"Чужих" заточили в "Цоколе"

21 марта в Краснодаре представили два фотопроекта, между собой не связанные — «Тишину» Алены Клименченко и «Чужих» Романа Кацебы. Взглянуть по-новому на знакомые вещи Кублог отправился в антикафе «Цоколь».

В антикафе я спускаюсь минут за десять до официального открытия и тут же понимаю, что слово «официально» в этом случае совершенно неприемлемо. Многочисленные столики, стулья, диваны, занавески-ширмы и другие элементы декора, в простые трудовые будни призванные добавить домашнего уюта и камерности небольшим помещениям, играют с фотографами злую шутку. В одном из залов Алена и ее друзья шинкуют бананы для фуршета. Во втором Роман фотографирует своего сына. В третьем за столиками обсуждают общих знакомых.

В попытках добраться до самих работ, не уронить по дороге стул и не наступить другим желающим на ногу я слышу, как Роман кому-то признается, что они сами предложили «Цоколю» провести здесь выставку. Отмечаю про себя, что его снимки кухонной утвари особенно вписываются в застольный антураж.


А вот насладиться Алениной «Тишиной» не удается вообще. Застывшие в невесомости тропинка, бабушка, корова, деревья кажутся чуждыми на этом празднике жизни. Занавески разбивают серию на нечитаемые фрагменты. «Состояние умиротворенного покоя, свободного от мыслей, волнений и проблем» под светом низко висящих ламп исчезает, как туман под ясным полуденным солнцем.

Тут куратор выставки Елена Суховеева поднимается с одного из диванчиков, выходит в центр комнаты и объявляет открытие. Из всего сказанного я узнаю, что Алена и Рома — два «очень хороших ученика», которые долго и старательно изучали искусство фотографии. И что у Романа, к примеру, на подготовку проекта «Чужие» ушло около года:

«На этом проекте я учился. Теперь я показываю вам, как из самых банальных, простых вещей можно изобразить что-то необычное, мало того – незнакомое. Может быть, даже для кого-то опасное. Вообще отношение меняется к окружающим предметам. Все узнают кухонную утварь, но не знают, что можно видеть такие миры, не выходя из квартиры. Далеко ходить не надо. Все рядом».


Мысленно я прокручиваю фразу Романа про «банальные вещи», краем глаза смотрю на работы, которые висят в этой же комнате, и ловлю себя на мысли, что нахожу его итоговую работу не менее банальной.

Отправляюсь рассматривать фотографии. Ложки в сушилке, силуэт кастрюлей, которые стоят одна в другой, соковыжималка для цитрусовых (а может, и нет). У гостей вид удивленный и задумчивый.

Следующей представляет свой проект Алена Клименченко. Она говорит примерно в том же ключе — то, что каждому из нас нужно и что мы ищем, всегда рядом, только подними глаза.


Фотографии, сделанные Аленой, более человеческие, если так можно сказать — на них видны знакомые пейзажи, окутанные в плотный осенний туман. От сумрачной природы в молочном «одеяле» веет одиночеством.

Подождав, пока ажиотаж немного спадет, отвожу Романа на несколько вопросов. Начинаю издалека: Сьюзан Зонтаг в своей книге «О фотографии» говорит, что подход «новый взгляд на старые вещи» после таких первооткрывателей, как Стрэнд и Уэстон, устарел, то есть ничего нового уже не открыть. Спрашиваю, согласен ли он с этим.

«Я никогда не видел, чтобы кто-то изображал сушку для сухофруктов в виде космического корабля. Я считаю себя здесь первооткрывателем. Думаю, каждый может сделать прорыв в изображении тарелок, вилок и ложек. Я успел снять просто, может быть, эта идея витает в воздухе, но я ее использовал. Наверно, витают совершенно иные идеи, и их очень много. Я лишь смог услышать, понять и реализовать. Мне повезло. У меня есть оригинальная идея, и я ее представляю».


Алена, которую я тоже вытягиваю на короткий тет-а-тет, сразу признается, что ее «Тишина», в отличие от «Чужих», была отснята буквально за считанные часы. Поговорить с ней сразу не удается — сначала подходит и поздравляет подруга, потом незнакомая женщина перебивает нас, спрашивая, будет ли открытие, которое она уже пропустила. Через какое-то время я возвращаю Алену к проекту:

«Я работала над другим проектом, связанным с историей, с железной дорогой. Но случился очень красивый день, всюду стоял кромешный туман. Я сделала несколько кадров с мостами и захотела продолжить. Было так тихо, а я тогда эмоционально была выбита из колеи совершенно. Просто хотелось, чтобы было тихо, чтобы было спокойно».


После разговора пытаюсь разобраться в своем отношении к выставке. Карточки стильно снятой посуды и спонтанно запечатленных туманных пейзажей. Есть ли в них что-то принципиально новое помимо ракурса, света и географических координат? Смогут ли они изменить хотя бы у одного зрителя отношение к исследуемым художниками объектам? Вспомнит ли их кто-то через месяц?

Мимо меня проходят воодушевленные посетители. Большинство уже покинуло выставку почти сразу после открытия, но поток желающих приобщиться пока не иссякает. «Наверное, я просто далека от искусства», – решаю я. Они так видят.

Алина Десятниченко

Читайте также:
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • elephantAnykey
  • написано
какое неудобное место
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.