Марина Тевзадзе: "Всегда платят деньги те художники, которых никто не хочет видеть"

Фото Михаила Чернова. КублогНеделя началась с нерадостных новостей — галерея «Лестница» прекращает свое физическое существование, а помещение этого выставочного зала сдается в аренду. Пока сроком на год, но что будет дальше — не ясно. Галерея «Лестница» была основана в 2002 году, затем закрылась из-за проблем с финансированием в 2007 году. В сентябре 2013 года она вновь начала свою работу, чтобы спустя год закрыться во второй раз. Мы поговорили с хозяйкой галереи Мариной Тевзадзе о том, почему она приняла это нелегкое решение, а также о современном краснодарском искусстве и его будущем.

Почему вы решили закрыть галерею?
Галерея не закрывается — это самое главное. Она остается в виртуальном пространстве, у нас очень много подписчиков на сайте и в «Фейсбуке». Галерея будет проводить проекты в Москве и Женеве. Еще есть несколько проектов за границей, я пока точно не могу сказать. Честно говоря, у нас эти планы были уже давно, потому что, вы сами понимаете, галерея современного искусства в Краснодаре – это некий нонсенс. По большому счету, мы сделали эти 28 проектов, чтобы выполнить свою программу минимум. Посмотрели современное искусство в Краснодаре, пропустили через себя. Просто так, впустую делать выставки, заниматься этой игрой мы не финансово, ни морально не в состоянии. Определенный пласт нами изучен, выбраны художники, с которыми нам хотелось бы работать. Теперь потихонечку будем осуществлять программу максимум – работать на продажу, потому что продавать в Краснодаре на сегодняшний день невозможно. Конечно, через какое-то время сформируется определенный пласт покупателей, но это долгая работа, она займет десятилетия. Помещение галереи сдадим в аренду, так целесообразнее.

Что вы имеете ввиду под работой на выезде? Будете продюсировать местных художников?

Да, не только местных. Еще ростовских и московских. Но я пока не могу называть имен.

Фото Михаила Чернова. КублогЧерез год галерея возобновит работу?

Посмотрим, как будет складываться политическая ситуация. Галерея – это тоже творчество. Каждый проект для самого галериста – творческий процесс. Сейчас мы создали такой проект, в следующем году будет другой проект. Предугадать этот процесс невозможно.

Каким должен был быть проект, чтобы вы решили выставить его в галерее?

А каким должно быть платье, которое вам понравится? Частная галерея современного искусства – это все-таки частная галерея, основной критерий – это мой вкус. У художника должно быть два качества, чтобы я стала с ним работать. Во-первых, его творчество должно нравиться, а во-вторых, он должен быть коммуникабельным и человечным. Не имея этого качества, он не сможет работать ни с одной галереей и не сможет создавать галерейных проектов, потому что галерист – это тот человек, с которым приходится считаться.

На каких условиях у вас выставлялись художники?

Бесплатно. Весь год это были наши литры вина и килограммы фуршетов.

Фото Ольги Вирич. КублогБизнеса в этом не было?

Нет. И вы прекрасно понимаете, что так жить и не иметь бизнеса – это не правильно. Этот год был смотром художественных сил региона, теперь будем делать выводы.

Сколько людей приходило на выставки? Пользовались ли они популярностью?

По-разному. На выставку Бориса Мальцева, наверное, больше всего приходили, потому что он сделал потрясающую пиар-компанию, на него от 15 до 20 человек в день приходило. А так обычно 2-3 человека. Но на открытиях, конечно, было много людей, зачастую они не помещались. Все зависело от художника. Посетители за вход тоже не платили. Все было бесплатным. Вы понимаете, что если бы это был коммерческий проект, он был бы слабым. Всегда платят деньги те художники, которых никто не хочет видеть. Наши ребята могли за фуршет заплатить, но это потолок.

Фото Василия Смирного. КублогВ чем бизнес частных галерей в других городах, за рубежом?

Это продажа предметов искусства, причем за очень большие деньги.

Почему это не работает в Краснодаре?

Потому что в Краснодаре работают салоны. Та публика, которая покупает, она покупает салонные вещи – классический пейзаж, классический натюрморт, которые выставляются в галере «Арт-Союз», например. Краснодарская элита покупает в Париже, Нью-Йорке на «Сотби» и «Кристи». А в Краснодаре своем они не будут покупать эти вещи, конечно нет! Для этого им нужно снизойти и понять, что в Краснодаре не такое уж плохое искусство. Для этого наши художники должны продаваться на этих ведущих мировых площадках. Это достаточно долгий процесс, покупатели будут потихоньку привыкать, что у нас есть искусство. Но я уверена, что он уже идет. У нас очень консервативный регион. Если вы изучали в школе Триумфальное шествие Советской власти, то помните, что наш регион «пал» последним. А когда пошла перестройка, то наш регион тоже был последним в России. Поэтому я думаю, что мы станем последними, кто станет покупать современное искусство.

Фото Дениса Яковлева. КублогВласти не хотят поддерживать вашу инициативу? Вы обращались к ним?

Нет, я даже не хочу на эту тему говорить. Власти очень далеки от того, чем мы занимаемся, несмотря на то, что я абсолютно поддерживаю нашу власть, меня за это постоянно ругают. Я вообще на стороне нашей прекрасной страны, я патриотка. Почему-то даже неагрессивное, совершенно не политизированное искусство, которое мы выставляем, им не интересно. Наверное, это тоже особенность региона.

Хочу обратить внимание на еще одно обстоятельство. Когда я была на «Манифесте» (европейская биеннале современного искусства – прим.) в Санкт-Петербурге, мне посчастливилось пообщаться с директорами «Сотби» и «Кристи» в России. Я была потрясена. Оказывается, те художники, которых пиарят московские галереи и которые украшают вершины бесчисленных рейтингов в России, и те, которых реально покупают американские и европейские коллекционеры – абсолютно разные люди. Те имена, которые они называли, я впервые слышала. Видимо, мы в России работаем с мифом актуального современного искусства, который пытаются выдать за великое, а потом удивляются, что оно не конкурентно на западе. Видимо, не на тех ставят. Общение на «Манифесте» тоже стало одним из факторов моего решения ухода в другие проекты.

Беседовала Анастасия Володченкова.

Читайте по теме:
Открылась галерея «Лестница»
Большие планы галереи «Лестница»
Граффити выставили в «Лестнице»
Боксер. Бизнесмен. Поэт
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Видимо, мы в России работаем с мифом актуального современного искусства, который пытаются выдать за великое, а потом удивляются, что оно не конкурентно на западе.

ох :(
  • avatar
  • ToT
  • написано
Власти очень далеки от того, чем мы занимаемся, несмотря на то, что я абсолютно поддерживаю нашу власть, меня за это постоянно ругают.
Крым наш?
  • avatar
  • Gusak
  • написано
Единственный раз, когда туда я сходил — на выставку Мальцева.
Пришел — а выставка закончилась.

Так я ни разу там ничего не посмотрел )
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.