Отзыв художника: "Стеб, комедия"

Об одной из главных краснодарских театральных премьер года — лайт-опере «Гоголь. Чичиков. Души» — Кублог публикует три отзыва: от театроведа Елены Петровой, от скульптора Валерия Пчелина, испытавшего в своем творчестве влияние Гоголя, и от поклонника оперы, краснодарского театрала Натальи Левченко.

Отзыв Валерия Пчелина:

Это, конечно, постановка не самой поэмы Гоголя «Мертвые души», а по поводу «Мертвых душ». Чичиков приезжает в город N, начинает скупать мертвые души, но оказывается, что эту аферу придумал не он, а губернатор, который хочет поймать Чичикова за руку и через своего подчиненного подкидывает ему идею такой махинации. Губернатор узнал, что у Чичикова имеются большие деньги, а самый лучший способ заполучить их – отправить его в тюрьму. И развязка была бы простой, если бы не дочка губернатора Лизонька, которая влюбляется в Чичикова. Существо не от мира сего, набожная девушка, чистый цветок — она приходит к своему герою в тюрьму, узнает, где он хранит деньги, и сама передает их отцу. Чичикова выпускают. Дело закрывают. Но деньги-то, отданные губернатору, — нарисованные. Кто фальшивомонетчик? Не буду открывать. Но финал курьезный. Зритель услышит дуэт двух ловкачей, которые всех объегорили.



Вещь, конечно, получилась злободневная, в ней много намеков на современную коррупцию и махинации. Гоголь всегда злободневен, в нем это все есть. Но авторы закрутили историю еще хлеще, чем у Гоголя, и, на мой взгляд, переусложнили ее, сделали громоздкой и отчасти утомительной. Все персонажи — не то, чем кажутся, герои-перевертыши. Авторы хотели создать актуальное и многоплановое произведение, осовременить классику – то, чем страдает постмодернизм — но получился стеб, комедия.

Конечно, Гоголя и так можно трактовать. Его «Мертвые души» — изначально и комедия тоже, но только комедия сложная, метафизическая, и какие-то курьезы и бытовизмы происходят там одновременно с фантастическим и онтологическим. В краснодарской постановке получилось упрощение гоголевских смыслов, а повествование осталось в социально-бытовой плоскости.



В спектакле всплывают все цитаты из Гоголя, которые за 200 лет стали афоризмами и даже общими местами. Действие периодически уходит в какую-то свистопляску, где мелькает и Хлестаков из «Ревизора», и Панночка из «Вия», и фраза из «Тараса Бульбы» «Я тебя породил, я тебя убью» звучит, и черевички из «Ночи перед Рождеством» несут на подушке, и сам Гоголь появляется, и даже мертвые души выскакивают, как черти из преисподней, — замотанные бинтами они похожи на мумии из американских фильмов или на нечисть из советской картины Птушко «Вий».

Такое цитирование штампов, на мой взгляд, умаляет спектакль и делает его еще более поверхностным.

Декорации, костюмы, свет — ярко, но сложно, без китча. Шокирующих нововведений в духе московских постановок Василия Бархатова не будет — все решения в классическом русле, но сделано профессионально.



Режиссер и композитор создали смешную вещь, зал смеялся. И хотя конец в спектакле пафосный — Гоголь чуть ли не из могилы встает – в целом, эта лайт-опера (больше похожая на мюзикл, конечно) получилась развлекательной. Однако о Гоголе она многого не расскажет.

Краснодарский поклонник творчества Николая Гоголя — скульптор Валерий Пчелин

Отзыв театроведа Елены Петровой
Отзыв театрала Натальи Левченко

Справка:
Александр Пантыкин — 55-летний екатеринбургский композитор и драматург, лауреат «Золотой маски». Региональные издания пишут о нем также, как о «дедушке уральского рока». В 2011 году постановка его спектакля «Мертвые души» в исполнении музкомедии Екатеринбурга была десятикратно номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска» и получила четыре награды: лучшим был признан сам спектакль, а также его авторы: композитор Александр Пантыкин, режиссер Кирилл Стрежнев и дирижер Борис Нодельман.
В Краснодаре постановщиком спектакля выступил главный балетмейстер и режиссер Музтеатра Александр Мацко.
«Мертвые души» (по краснодарской версии — «Гоголь. Чичиков. Души») — это драмспектакль с детективным сюжетом, «съедобной» (по определению самого автора) музыкой и танцевальными вставками. Композитор предлагает называть реформированный им оперный жанр «лайт-оперой».

Читайте по теме:
Сюрпризы нового сезона в Краснодарском Музтеатре www.kublog.ru/blog/kublog/1824.html
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.