"На кулички" за современным искусством

В середине месяца, 15 февраля, в Краснодаре произошло рождение центра современного искусства «На куличках». Произошло, надо сказать, настолько тихо, что мало кто вообще среагировал на это событие. Можете убедиться в этом сами и набрать название центра в строке поиска. Скорее всего, он растеряется и не выдаст вам ничего похожего на краснодарскую площадку «На куличках».

Несколько лет назад, в 2011-м, когда я стала волонтером Международного фестиваля фотографии Photovisa, я узнала о Школе фотографии Виктора Хмеля и Елены Суховеевой. И о том, что многие известные сегодня фотографы именно здесь сделали свои первые шаги к своей славе, а не-фотографы стали знатоками и ценителями современной фотографии и даже создали первые в своей жизни фотосерии, фотоистории и даже фотодневники. Так оказалась на этих курсах и я. И поверила в себя. И научилась читать на новом для меня языке.

Сегодня Школа превратилась в образовательно-выставочный центр, где можно узнать о новых направлениях не только в современной фотографии (Елена Суховеева), композиции и новых технологиях обработки фотографий (Виктор Хмель и Сергей Луценко), но и полиграфическом дизайне (Мария Суховеева), создании электронной музыки (Владислав Ширшиков). Это место, где рады видеть тех, кто привык расти профессионально, узнавать новое, хочет найти себя в современном искусстве и создавать не только фотографию, но и книгу, и свой журнал, инсталляции, арт-объекты, перформансы.



Я присоединилась к организаторам и фотографам утром 22 февраля, когда в Центре совриска «На куличках» проходила уже вторая лекция. В совершенно необжитой и тем не менее очень уютной квартире на улице Вавилова, 18 собрались десять человек. Они предпочли пятичасовой семинар по современному искусству предпраздничному шопингу и предпраздничным гуляньям.

Лекция началась после кофе и сразу погрузила нас в атмосферу майской революции 1968 года и событий в мире современного искусства: направления ситуационистского интернационала, книгу «Общество спектакля» Ги Дебора (1967) и его же фильма по своей книге (1973). Потом мы долго говорили о том, что этот снятый больше 30-лет назад фильм не только и не столько о прошлом, сколько о будущем, которое наступило сегодня. (Интегрированный тип спектакля, где соединены тоталитарное начало и культ потребления, визуализация «раскрепощенного желания» — не наша ли жизнь сейчас?)



Во второй части встречи был интересный рассказ о флюксусе, лэнд-арте, зарождении перформанса. Два часа после фильма пролетели незаметно за обсуждением творчества М. Дюшана, А. Колдера (Калдера), Ж. Тингели, Г. Юккера, Г. Базелица, Э. Канхольца… Мы шутили, обсуждая «упаковку» природных объектов, мостов и зданий семьей Christo, подсчитывали, сколько ткани нужно, чтобы «упаковать Кремль», анализировали влияние психологического феномена «зависания» в работах Л. Буржуа… Время пролетело незаметно.

Центр «На куличках» — это открытая площадка для всех, кому есть, чем поделиться. Арт-квартирник, куда можно прийти на весь день и получить необходимые знания. В то же время это — альтернатива уже существующим в Краснодаре площадкам:

«Формат наших встреч выходного дня отличается от того, что предлагают другие площадки, например, „Типография“, — рассказывает руководитель центра Елена Суховеева. — Помещение нашего образовательно-выставочного центра небольшое. И в нем мы создаем атмосферу не тусовки случайных людей, а дружеского общения увлеченных людей, интересного спора, обсуждения важных тем. Многие по курсам знакомы друг с другом. Вести семинары буду я («Западное искусство XX века», «Фотография как язык современного искусства»), Виктор Хмель («Фотокомпозиция»), Сергей Луценко («Теория цвета», «Цифровая обработка фотографий»), Мария Суховеева («Дизайн книг и журналов»), Владислав Ширшиков («Теория звука», «Принципы создания музыкальных имнструментов»). Современное искусство в Краснодаре есть. Это небольшая группа уже состоявшихся в нем личностей — около 500 человек. И они уже влияют на культуру в Краснодарском крае. Но есть и те, кто ищет свой путь в искусстве, и им необходимо помочь вырасти профессионально, найти свое место. Массовость здесь не нужна».



Я расспросила преподавателя центра Сергея Луценко о том, что еще, кроме семинаров, будет в нем проходить:

«У нас будут не только семинары, но и выставки. У каждой — свой формат: видеопроекции, инсталляции. О выставке мы сделаем фильм с рассказом об авторе и разошлем его галеристам и кураторам, выложим в Интернет. Автор получит весь пакет документов для своего портфолио. Это еще одно важное отличие от выставок в «Типографии». Первая выставка откроется уже через месяц. На ней арт-группа «Хмели-Сунели» представит свои творческие поиски к известным проектам («Парк Советского периода», «Пейзаж после битвы» и др.), никогда и нигде раньше не выставлявшиеся. Участники семинара тоже могут сделать свою выставку после консультаций и отбора работ».

И вот позади вторая встреча. Три воскресных лекции, просмотр фильма и живое обсуждение услышанного за чаем и вкусными пирогами. Это тоже – традиция образовательно-выставочного центра «На куличках».



«Что отличает эти семинары от остальных встреч и бесед на темы современного искусства? Большой объем информации излагается глубоко, сжато и системно, — делится впечатлениями Наталья Зубова, арт-фотограф. — Я часто бываю в Европе, и там чувствую себя больше русской, чем в своей родной стране. Там со мной разговаривают больше о великой русской культуре, музыке, литературе. Здесь такие разговоры среди моих ровесников не ведутся давно. Как и о мировой культуре и искусстве. Я не говорю о профессиональной среде, это другое. В России сейчас растет интерес к советской культуре, и понятно почему. Это повторение пройденного, что и доказал сегодня фильм Ги Дебора. Имея возможность на этом семинаре сравнить то, что есть сегодня в искусстве Америки, Европы и России, с тем, что было, я лучше понимаю то, что есть в нем сейчас. Безусловно, у встреч в таком формате есть перспектива. Нужно двигаться вперед, меняться».


Наверное, в этом что-то есть: современному искусству, по своей сущности – бунтарскому и неспокойному – не нашлось места на официальных площадках… Оно обрело свой дом вдали от центра, но те, кому современное искусство необходимо для творчества, все равно найдут дорогу туда. Главное – иметь желание и волшебный клубок, который и приведет «На кулички».

Светлана Ахмадеева

Читайте также:
«ЗИПы» и моськи
Современное искусство не продалось
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • denis_kurenov
  • написано
Интернационал «ситуационистский», а не «ситуационный».

Вот хорошая статья о нём — magazines.russ.ru/nz/2012/2/pl7.html.
  • avatar
  • Russo
  • написано
ну конечно, Денис. спасибо. а ссылка куда-то не туда уводит(
  • avatar
  • denis_kurenov
  • написано
там надо точку в конце убрать)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.