Краснодарский стиль в автомобильной эквилибристике
Чем пахнет краснодарский водитель?
У каждого города есть свой стиль. Это касается практически всех сфер городской жизнедеятельности, но я рассмотрю автомобильную.
Чем же характерен краснодарский водитель (или водятел, как чаще всего называют их все, в том числе и они сами, друг друга)?
Приближаясь к Краснодару по любой из дорог федерального значения, первое, на что обращаешь внимание, – это резкая горячность водителей, удивляющая своей бессмысленностью. Она может показаться похожей на эпатаж 07, 06, 05 регионов, встречающийся на каждом шагу по Бакинской трассе (М29) от Ставропольского края и дальше. Но если присмотреться, то в ней нет того чистейшего безграничного нигилизма, молниеносной решительности пилотов боевых самолётов и трёхсотспартанской упёртости при выполнении манёвра, присущих нашим братьям с Большого Кавказа. У нас всё полегче.
Догонит фуру, но не успеет обогнать. Будет тормозить с дымом, «поплывёт», но не попрёт в обгон ни по встречке, ни по обочине. Догнав, медленный «обгон» (фура едет 70, а её с трудом на 80-ти обгоняет старая уставшая волга), будет моргать пока не проморгает свои лампы, будет дышать в задний бампер, будет демонстративно изображать подрезание, но не допустит контакта. Не будет толкать или тормозить до контакта и, конечно, не покажет пистолет.
Просто будет ехать как бык поссал – то поедет, то завянет, то проснётся и понесётся. Выказывая свою крайнюю степень раздражения в непредоставлении ему, конопляному муравью (© анекдот) – просто попугает, на языке жестов автомобиля выскажет, как может, эмоции и поедет типа дальше. «Типа» — потому что, как правило, ему ехать до final destination осталось меньше 100 км.
Отдельный случай – это пятничная Кропоткинская трасса. Там в 21 – 22 часа легко можно попасть на «гармошку», которая будет от Усть-Лабинска и до самого Кропоткина то стоять колом, то лететь за 120 км/ч. А всё оттого, что не хватает ума понять, что ехать 80 – 90 км/ч в плотном потоке быстрее и легче для психики и техники, чем пытаться выйти на 140 км/ч по трёхполосной стандартной кубанской дороге в плотном трафике с фурами.
Не обгоняй – обидно
Попадая в разряд опережаемых, многие люди взбадриваются. Но краснодарцы всё-таки и тут отличаются от, скажем, турок, которые обгон почитают за личное оскорбление. Достаточно сбросить газ, дать обогнать себя в ответ, и турок потеряет к вам всяческий интерес — он-то уже доказал свои возможности. Если вы тролль и не дадите ему обогнать себя, будьте уверены — он будет выжимать из своего ведра все соки, он проедет свой поворот, он будет гнаться за вами пока не кончится топливо или пока он не потеряет вас из виду. Помните: турок будет гнаться от всей души и «на все деньги» (пусть даже и на последние).
Наши — нет. У наших кровь кипит иначе. Если вы обогнали человека с перчатками без пальцев на руках или в мозгах, то не отделаетесь ответным обгоном. Будет борьба в обгоне, вам будут демонстративно дышать в мозжечок через задний бампер, потом сколько-то времени гнать «на все деньги» (при этом резкие тормоза на любой картонной дурилке, срабатывании радар-детектора от АЗС и так далее). Пока доедешь от Кущёвки до Краснодара можно несколько раз догонять такого персонажа, снова и снова пробуждая его к активности.
Мало кого учили, что если вы увидели в зеркало заднего вида авто — значит оно едет быстрее вас. Пропустите более быстрого. Он в любом случае обгонит и уедет. Но если пропустите вы, то все шансы к тому, что в подобной ситуации пропустят и вас.
Еду как могу, делаю вещи
С проблемой с маневрированием знакомы и в других городах. Но в Краснодаре, с одной стороны, не так давно ставшем миллионником, а с другой стороны, — городе с не самыми широкими улицами – эта проблема имеет свою стилистику, которую не спутать ни с каким другим городом.
При повороте направо оставить с той же стороны зазор для двух мотоциклистов – стандартная вещь. Практически остановиться в этом же манёвре (c Северной на Аэродромную, со Ставропольской во дворы на Бургазе) и собрать за собой колбасу – рядовой случай.
Сначала заехать во двор двенадцатиэтажного литера каких-нибудь «ежей» на Комсомольском или, того хуже, — Юбилейном, и с удивлением обнаружить свою несостоятельность проехать по узкой от запаркованных дворовой змейке (задний ход – табу). Срезать при повороте налево всё, что можно – в порядке вещей (как минимум одну встречку, а как правило обе: Северная/Чкалова, Октябрьская/любая, Уральская внутренняя/Симферопольская, Уральская /Онежская).
Проезжая трамвайные пути по какому-то особому фарватеру и сберегая подвеску, выпереться на встречку (Садовая/ Северная, Коммунаров / Северная) даже не глядя, что по ней летит со скоростью 60 км/ч джип, который эти рельсы не замечает.
Сюда же отнесём азимутальную езду по кольцам (многострадальные Старокубанская/Ставропольская, Красных партизан/Аэродромная, Зиповское кольцо). Практически все кольца и широкие двухполосные повороты не находят понимания в головах. Люди упорно едут кратчайшим маршрутом через все полосы. Видимо, экономят бензин и не желают сматывать потом лишний пробег с одометра при последующей продаже авто.
В каком из двух рядов ты едешь? В среднем!
Реальный ответ реальной барышни, которая, надо отдать должное, умеет не только водить авто, но и отлично стреляет по движущимся целям (спортинг). Найдём причину не в себе? Легко. Во-первых, люки. Эти собаки, положенные такими же самками собак, встречаются в таком хаотическом порядке, что ехать по разметке — означает собирать их все. А некоторые способны переварить даже колесо крупного джипа или мелкого грузовичка. Что говорить о бедной или дорогой легковушке?!
Во-вторых, это «препятствия» либо плохо запаркованные, либо запаркованные вторым рядом. При попытке объехать, мы рискуем попасть в капкан к соседу, который едет левее и, наслаждаясь своим приоритетом и, в лучшем случае, притормозив, размажет наше достоинство, заставив практически остановиться (очень по-краснодарски).
В-третьих, пропущенный вперёд – это потенциальная помеха в будущем, лучше пусть будет сзади, чище спереди – больше пространство для манёвра, лучшая позиция на светофоре.
Жига-дрыга
Малая практика езды в настоящих мкАДовых пробках не позволяет выработать и закрепить рефлекс-режим «пробка». Вялый старт, резкий разгон в заторах – наша характерная черта. Особенно она наглядна в заторах на федеральных трассах. В случае образования многокилометровых заторов, скорости разгона могут позавидовать даже искушенные драгстеры. На абсолютно ровном участке в вялотекущей пробке за час может возникнуть до 3-4 пар «жопошников».
На старт, внимание, марш!
На какой сигнал светофора можно начинать движение? А на какой все едут в Краснодаре? А что вам будет за такое же в, например, Волгограде? Так что, если видите, что кто-то рядом с вами на красный с жёлтым уже втыкает вторую – знайте, 99% земеля!
Стоять всем
Если кто-то в очереди на паром, КПП или какой-либо другой подобной ситуации ставит свою машину так, что даже мотоциклист не просочится – можете смело спорить с соседями, что регион у этого авто – 23. Очень уж много у нас двухколёсных. Они наглые, они едут пока мы стоим, они лупят по встречке и на красный свет, они мчат по тротуарам и осевым, они делают то, что мы сами бы не прочь сделать, но не можем, зажатые страхом перед наказанием и габаритами нашей повозки. А им за это ещё и ничего нет — они знают это. И от этого действия имеют наивысшую степень цинизма. Так что суметь заблокировать дорогу для мото – это высшее удовольствие и самая малая расплата за всю ту надменность, которую они демонстрируют нам в городе.
Стиль поведения краснодарских водителей на дороге имеет вполне кровавые последствия. По данным ГИБДД, в день на дорогах края гибнет примерно 10 человек. Как смог сформироваться такой краснодарский автостиль? Полагаю, что в первую очередь – это результат нерешенных проблем в системе обучения вождению. С одной стороны, права стали ширпотребом, с другой — была утрачена культура водительского мастерства, которой учили в старых ДОСААФах.
В сумме, это привело к тому, что автошколы отрыгивают суррогат, который едва успевают обучить не путать педали, диалогу с полицейским и ехать «как все».
- 2725
- TigrIgor
А предложите, пожалуйста, свой заголовок?
В очередной раз писать одно и тоже смысла нет. Нормально у нас водят в целом. И пропускают, и поворотники включают, и не психуют обычно. Но про нормальных водителей писать же скучно, лучше рассказать про небольшой процент «горячих джигитов» и хамов :)
Дважды проехал через всю Россию, много водил в других городах, но именно такого массового идиотизма на дорогах, как в Краснодаре, нет нигде (хотя в России хватает везде).
Отчасти в этом виноваты сами дорожники, и в целом люди, которые отвечают за строительство дорог и разметку на них. Верха идиотизма по-моему достигли работники, которые делали разметку перед и на парковке СБС. Попробуйте проехать по ней, соблюдая разметку и требования знаков, и будете приятно удивлены количеству создаваемых вами аварийных ситуаций.
Это я еще про стиль «вождения» и способ оставлять свои «кареты» на больших парковках и во дворах домов. Есть ощущение, что люди ни разу не слышали о таком правиле, как помеха справа. У нас если едешь прямо — значит ты прав. Если ты особо добр сегодня — то пропустишь кого-нибудь слева/справа. Увидел свободный газон/тротуар — пачкаешься. А потом говорите про то, что люди у нас нормальные, пропускают и даже указатели включают.
Про кольца на удивление точно отмечено в статье. Правда это касается не только Краснодара, но и всей России. Люди просто не понимают, как ездить по кольцам, а логику включить не позволяет видимо наличие дорогой повозки или горячего менталитета.
Пока эти самые нормальные водители сами не перестанут способствовать тому, чтобы начинающие или чересчур наглые нарушали правила, ничего в Краснодаре не изменится. Ну или очень нужно постараться властям, включив голову. Хотя судя по количеству люков даже на новых и отремонтированных дорогах, смогут включить они голову очень не скоро.
я про тех, которые нормально ездят. Их подавляющее большинство.
Вопрос — сколько там аварий? и второй вопрос, как часто вы там слышите ругань водителей и недовольный сигнал?
Странно, может это кармически, но мне часто попадаются, кто в курсе о помехе справа. Хотя такая проблема есть :)
Кольцо это стресс для молодого водителя и повод напрячься для опытного. Повторюсь, на 1 чудик более 10 человек проедут нормально, но вы ведь обязательно этого чудика запомните.
я за рулем, ну пусть 3 года. Даже за это время вождение в городе изменилось в лучшую сторону. Имхо.
Если вы считаете, что это нормально, когда в хорошую видимость, в сухую погоду, днём, на ровном месте происходят ДТП, когда в целом у нас в городе угловые дома перекрёстков защищены ФС-ками не хуже КПМов в горячих точках — тогда, конечно, для вас писать нет смысла. Вы уже взрослый человек, у вас есть свой характер, своя голова на плечах, стаж в правах уже больше года. Вас писаниной не взять, здесь уже нужны методы добровольно-принудительного порядка.
Обычно не психуют?! А вот знакомый доктор психиатр на одной из пятничных гаражных посиделок высказал уверенность, что скоро он начнёт зарабатывать также неплохо как и другой наш товарищ ЛОР, который поднялся на слуховых аппаратах для первой водны любителей 12" МТХов…
На чём спросите собрался подняться псих? На неврозах и прочих расстройствах людей, проводящих за рулём от 2 часов в день и более. Особенно он отметил группу женщин от 25. Говорит что за два года регулярного воздения в городе в психике женщины фундаментально укрепляются мужские поведенческие условные рефлексы, которые в свою очередь натворят дел в будущей семейной жизни.
Но речь на самом деле не об этом.
Если вам не нравятся тот факт, что былые времена были ого-го, ну извините, тут претензии не ко мне.
Если вы нашли в тексте что всё пропало — ну извините, каждый видит то, что ищет.
Я размышляю над вопросами: В чём причина? Что сделать чтобы было не хуже? Как переломить тенденцию на улучшение?
Вот как раз этого в статье практически нет. Без обид, это не анализ, а субъективное мнение, основанное на эмоциях.
:)) вы до конца читали, или по диагонали?
Это не анализ, это наблюдения. Анализ вы ведь тоже спишите в помойку? :). Я предлагаю вам наблюдения, а два последних абзаца — предложение проанализировать для себя самостоятельно. Смысл предлагать вам анализ? Какой-то тигр, смешно сказать — Игорь, анализатор?
Нет. Думайте сами.
Считаете что наблюдения высосаны из пальца? Уверены, что у нас тенденция позитивная? Ну тогда подписали отрицательный анализ (ну то есть болячка не обнаружена) и делу конец :).
Обратите внимание, где я писал что «все водятлы»? Тезис «все п., а я Дартаньян» приписали мне вы, тут же развенчали его следующим абзацем — дело в шляпе.
Что мне ответить? Ну, конечно, подписаться. Да, в целом у нас нормально (нормально это нечто среднее между хорошо и плохо), да в целом количество бочек мёда над ложками дёгтя — подавляющее (как минимум шапками закидают первые вторых). Да терпимо, да может быть существенно хуже — здесь без иронии, так как по опыту в индии, африке, США, даже франции — местами субъективно ужаснее.
Вы считаете что тенденция в плюс? Ну так запостите анализ (ведь он уже не будет субъективным?!) или хотя бы просто данные копните — вот было плохо, вот стало лучше, так победим. Я с удовольствием почитаю ваши наблюдения если они не будут в стиле «я хочу ездить по встречке и на красный задом», может найду что-то интересное, что-то упущенное.
это очевидно :)
Я списал этот материал в помойку ?)
сначала второй, затем первый вариант.
Окей. Вот только вы предлагаете проанализировать информацию в навязанном в вашей статье фреймом. Вашим фреймом.
я считаю, что они преувеличены.
мое субъективное восприятие этой статьи. Не больше.
Да считаю. Будет субъективным. Более-менее объективный анализ это большая кропотливая работа с огромным количеством наблюдений, исследований и расчетов. Это работа для штата профессионалов.
А по поводу «анализа на коленке». Автошколы, несмотря на ужасное обучение в большинстве случаев, это не первопричина. Завтра напишу подробней.
Второй аспект беспечной и агрессивной езды, это низкие штрафы за нарушения. Сдерживающий момент «рублем» чаще не срабатывает, как в той же Европе. Конечно, с натяжкой, то тут еще можно применить теорию разбитых окон. Есть определенный процент гавнюков, есть определенный процент правильных водителей. Остальные ведут себя по обстоятельствам/окружающему примеру. Если будет больше правильных водителей, то они будут давать пример широкой массе водителей, что со временем выработает привычку соблюдать правила. Привычка, кстати, очень важный аспект.
Ах, да, лайфхак: сигнал от фуры на машине-отличная вещь)