Винный критик Константин Кумпан: "Вина во всем мире начинают быть похожими"

Эксперт по вину Константин Кумпан рассказал, как пьет вино на работе и почему вина Грузии сегодня устарели. Кублог взял у него интервью накануне выхода «Критики под градусом» с его участием.

Фото Бориса Мальцева. Кублог

С чего начались ваши отношения с «винной профессией»?

Вообще, у меня экономическое и юридическое образования, а в винную сферу я попал абсолютно случайно.

Но родился я здесь, в Абинске, а у нас винодельческий регион: вино пьют все, пусть и не очень хорошее. Поэтому первое знакомство с вином у меня произошло дома. Благо, отец у меня придерживался демократичных принципов, и домашнее вино пробовать никто не запрещал.

На профессиональный рынок виноторговли я попал, когда уехал в 97 году в Питер. Я нашел работу продавца-консультанта в винном бутике, там и получил первые знания. Моим «преподавателем» был Игорь Щербатов, сейчас у него своя школа сомелье.

Когда я вернулся в Краснодар, пошел по той же алкогольной линии. Стал работать в компаниях, занимающихся дистрибьюцией алкоголя. Сначала занимался логистикой, потом маркетингом. Сейчас я бренд-менеджер винного направления в «Лотос-Лэнд Бевериджиз».

Интересно, вы часто пьете вино на работе?

В мою работу входит заключение контрактов с поставщиками. Сейчас, например, идет активный поиск контрактов по Грузии. Кроме оценки коммерческих условий контрактов, требуется еще и оценка качества продукта. Нам присылают образцы на пробу, и тут я вступаю в работу.

Фото Тимура Громова. Кублог

Закрываете дверь в кабинет и начинаете пить?

Все происходит очень прозаично – присылают бутылки, я закидываю их в холодильник, потом достаю бокалы, и мы с ребятами пробуем. Но это редко бывает.

Что вы думаете о потребителе вина Краснодарского края?

Тут бы я разделил. Вот Борис Мальцев занимается боксом. Если его сравнить со мной, то он просто невероятный профессионал. Если же Бориса поставить с Сергеем Ковалевым (российским боксером-профессионалом – прим.), то у Бориса будет такой же уровень, как у меня по отношению к нему.

Так вот, наш потребитель вина хуже понимает вино, чем потребитель Франции или Испании. Но если же проводить сравнение по России, то я везде с гордостью говорю, что на Кубани люди в вине разбираются очень хорошо относительно даже Ростовской области. В Воронеже вообще иногда думают, что Изабелла – это название торговой марки, а не сорта винограда.

Что приятно, у нас достаточно много и неплохо пьют наши кубанские вина. Это и говорит об уровне нашего потребителя. Те объемы кубанских вин, которые мы продаем здесь, абсолютно несопоставимы с объемами Ростовской области, Воронежской, даже Москвы.

Это ведь нормально, когда местное вино выпивается в значительной степени на месте. Так происходит везде.

Да, но это зависит и от развития культуры винопития. Все-таки мы вино понимаем.

Фото Бориса Мальцева. Кублог

Верите ли вы в то, что испанские или французские вина самые-самые лучшие?

Не верю. Это винный шовинизм. Хотя кто-то называет его патриотизмом. Вино бывает или хорошее, или плохое. В любой стране, где богом дано все для того, чтобы получить хороший виноград, можно сделать хорошее вино. Дальше уже играет роль человеческий фактор. Ключевое — природа, если ее нет, хорошего вина не сделать по определению.

Так же нельзя говорить, что в Испании вино лучше, чем в Бордо или в Пьемонте. И там, и там можно сделать хорошее вино. Да, по стилистике вина могут прилично отличаться. Тут на первый план выходит субъективное восприятие. Это как если бы нам с Эдуардом Долгиным нравились разные женщины, но сказать, чей вкус лучше, ведь невозможно.

А есть страны, где виноград хороший, а вино – нет?

Есть интересная точка зрения некоторых экспертов, которые недавно ездили в Грузию и пили грузинские вина. Грузия — страна, которая в области виноделия законсервирована сама в себе.

Винная история у них долгая, но из-за курса на потребителя Советского союза они были оторваны от общих тенденций и самого винного сообщества. Плюс грузинские производители считали, что давно занимаются виноделием и лучше всех знают, как это делать, они следовали своим историческим традициям и в итоге остановились в развитии. В какой-то момент их стиль вина, который нравится только им, потерялся во времени и уже не соответствует общемировому вкусу.

Вся эта история с запретом на ввоз в Россию, на самом деле, сыграла положительную роль для винодельческой отрасли Грузии. Когда Россия работала с ними, закупая вино, грузинские производители не парились – просто шарашили объемы, следуя своим технологиям. Сейчас они в более жесткой конкурентной среде, и некоторым предприятиям уже пришлось пересмотреть свои позиции.

Фото Бориса Мальцева. Кублог

А что такое общемировой вкус?

Ну, раньше вино зависело от терруара – от местности, условий и сорта винограда, который там произрастает. Поэтому все вина отличались. Не винодел подстраивался под потребителя, а наоборот.

В начале 80х годов прошлого века появилась серьезная мировая критика в первую очередь в лице Роберта Паркера из США. Этот человек приобрел очень большой авторитет в мире вина и на сегодняшний день является ключевым экспертом. Роберт Паркер, как говорят, может обрушить цены на вино или вознести их. Существует даже понятие «делать паркеризованные» вина, потому что Паркер, как и любой человек, любит вина определенного стиля. В итоге профессиональная критика стала законодателем мод в отрасли. Именно она формирует мировой вкус.

Многие производители стали подстраиваться, делать вино не по особенностям терруара, а технологически усиливать танинность, плотность, короче, делать вино, которое бы по вкусу понравилось критикам и хорошо продавалось бы. Эти игры сыграли злую шутку, потому что вина во всем мире начинают быть похожими, уходят уникальные вещи.

В винном мире появилось некое противостояние: есть те, кто следует моде, и есть их противники — старые виноделы, которые пытаются отстоять свой стиль вина и не хотят его делать под кого-то.

Фото Евгения Смирнова. Кублог

То есть грузины — молодцы?

В этом смысле да.

Как вы думаете, нам грозит экспансия китайского вина на российский рынок?

На самом деле, там немного другая история, и нам это не грозит. Сейчас ряд крупных производителей на Западе как раз пытается влезть в китайский рынок и осваивать его для продажи своей продукции. Обратной угрозы нет.

Подготовили Анна Червякова, Борис Мальцев и Дарья Томилова.

Комментарии

  • avatar
  • Gusak
  • написано
Так и не понял, как с карточки заплатить за статью.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Вот, Алексей инструкция: www.likeandpay.ru/about/faq#how-to-pay Но, наверное, там слишком все сложно. Проще всего Яндекс-Деньгами. Спасибо, это был приятный порыв )
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Gusak
  • написано
У меня нет яндекс-денег :(
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Леша, забей. Уже приятно :)
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.