Фотографию похоронили
5 апреля в Музыкальном театре открылась самая большая выставка III Фестиваля театральной фотографии. Некоторые проекты создавались в не самой логичной на первый взгляд обстановке — например, в ресторане и на кладбище.
Каждая работа на выставке — словно первый кадр кинофильма о театре. И, как отметила директор фестиваля Евгения Карпанина, чтобы понять, что будет дальше, нужно остановиться и немного подумать.
Особенно много фотографий посвящено репортажам с репетиций оркестра Музыкального театра (Дмитрий Агеев, Анастасия Скрябина, Константин Цокур, Юрий Иванов), работе над балетом «Анна Каренина» (Ирина Баранникова, Ольга Персиянова, Лина Стром, Дмитрий Тенсин, Артем Чирков).
А что может быть таинственнее и привлекательнее манящего закрытого занавеса, за которым не столь парадно, как из зрительного зала, смотрится сцена, репетиционный зал и магические гримерки, в которых актеры превращаются в героев балета, мюзикла? Те фотографы, которым удалось попасть за сцену, в своих репортажах приоткрыли зрителям закулисные секреты и дали уникальный шанс увидеть, как готовится спектакль, как артист входит в образ. Об этом – проекты «За закрытым занавесом» (Дмитрий Агеев), «Репетиционный зал» (Дарья Водолага, Ирина Кириченко), «Гримерки» (Ольга Персиянова), «Балет» (Анастасия Срябина), «Каменный цветок» (Дмитрий Тенсин) «Снежная королева» (Анастасия Скрябина).
Балет «Анна Каренина» привлек особенно много фотографов: Диана Павленко, Ольга Персиянова, Анна Соболева, Дмитрий Тенсин. Им удалось передать всю выразительность спектакля, процесс работы над образами героев, отразить угаданный постановщиком Александром Мацко замысел великого классика.
Меня больше заинтересовал фоторепортаж «Мюзикл навсегда» Артема Чиркова – молодого фотографа, которому удалось в ярких фотографиях передать яркие, сочные краски этого жанра. После проекта, признается Артем, образы из мюзикла приходят к нему во снах.
В этом сезоне фотографы работали в двух номинациях. Вторая была посвящена Году Литературы в России. Отечественная и мировая классика из школьной программы оказалась в центре внимания тех, для кого постановочная фотография привлекательнее репортажа. Они и в студии чувствуют себя режиссерами и постановщиками, а работая с артистами театра, тем более. Но и сами «модели» получают уникальный шанс вдруг стать героем не поставленного на сцене произведения. Так, в «роли» Финиста Ясна Сокола зрители узнали Александра Мацко, а в роли зверя лесного чуда морского из сказки Аксакова – артиста Валерия Гимрадзе. Выразительные портреты фотопректа Дианы Павленко «Недетские сказки» притягивали к себе взгляды зрителей, и особенно зрительниц, желавших сфотографироваться рядом именно с портретами. (Хотя если бы я любила фотографироваться со знаменитостями, предпочла бы общающийся с автором «оригинал» — живого Мацко, а не портрет.)
Фестиваль показал, что театральная фотография сегодня свободно создается далеко за пределами театра. Фотосессия Анастасии Горобец, к примеру, проходила вечером на Славянском кладбище. Чтобы все как в сказке Г.-Х. Андересена «Дикие лебеди»: именно ночью на кладбище, под шуршание крыльев летучих мышей и вой ветра, шорох травы и шелест деревьев героиня рвет крапиву для рубашек, снимающих злое заклятие с ее братьев. Заслуженную артистку Кубани Карину Петровскую, преобразившуюся в хитроумную Солоху из «Вечеров на Хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, Виктория Визирякина фотографировала в ресторане «Диканька». Вспомнилась и Марина Володько, которая свой проект «Собачье сердце» снимала в приюте для животных и тоже в ресторане.
Когда я смотрела выставку в Музыкальном театре, задумалась: а не лишает ли фотографию статуса вида искусства то, что она выставляется, а ко всему прочему еще и создается в ресторанах? Этот путь для себя избрал глянец, неужели театральная фотография последует его примеру?
Но в начале ХХ века, в период НЭПа известные художники и фотографы создавали рекламные плакаты, разрабатывали упаковку товаров, украшали интерьеры ресторанов, отелей и музыкальных салонов своими работами. Почему бы сегодня ресторанам не содействовать появлению новых фотографических проектов? И если фотография – самое демократичное искусство, то, наверное, не только театры могут стать выставочными залами для фотографов?
И кто знает, может быть девушки, снимающие селфи на фоне понравившихся фотографий, тоже однажды иначе посмотрят на искусство фотографии? Если, конечно, присмотрятся наконец к снимкам, на фоне которых стоят.
Светлана Ахмадеева
Фестиваль театральной фотографии:
Каждая работа на выставке — словно первый кадр кинофильма о театре. И, как отметила директор фестиваля Евгения Карпанина, чтобы понять, что будет дальше, нужно остановиться и немного подумать.
Особенно много фотографий посвящено репортажам с репетиций оркестра Музыкального театра (Дмитрий Агеев, Анастасия Скрябина, Константин Цокур, Юрий Иванов), работе над балетом «Анна Каренина» (Ирина Баранникова, Ольга Персиянова, Лина Стром, Дмитрий Тенсин, Артем Чирков).
А что может быть таинственнее и привлекательнее манящего закрытого занавеса, за которым не столь парадно, как из зрительного зала, смотрится сцена, репетиционный зал и магические гримерки, в которых актеры превращаются в героев балета, мюзикла? Те фотографы, которым удалось попасть за сцену, в своих репортажах приоткрыли зрителям закулисные секреты и дали уникальный шанс увидеть, как готовится спектакль, как артист входит в образ. Об этом – проекты «За закрытым занавесом» (Дмитрий Агеев), «Репетиционный зал» (Дарья Водолага, Ирина Кириченко), «Гримерки» (Ольга Персиянова), «Балет» (Анастасия Срябина), «Каменный цветок» (Дмитрий Тенсин) «Снежная королева» (Анастасия Скрябина).
Балет «Анна Каренина» привлек особенно много фотографов: Диана Павленко, Ольга Персиянова, Анна Соболева, Дмитрий Тенсин. Им удалось передать всю выразительность спектакля, процесс работы над образами героев, отразить угаданный постановщиком Александром Мацко замысел великого классика.
Меня больше заинтересовал фоторепортаж «Мюзикл навсегда» Артема Чиркова – молодого фотографа, которому удалось в ярких фотографиях передать яркие, сочные краски этого жанра. После проекта, признается Артем, образы из мюзикла приходят к нему во снах.
В этом сезоне фотографы работали в двух номинациях. Вторая была посвящена Году Литературы в России. Отечественная и мировая классика из школьной программы оказалась в центре внимания тех, для кого постановочная фотография привлекательнее репортажа. Они и в студии чувствуют себя режиссерами и постановщиками, а работая с артистами театра, тем более. Но и сами «модели» получают уникальный шанс вдруг стать героем не поставленного на сцене произведения. Так, в «роли» Финиста Ясна Сокола зрители узнали Александра Мацко, а в роли зверя лесного чуда морского из сказки Аксакова – артиста Валерия Гимрадзе. Выразительные портреты фотопректа Дианы Павленко «Недетские сказки» притягивали к себе взгляды зрителей, и особенно зрительниц, желавших сфотографироваться рядом именно с портретами. (Хотя если бы я любила фотографироваться со знаменитостями, предпочла бы общающийся с автором «оригинал» — живого Мацко, а не портрет.)
Фестиваль показал, что театральная фотография сегодня свободно создается далеко за пределами театра. Фотосессия Анастасии Горобец, к примеру, проходила вечером на Славянском кладбище. Чтобы все как в сказке Г.-Х. Андересена «Дикие лебеди»: именно ночью на кладбище, под шуршание крыльев летучих мышей и вой ветра, шорох травы и шелест деревьев героиня рвет крапиву для рубашек, снимающих злое заклятие с ее братьев. Заслуженную артистку Кубани Карину Петровскую, преобразившуюся в хитроумную Солоху из «Вечеров на Хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, Виктория Визирякина фотографировала в ресторане «Диканька». Вспомнилась и Марина Володько, которая свой проект «Собачье сердце» снимала в приюте для животных и тоже в ресторане.
Когда я смотрела выставку в Музыкальном театре, задумалась: а не лишает ли фотографию статуса вида искусства то, что она выставляется, а ко всему прочему еще и создается в ресторанах? Этот путь для себя избрал глянец, неужели театральная фотография последует его примеру?
Но в начале ХХ века, в период НЭПа известные художники и фотографы создавали рекламные плакаты, разрабатывали упаковку товаров, украшали интерьеры ресторанов, отелей и музыкальных салонов своими работами. Почему бы сегодня ресторанам не содействовать появлению новых фотографических проектов? И если фотография – самое демократичное искусство, то, наверное, не только театры могут стать выставочными залами для фотографов?
И кто знает, может быть девушки, снимающие селфи на фоне понравившихся фотографий, тоже однажды иначе посмотрят на искусство фотографии? Если, конечно, присмотрятся наконец к снимкам, на фоне которых стоят.
Светлана Ахмадеева
Фестиваль театральной фотографии:
- Театральное закулисье: снимать не «пот», а тайну
События
- 1
- 2646
- Russo
Тот… ну, не нравоучение, а какое-то некое рассуждение автора о вечном… так хочется иногда провести параллель между формами развития искусства в прошлом и днем сегодняшним… Я вот, например, подумываю, а не сделать на следующий сезон номинацию «Teatro Mobile» — то, что можно рассказать о театре, имея в арсенале только камеру в телефоне… Как вам идейка? Татьяна Зубкова против…
Фотографии должны видеть люди там, куда их чаще тянет… А в музеи, театры и на выставки ходят куда реже, чем в ресторан…
Да и висеть там фотографии могут дольше, и память о событии сохранится надолго.
Каждый выбирает для себя, не так ли?
Я давно знаю Женю Смирнова, по праву его называют лучшим репортажником. В его работах есть душа, он видит то, что не видят другие. У всех, кто снимал и размещал фотографии в разных местах, получился свой собственный рассказ в кадрах, свой фильм… А «цепляет» или нет… Мы думали, а размышление должно настраивать на философский лад…
А чтобы «цеплять» и провоцировать — есть редакторский заголовок…
Ау, кублог, фотографам недокладывают мяса.