Дмитрий Саетович: "Грядут ли темные времена?"
9 апреля 2013 года новым директором краевого историко-археологического музея имени Фелицына был назначен Дмитрий Саетович, создатель музыкальной школы в станице Темиргоевской, в 1990-х возглавлявший краевой департамент культуры, а с 1998-го — художественный руководитель Музыкального театра (тогда — театра Оперетты). После того, как театр стал частью «Премьеры», Дмитрий Саетович уехал в Москву и работал там в «Росгосцирке». Кублог поговорил с новым директором исторического музея о планах сделать туристический объект на месте Елизаветинского городища, о сегодняшнем дне созданной им в 70-х годах школе в Темиргоевской и том, как сложно растить внуков в нынешние времена.

Что определило ваше решение вернуться в Краснодар и принять предложение стать директором музея?
Во-первых, моё неизбывное желание вернуться на Кубань. Во-вторых, доброжелательный отклик вице-губернатора Галины Золиной, а затем и предложение от министра культуры края Натальи Пугачёвой. Эта работа показалась мне интересной, потому что ранее, работая в краевом департаменте культуры, я так или иначе знал о проблемах музея.
Сегодня у нас в музее много планов и задумок, надеюсь, коллектив меня принял и понимает.
Какого курса при вас будет придерживаться музей?
Велосипедов я изобретать не буду. Извечные функции музея – собирать, хранить, изучать и просвещать. Им я и буду следовать.
Есть такое иудейское изречение: «Дом горит, а часы идут». Это практически на 100% применимо к деятельности музея. Меняются времена, приходят новые люди, но без прошлого не может быть и будущего.

То есть ваша политика будет консервативной?
Я этого не говорил. Я сказал о каноническом понимании деятельности музея, а вот насыщение этих канонов может быть абсолютно разным.
Тогда какие планы на будущее у музея имени Фелицына?
Сегодня весь мир и, конечно, наш край готовятся к встрече Зимней Олимпиады. Естественно, музей откликается на это событие – мы создаём выставку, охватывающую историю олимпийского движения от античности до наших дней. Она откроется в сентябре этого года.
В октябре 2014 года музею предстоит встретить своё 135-летие. К этой важной дате будет приурочен масштабный проект, в который войдут и выставки, и конференции, и множество других музейных событий и мероприятий.

Поделюсь с вами и такой задумкой. Федеральный памятник Елизаветинское городище — единственное меотское поселение (меоты – собирательное название оседлых племён, обитавших на восточном и юго-восточном побережьям Азовского моря с VIII в до н.э. – прим.), находящееся в черте современного города. Идея его реставрации и музеефикации сегодня получила поддержку общественности. Мы хотим рядом с этим городищем реконструировать поселение с атрибутами быта вплоть до мельчайших подробностей.
Я надеюсь, это вызовет живейший интерес не только у горожан, но и у гостей города. В Краснодаре не так много достопримечательных мест, которые могут стать «туристической Меккой». Этот проект уже вызвал интерес ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – прим.). Но пока все замыслы раскрывать не буду.

Вернемся в ваше прошлое. Какова судьба знаменитой музыкальной школы, созданной вами в станице Темиргоевской? Получали ли вы все эти годы обратную связь?
Конечно же, связь не утеряна, сейчас раз в неделю там бываю, в станице у меня дом.
И хотя, последние десять лет я провел в Москве, там у меня дети и внуки, я знал, что вернусь.
Другое дело, я мог бы вернуться и ловить рыбу, уже такая пора, возраст позволяет. Но когда появилась возможность «приложить свои силы», я согласился.
Но вернемся к школе. Часто можно услышать, что раньше все было лучше: и краше, и сытнее. Как создатель этой школы, я тоже считаю, что, к сожалению, многое утрачено. Но это мое субъективное ощущение, я не могу его никому навязывать.

Мне кажется, что уровень обучения ранее был намного выше. Сейчас трудно представить, что когда-то в Темирговской в один сезон бывало четыре симфонических оркестра. Сто человек оркестрантов в небольшой станице! Но все вокруг изменилось. Хотя главное, что школа живет, дети туда поступают, заканчивают. И я рад, что она сохранилась.
Вы работали и директором Музыкального театра (тогда он назывался театром Оперетты). Бываете там сейчас?
Когда я переезжал в Москву, то думал, что чего-чего, а уж театра в моей жизни будет досыта. Но через короткое время я стал ходить в столичные театры с опасением, все реже и реже, потому что это было сплошное разочарование.
Мне кажется, что с нашим российским театром происходят какие-то необратимые изменения. Правда, недавно меня пригласили в театр Драмы на премьеру спектакля «Финтифлюшки». К счастью, это достойная работа, лучше многого из того, что я видел в Москве. Но всё-таки, для меня это скорее жанр «капустника» на тему Чехова, правда, интересный и мастерски выполненный.

Что касается Музыкального театра, я считаю, что в определённые годы он пережил некоторый Ренессанс. Были осуществлены интересные постановки. Уверен, что спектакль «И вновь цветет акация» в постановке Бориса Цейтлина был явлением выдающимся. Недаром он номинировался и получил «Маску» («Золотая маска» — Всероссийский театральный фестиваль – прим.).
Ваше мнение о сегодняшнем культурном состоянии общества: что сейчас в нем происходит? Есть ли причины переживать за упадок культуры?
Тут я могу выступить в другой роли: я дед, у меня три внука. Меня очень беспокоит та среда, в которой они развиваются и в которой им предстоит жить. Меня пугает, что они абсолютно не знаю того, что знали дети прошлых поколений, не знают даже русских сказок. Это страшно! Откройте интернет, и вы увидите на каком примитивном уровне люди общаются. Я бы назвал это «обыдлячивание». Думаю, что я не одинок в своем понимании, это боль для всех, кому есть с чем сравнивать.

В свои школьные годы я застал времена, когда на переменах распевали, вы не поверите мне, арии из опер. Ну, конечно, шлягерные, популярные, типа «Сердце красавицы» из «Риголетто» или «Санта Лючию» (популярную неаполитанскую песню – прим.). Вы можете себя это сейчас представить?
Венгерский педагог и композитор Золтан Кодай на вопрос: «В каком возрасте нужно начинать учить ребенка музыке?» ответил «За девять месяцев до рождения его матери». Это правда. Культура созидается веками.
С другой стороны, несомненно, какая-то часть молодежи довольно полноценно развивается, невзирая на те «преграды», которые им устанавливает современный мир.

Грядут ли темные времена? Тут я абсолютный оптимист и уверен, что жизнь возьмет свое. Пеплом голову посыпать я не буду, сейчас просто такой переломный исторический момент, за которым обязательно последует новый рост — цивилизационный и эволюционный.
А вы сейчас занимаетесь музыкой?
Я по специальности трубач. (Тут Дмитрий Саетович встает, открывает шкаф и достает из него трубу). Прихожу к семи утра, чтобы меня не обвинили в том, что я злоупотребляю рабочим временем, и с семи до половины девятого занимаюсь на любимом инструменте.

Подготовила Дарья Томилова.
- 4829
- daryatomilova
На Ночь Музеев довелось мне попасть в наш историко-археологический. Не посещала его лет семь-восемь, и была приятно потрясена, именно потрясена. Как изменился музей! Какие экспозиции! Оказывается, у нас есть работы Фаберже!
В тот день услуги экскурсоводов не были доступны, но мне удалось познакомиться с одним из них, которая сопровождала по музею своих друзей. Столько интересного я услышала! Теперь знаю, куда водить иностранных гостей города (для меня это актуально).
Репертуар Музыкального театра мною пересмотрен многажды и с восторгом. А недавно познакомилась на улице с Заслуженным артистом России Дмитрием Николаевичем Морщаковым. Пригласил в Молодёжный театр (в составе объединения «Премьера»). К своему стыду, ни разу не была там. На следующий день посмотрела премьерный спектакль «Голоса травы». Какая прелесть!
Словом, жив культурный Краснодар, и не просто жив, а в полном здравии!
И станица Темиргоевская для меня очень родная — доводилось часто гостить у родни в студенческие лета. Замечательный там народ, душевный. И герой этого репортажа тому подтверждение!