммерческой неуспешности в производстве таких лент участвует очень много меценатов, которые порой вообще не имеют никакого отношения к кинопроизводству. А из-за подобных продюсерских особенностей такие фильмы чаще всего с самого начала снимаются с заделом на транслирование на федеральных каналах, и все они очень похожи по своей структуре. Главный бич таких работ — постоянное ощущение во время просмотра, что тебе показывают пятисерийный исторический байопик, склеенный в формат полного метра и от этого сильно потерявший в своей сюжетной целостности. «Батальонъ» абсолютно по всем статьям повторяет эти заезженные ошибки, но при этом на поверку оказывается местами неплохой исторической драмой, которая может увлечь вас без вездесущих реклам порошка и прокладок между сериями.



Первая мировая война подходит к концу. Уставшие от затяжной бессмысленной окопной бойни русские солдаты начинают откровенно брататься с немецкими солдатами, беспробудно пить и отказываться выполнять приказы. Главным лейтмотивом их морозной меланхолии становится желание поскорей вернуться домой и не участвовать во всем этом сумасшествии, затеянном страной, которой совсем скоро не станет на карте мира. Чтобы хоть как-то взбудоражить умы утомившихся вояк, временное правительство набирает специальный женский батальон под руководством харизматичной Марии Бочкаревой, которая за два месяца военной жизни становится настоящей матерью женщин, добровольно пошедших на войну. Контингент Батальона смерти довольно типичен для подобных лент — дочка генерала, дворянка, простая крестьянка, бывшая воровка и т.д. Всем этим разношерстным персонажам предстоит найти компромисс в своих внутренних распрях и стать друг другу настоящими братьями по оружию.



Как ни старался спец по хорошим военным драмам Дмитрий Месхиев снять целостное произведение, «Батальонъ» все равно остался полон сюжетных недосказанностей и откровенно ненужных затянутых сцен, которые не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Обширная часть фильма, посвященная подготовке женского батальона, которая должна галопом показать зрителю все основный характеры и погрузить его в атмосферу настоящего противостояния, длится почти полтора часа, и к моменту батальных сцен тебе начинает казаться, что ты хоть и знаешь о героинях почти все, при этом не сопереживаешь им и не видишь в них живых людей. Рассыпая целый ворох маленьких зацепочек на действительно интересные диалоги и повороты, режиссер в каком-то творческом бессилии просто не может довести ни одну из них до своего логического конца. Вот командира батальона сдают собственные подчиненные, вот зажравшиеся русские солдаты вступают в откровенную конфронтацию с женским батальоном, а вот же немцы, желающие, с собственных слов, нашим бойцам только добра, начинают травить их смертельным газом. Все получается как-то сумбурно, бессвязно и порой откровенно нелепо. Возможно, в телевизионной «режиссерской версии» все эти огрехи превратятся в законченную картину, но в таком виде кино больше напоминает костюмированный балаган, чем суровую военную драму.



Все несостыковки сценария пытается вытянуть на себе Мария Аронова, для которой эта лента стала очевидным звездным часом. Очень талантливая театральная актриса, знакомая простым зрителям по своим ролям во всяком шлаке типа сериала «Солдаты», здесь разворачивается на полную катушку. Её героине действительно веришь, сопереживаешь, и кажется, что актриса сама только что вернулась с театра военных действий. За эту роль ей определенно светил бы «Оскар», если бы его давали актерам неанглоязычного кино. Остальная съемочная команда на её фоне выглядит невзрачными статистами, призванными только отыгрывать свои роли и красиво умирать. Больше всего разочаровала Мария Кожевникова, которая так много во всех интервью говорила о том, что «Батальонъ» стал для нее новым глотком воздуха в профессии. К сожалению, она даже не справляется со специально подобранным для нее персонажем-дурнушкой, которая, несмотря на всю свою изнеженность и недалекость, все равно стремится на фронт. Сотворить с ней режиссерское волшебство Месхиеву так и не удалось.


При всех своих недостатках «Батальонъ» все равно выглядит выигрышно на фоне остальных российских киноработ последнего года. Есть здесь хоть и немногочисленные, но все же проникновенные сцены, интересный сюжетный посыл и даже какой-никакой накал страстей. Если наши киношники будут продолжать тренироваться именно в таком формате, быть может, в скором времени нам будет чем гордиться — помимо ужасающего своим безвкусием «Сталинграда». Ведь подобные истории действительно для нас: там, где на поле боя слово «Отечество» твердят как Отче наш», и идут напролом несмотря ни на что. Осталось еще хорошее кино до конца научиться снимать.

Денис Юрьев

Читайте также:
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Nastya_Dzhi
  • написано
сколько клубков?
  • avatar
  • ToT
  • написано
На коллаже- один
  • avatar
  • Nastya_Dzhi
  • написано
какая невнимательная.
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Один, один
  • avatar
  • vk_17337310
  • написано
www.kinopoisk.ru/name/231493/
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
М?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.