Александр Щербак: "Левых людей здесь не бывает"

Если вы хоть как-то интересуетесь краснодарской музыкальной сценой, то вам должен быть известен Александр Щербак – человек, сделавший за последние два года в этом направлении очень много. В среде музыкантов его знают как человека, основавшего Barracuda Records – репетиционную точку и студию звукозаписи, расположенную за автовокзалом «Краснодар-2». Совсем недавно, в начале июля, Александр выступил в новом амплуа — создатель первой в Краснодаре интернет-радиостанции, которая призвана продвигать местных музыкантов. О том, что из себя представляет Radio Antenna, куда движется краснодарская звукозапись и почему это пока нужно лишь ограниченному кругу лиц – в нашем интервью. На фотографиях — группа Comma, репетировавшая на точке во время беседы.

Казалось бы, где репетировать и записываться – дело десятое, во всяком случае, так может думать непосвященный в «музыкальную кухню» человек. Это не так. Большое количество коллективов не проходят именно начальный этап: собрать единомышленников, начать регулярно репетировать, сделать полноценную программу, выступить – для всего этого нужно много сил и опыта. Облегчить муки музыкантов отчасти и пытается Александр.



Говоря языком маркетинга, уникальное предложение Barracuda – запись каждой репетиции. Живьем, одним дублем. Так, что слышно все недочеты и минусы исполнения. Это важно, потому как слыша себя со стороны, музыкант постепенно самосовершенствуется. Постоянно полируя материал, можно пройти путь от ничего неумеющего квартета до группы, которой запись на дорогой студии уже может и не понадобиться – достаточно обработать «живой» дубль, наложить несколько дорожек и можно печатать альбом. Цена вопроса — 200 рублей за час репетиции, сведение обойдется в 1000/2000 рублей.

Космос, многоканально

Такой подход интересен только музыкантам, изначально нацеленным на прогресс; возможно именно этим объясняется большое количество самобытных коллективов, репетирующих на «Барракуде». А совсем недавно все эти коллективы, среди которых Comma, Chigurh, «Ясновидящая Мария Дешевая Сука», «Ветер вдоль берега», The Strangers, Japanese Baby, «Красен Глаз» и другие, получили возможность попасть в ротацию интернет-радиостанции, которую организовал Саша.

Расскажи о репточке. Как все начиналось?

Этому месту, в общем, девять лет: раньше здесь были голые бетонные стены, лопаты. Позже предыдущий арендатор привез из театра какие-то советские колонки — и понеслось. На точке в том виде побывало много людей – Вова Пепке (лидер группы «Л.Т.П.», — прим.), группа Marginal Times всем составом, «Электрогуманные уничтожители». Мне захотелось заниматься записью просто потому, что я люблю джемить (импровизировать, — прим.). Раньше собирались с ребятами где-нибудь, часто не совсем знакомыми, находили общий язык; потом оказывалось, что он – гитарист, я – барабанщик, мы шли на точку и получали два часа какого-то космоса. Такие моменты – одни из лучших в моей жизни. Иногда было очень жаль, что такие импровизации ничего после себя не оставляют, об этом даже рассказать нельзя толком. Отсюда и желание фиксировать. Когда решил делать студию (тут одно из двух – либо остаться алкоголиком, либо начать работать в сфере музыки), я решил попробовать именно в этом помещении. Это было логично — была готова звукоизоляция, а сделать ее где-то с нуля не так-то просто. Все начиналось с мысли о многоканальной записи, двух компьютеров и сета аудиокарт M-Audio. С тех пор прошло два с половиной года. Вообще, все это для меня — попытка построить свою жизнь. Я – человек, переехавший из станицы в город, получивший никому не нужное образование программиста. В один момент я понял, что не хочу участвовать в каких-нибудь гонках за нишу в профессии, а хочу связать свою жизнь с тем, что мне действительно нравится – с музыкой.



Что самое яркое произошло за эти два с половиной года?

Самое хорошее для меня – новые знакомства с интересными людьми. Из плохого — очень мало людей восприняло идею живой записи хорошего качества – все думают, что раздельная запись (запись всех дорожек трека по отдельности, — прим.) лучше чуть ли не по всем параметрам. При этом сыграть раздельно часто попросту не могут – нет опыта. Я рассылаю превью репетиций, чтобы люди могли послушать, что получилось и, если есть что-то хорошее, — доработать. Например, группа Ranch Hand, которая здесь чуть ли не с самого начала, эту тему сразу просекла, записи с меня буквально требуют. Как результат – за два года группа преобразилась до неузнаваемости.

Эфир, слушатель и ларёк

Как ты пришел к решению открыть радио?

Такое решение – на поверхности. Куда девать всю музыку, что я записываю? Она должна циркулировать, а не оставаться в гаражах. Поэтому я и делаю радиостанцию – по сути, чтобы общаться с людьми.

На радио планируется раздел новостей. Можешь рассказать о нем подробнее?

Обычные новости. «Группа Comma записывает альбом», «По вечерам ребята из тусовки играют в баскетбол там-то, приходите». Если нравится музыка – можно найти похожих на себя людей, с кем-то подружишься. В этом ключе и будут двигаться новости.

Группа Chigurh — первая, выпустившая полноформатный альбом на «Барракуде»
Уже есть идеи, кто будет вести этот раздел?

Сейчас мне очень помогает со всем этим Денис Шестаков (фронтмен группы Chigurh, гитарист группы GrandMa — прим.). У него есть опыт работы на радиостанции, есть желание вести передачи с разными музыкантами. Если будут еще какие-то люди, готовые что-то привнести, — у меня есть время и желание выслушать любые идеи.

Как ты представляешь себе аудиторию станции?

В первую очередь, это подростки – те, кто еще не определился в жизни. У меня уже есть список групп, которые я люблю, у меня свои представления о музыке. Мне что-то новое показать – послушаю, но меня это не перевернет, я в этом плане устоялся. Надеюсь, что радио будут слушать студенты, мне интересно общаться с людьми этого возраста. Самому очень дороги переживания, которые были у меня в двадцать лет.

Можно сказать, что Antenna — локальная штука, для своих?

Нет, я бы так не сказал. Интересно может быть многим – это интернет, можно слушать из любой точки планеты. FM можно поймать только в каком-то определенном месте, а интернет – хоть с Фиджи. Мы делаем конкретные вещи, музыку, звук – если они кому-то интересны, то добро пожаловать. Если не интересны – ничего страшного.

Учитывая твой подход к делу, можно было бы предположить, что радио целиком некоммерческое. Ставишь ли ты перед собой задачу заработать на этом?

«Не зарабатывать совсем» — это будет неправильная задача. Музыкантов нужно как-то материально устраивать, чтобы они отдавались процессу, не думали о чем-то еще. Я не требую, чтобы радиостанция приносила миллионы, но она, как минимум, должна обеспечивать себя, иначе больше двух лет она не продержится. Микрофоны, аудиокарты и микшерные пульты стоят денег. Если радиостанция, скажем, за год отработает покупку вышедшего из строя оборудования, то будет круто.

Завсегдатаи точки, группа Comma, планируют выход альбом этой осенью. Пишутся, впрочем, не только здесь

А сама точка самоокупилась?

В каком-то смысле да. Каждый месяц как последний, но в этом есть свой изюм.

Расскажи о технической стороне вопроса. Как все реализовано радиовещание?

Все просто – заходишь на сайт, нажимаешь на кнопку, слушаешь. С моей стороны – арендованный сервер. Его можно было бы и самому сделать, но, учитывая, в каком месте находится точка – вариантов нет, будет работать только Yota, а у нее пропускная способность очень маленькая. Была идея транслировать живые выступления, но пока это не очень реально.

Ты транслируешь музыку, причем не только краснодарскую, но и зарубежных исполнителей. Как обстоят дела с авторскими правами?

Права я не покупаю — это плохо. Черт его знает. А где купить эти права?

Не знаю. Наверное, в ларьке прав. Вообще, как ты выбираешь те или иные композиции?



Плейлист составляли все мои знакомые музыканты, я попросил скинуть мне по 10 песен. Думаю, если все это разовьется, проблема с авторскими правами как-то решится. Я не позиционирую радио как какую-то пиратскую станцию, просто по планам все зарубежные хиты со временем заместит музыка собственного производства или музыка от групп, распространяющих ее бесплатно. Есть много лицензий, меня, например, устраивает Creative Commons. В целом, как именно будет реализована ротация далее, еще предстоит решить. Сейчас там есть Metallica, я знаю, что они очень жестко судятся. Жду звонка Ларса Ульриха (ударник Metallica, — прим.), давно хотел сказать ему, что он дерьмовый барабанщик!

Тусовка решает всё

На перекур выходит группа «Раечка», которая все это время в первый раз репетировала у Саши. Им все непривычно – на новой точке совершенно другое ощущение звука; больше всех жалуется барабанщик. Кроме решаемого «я не слышу гитару», барабанщик говорит, что ему очень непривычно быть под записью. Саша начинает рассказывать, зачем все это нужно и чем он вообще занимается:

Реально многие стесняются записываться. Доходит до того, что отличный дубль никуда не идет, потому что музыкант говорит «Не-не-не, я вот там неправильно струну дернул».

По-моему, среди музыкантов это нормально — считать свою музыку, мягко говоря, плохой. По крайней мере, считают так очень многие.



Нет, это не нормально. Знаешь, в чем проблема? Когда приходишь в студию, чтобы писаться раздельно (а группа всю жизнь играла вместе), им говорят: давай, пиши барабаны под метроном. Я не знаю людей, которые могут сесть и отписать всю барабанную партию под метроном. Музыкант начинает чувствовать себя ущербным, ему говорят: «Ну ты и косячишь, давай еще дубль. А теперь еще дубль. И еще дубль». Все это наслаивается и музыкант выходит из студии уничтоженным. Метроном – это обычное усреднение по времени: все, кто играет с эмоциями, играют и с опережением, и с замедлением. Этим просто нужно уметь управлять. Самые лучше записи получаются тогда, когда люди в первый раз ко мне попадают, говорят: «О, нифига себе, какой звук классный», расслабляются и просто играют. А если бы я сказал им: «У вас все классно получается, давайте дубль под запись?» — сразу все зажмутся, играть хорошо у них не получится. Нужен какой-то период воспитания, наверное.

Пытаешься ли ты влиять на молодых музыкантов?

Нет, я выдаю информацию, а дальше человек должен либо её принять, либо нет. «Если человек не способен понять, то, сколько ему не объясняй, он не поймет», как у Кастанеды. До некоторых доходит с третьего раза, но иногда человек настолько испуган записью, что ничего не услышит. Вообще, я планировал сделать именно студию, но потом из-за людской стеснительности передумал, пришлось прикинуться репточкой.



Ты позиционируешь точку как место, где можно записать хороший лайв всей группой сразу. Как это правильно понимать: ты не признаешь группы, которые не могут играть живьем, или само явление раздельной записи?

Скорее первое. Если ты музыкант и не можешь от начала до конца сыграть свою песню, то для меня это, как минимум, странно. Если музыкант может и на сцене, и под запись сыграть хорошо – красавчик. Но вообще, конечно, запись живьем и раздельная для меня – две разных песни. Разница очень ощутима: я, например, терпеть не могу, когда барабаны ровняют «в сетку» (под метроном, оставляя между ударами равный интервал, — прим.). Дело не в том, что сыграно все ровно, это как раз здорово. Плохо то, что сделано это с помощью программы. Я за сильных музыкантов, которые могут использовать темп как инструмент, а для этого нужно постоянно работать над собой.

Какие бы группы ты выделил из репетирующих у тебя?

Comma, Chigurh. Недавно GrandMa включилась в процесс, Surfinbird. Те же Ranch Hand. «Ветер вдоль берега» классная группа, хотя у них сейчас сложный период. «Ясновидящую Марию» (группа, в которой играет сам Александр, — прим.) в расчет не беру.

Группа, в которой играет сам Александр Щербак — на ударных

Ты как-то отбираешь музыкантов, которые у тебя репетируют?

Если приходят два человека «побренчать с пивом», то могут получить отказ. Поступаю по ситуации, но держать контакт с такими несерьезными людьми я не вижу смысла, они могут занять место какой-то группы, которой эта репетиция действительно будет нужна. Например, перед концертом. Мне интересно, чтобы у меня играли группы, которые делают это не просто так. В Краснодаре много людей, которые очень здорово играют и мне всегда было грустно, что о них знают три-четыре человека.

Расскажи о Barracuda Fest. Как пришла идея организовать концерт всех групп в одном баре?

Я думал над тем, как добиться полного круга производства – студия, радиостанция, концертная площадка, снова студия. Если студия получилась, радиостанция – на подходе, то с концертами все немного сложнее. Не было понятно, где и как это делать. Я просто высказывался на эту тему и мою идею подхватили — в частности — Сережа из группы Comma. В итоге все лихо завернулось, я был как бильярдный шар, который катился в лузу. Изначально планировалось сделать вечер из трех групп. Потом кто-то сказал: «А почему три? Давайте больше!», в итоге событие собрало восемь коллективов. У всех был небольшой шок – мол, слишком много, слишком долго. Но мы выставили жесткий тайминг: полчаса на выступление, пятнадцать минут на подготовку, если долго раскладываешься – уходишь раньше, все как в Европе — и все получилось динамично, хоть и на грани фола.



Можно ли это считать проблемой музыки в Краснодаре – можно записываться, репетировать, но концерт может оказаться невостребованным, как со стороны организаторов (мало площадок), так и со стороны зрителей?

Вроде бы все в системе отлажено. Есть краснодарские радиостанции, я их, правда, не слушаю. Студий — целый вагон, есть площадки. Но почему-то так получается, что это все варится в собственном соку, а на концерты ходят одни музыканты. Лично мне это, если честно, немного надоело. Большинство людей даже и не подозревают о существовании краснодарской музыки. За всеми этими гаражами и репточками есть огромный мир, где куда больше не-музыкантов, которые вообще не в курсе. Может, нужно правильно музыку преподносить. Как минимум, сделать её интересной.

Не будет ли этого мало? У нас в городе есть очень качественные, хоть и «неформатные», проекты, которые мало кому известны. Например, Hexentraum, Dark Phenomenon. У всех своё оборудование, очень тщательный подход к записи, несколько релизов за спиной и – полная неизвестность. На концерты приходит по 15 человек. В то же время на другом полюсе – «Белки на акации», которые собирают по 300 человек в любом баре. Может, нужен какой-то менеджмент? Хотя бы расклеивать афиши в центре.

Я все-таки верю, что достаточно хорошо делать своё дело и все получится. В Краснодаре все решает тусовка. «Белки» над своей тусовкой работали очень долго. Все знают Сашу Труфмана (солиста «Белок на акации», — прим.), все с ним дружат. Другой пример – «Красен глаз» — очень востребованная группа, тоже за счет тусовки. «Левых» людей здесь не бывает. С одной стороны это здорово, с другой – немного печально. Из тусовки могут все вырасти, она распадется. В общем, посмотрим, что из всего этого выйдет. Я не говорю, что все переверну в городе и все станет хорошо. Но, черт возьми, я буду стараться это сделать.

Беседовал Никита Горбань.

Комментарии

  • avatar
  • asia_antonova
  • написано
Жду
звонка Ларса Ульриха
(ударник Metallica, — прим.),
давно хотел сказать ему, что
он дерьмовый барабанщик!
Плачу)))
  • avatar
  • prozak
  • написано
Тут несколько дней назад исполнилось 30 лет заслушанному до дыр «Райд зе Лайтнинь», который свежо звучит до сих пор. Впору спросить «А чего добился ты», раз Ларс дерьмовый?
  • avatar
  • barracuda_records
  • написано
Исходя из вопроса могу предположить, что Вы фанат. Вопрос такой же скучный как игра объекта воздыхания. И ответ очевиден: ни чего же не добился.
  • avatar
  • belecky
  • написано
Я не знаю людей, которые могут сесть и отписать всю барабанную партию под метроном.

Гм. Странное заявление.
  • avatar
  • AndreySavchenko
  • написано
Всегда было интересно, чем руководствуются люди, выросшие где-то между Краснодаром и хутором Казачьим и придумывающие для своих групп такие идиотские трудновыговариваемые англоязычные названия? Привет из начала 90-х?
  • avatar
  • st9ler
  • написано
Какие именно названия вас смутили?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.