Фёдор Хлопин: "Любительские дисциплины стоят гораздо дешевле"

Говоря об автоспорте нельзя обойти стороной организацию, которая этим событиям дает жизнь. На прошлой неделе Кублог встретился с заместителем руководителя Краснодарской краевой федерации автоспорта Фёдором Хлопиным и поговорил о гоночных площадках, стритрейсерах и бензине по 100 рублей за литр.

Как давно существует Федерация?

ККФА в статусе общественной организации образовалась в 2006 году. Все началось с объединения нескольких джентльменов, которые имели общую идею — всячески пропагандировать автомобильный спорт на Кубани, а именно — любительский спорт для непрофессиональных гонщиков. Мы организовывали серию небольших ралли-спринтов, на которые приезжали любители на своих частных автомобилях с минимальной спортивной подготовкой: «Волги», «Москвичи», «Двенашки». Приезд на это мероприятие спортивного автомобиля расценивался как появление мегазвезды вроде Элтона Джона — все аплодировали, фотографировали. Потом потихоньку это начинание раскачалось до того, что Краснодарская краевая федерации автомобильного спорта (ККФА) в этом году провела несколько значимых для России международных профессиональных состязаний, которые получили высокую оценку от международных автомобильных федераций.

Откуда брались те профессионалы, на которых все странно реагировали? Они были местными или приезжими?

Это были местные ребята. Дело в том, что в 90-х годах автоспорт в России стал очень сильно затухать по понятным причинам. Но автотехника у мужиков в гаражах стояла еще с былых времен, просто некоторое время (почти 10 лет — прим. ред.) некому и незачем было делать гонки, так что она простаивала и ржавела. И тут начали происходить прецеденты, которые заставили их залезть в гараж, починить старые машины. Кто-то настолько впечатлился, что стал строить новые гоночные машины. Так что все вышли из тени и вперед.

Фото Антона Лёвина. Кублог

И как много сейчас в Краснодарском крае гонщиков?

Очень сложно подвести статистику, потому что в автоспорте много различных дисциплин. В ралли людей, способных выступать в кубке или чемпионате России, порядка 12 экипажей. В ралли-спринте у нас около 100 спортсменов. В горных гонках примерно 40 спортсменов, в дрифте – 10-15 пилотов, в скоростном маневрировании — примерно 30 гонщиков, в трофи-рейдах — 2-3 экипажа Российского уровня.

Джиппинг — это тоже автоспорт?

Да, дисциплина называется трофи-рейд по ней проводится «Кубок России». Ребята — настоящие спортсмены, собственно обладатели Кубка России, неоднократные победители крупнейшего российского международного трофи-марафона «Ладога».

Для чего всем этим людям вообще нужна Федерация? Чем она помогает?

Федерация автоспорта — это некоторый демпфер между организаторами, судьями, участниками и правительством нашего региона и России в целом. Мы ведем учет, статистику, помогаем согласовывать мероприятия с руководством муниципальных образований, контролируем правильность проведения мероприятий, чтобы все было по правилам, согласно спортивному кодексу, кодексу РАФ (Российская автомобильная федерация — прим.), готовим документы в краснодарское министерство спорта на присвоение спортивных разрядов.

И несете ответственность за жизнь и здоровье зрителей и участников?

Нет, за это несет ответственность организатор каждого конкретного мероприятия. Федерация выступает в роли третейского судьи, смотрит были ли соблюдены все меры безопасности и для участников, и для судей, и для третьих лиц. В каждом виде спорта есть четко обозначенные принципы его организации. Каждый год выходит набор книжек под названием «Ежегодник РАФ», в котором описываются все основные аспекты организации соревнований по той или иной дисциплине. Например, если брать дрифт, то там написано, что дрифтовая площадка должна быть огорожена бетонными блоками, сетками, заборами, на каждую тысячу зрителей должно быть, к примеру, 10 полицейских. На старте должна стоять «скорая помощь» с таким-то числом медиков и определенным количество медикаментов и т.д. Все эти мелочи прописаны. Если организатор хочет, чтоб его мероприятие соответствовало законодательству и российским стандартам, то он должен все эти требования соблюсти. В обязанности Федерации в данном случае входит то, что мы должны проконтролировать и написать отчет, в котором указать недочеты. Также представитель Федерации обязан ответить на любой вопрос организатора о том, что же он делает не так.

Фото предоставлено Фёдором Хлопиным

Кто спонсирует Федерацию?

У нас нет постоянного спонсора.

Какой интерес у зрителей к спортивным автособытиям, если говорить о Краснодаре? В России, наверняка, по-другому ситуация выглядит.

Я сейчас не постесняюсь и скажу, что Краснодарский край — это один из передовых регионов в плане автоспорта в нашей стране. Столько спортивных автомобильных мероприятий, как в Краснодарском крае, наверное, нигде в стране не проводится. На самом деле каждые выходные у нас что-нибудь происходит: картинговые заезды, джиппинг, спринты.

А площадки есть для этого?

Это больная тема для всех организаторов и участников. Почему-то так складывается наше законодательство, что на автомобильный спорт правительство выделяет очень небольшие бюджеты, которых не хватает на строительство правильных спортивных объектов. Не выделяет потому, что автоспорт не массовый, в отличие от футбола или легкой атлетики.

Площадок очень мало и поэтому в нашем регионе больше развиты те дисциплины, которые не требуют отдельно взятого построенного спортивного объекта — это джиппинг, занимаясь которым ребята могут поехать в лес, договориться с лесничеством и посоревноваться на конкретных дорогах существующих и неиспользуемых. Это ралли, занимаясь которым, ребята могут обратиться, например, в администрацию Геленджика и договориться о соревнованиях на уже готовых дорогах. Если это ралли-спринты, то мы договариваемся с площадками, которые уже есть, но это все равно не спортивные объекты как таковые. Например, старый аэродром в поселке Энем, площадка перед Военно-морским училищем в Новороссийске или главная площадь в Туапсе, парковка возле Ледовой арены в Адлере. Получается, что мы не можем проводить многие виды профессиональных титульных гонок именно потому, что у нас не хватает гоночных треков. Сейчас в Сочи, слава богу, построили хороший трек, теперь мы можем принимать международные и всероссийские гоночные серии. Спортсмены уже приезжают, гоняют, всем нравится, но из-за того, что гоночная трасса в Сочи построена между зданиями, там мало так называемых зон вылета. Также трасса строилась специально под Формулу 1 и автор заложил много всяких коварных моментов. Трасса сочинского автодрома не только опасна, но и технически очень сложна. Гоночные автомобили необходимо специально готовить под этот трек. Мотогонки там проводить очень тяжело, это физически опасно. Запустить на трассу любителей на неподготовленных автомобилях — чревато. Если пилот ошибся, то ему остается только плакать и ехать домой без машины. Все в бетоне. Получается, что развиваться опять негде. В Усть-Лабинске есть трасса, построенная под Чемпионат России по картингу, на ней мы проводим Чемпионат для кузовных автомобилей, который называется «Тайм-атака». Но на сегодняшний день спортсмены уже переросли этот трек, им уже это медленно, они хотят быстрее.

Фото 4х4 Краснодар

А как же «Белая стрела»?

Это отдельная дисциплина, которая называется драг-рейсинг. Хорошая трасса, на ней можно проводить большие мероприятия, но календарь драг-рейсинга не имеет большого числа гонок вообще. 3-4 раза в год можно погонять. Все остальное время ее пытаются использовать под дрифт, при том, что изначально планировка этого спортивного объекта для дрифта не очень подходит. Все остальное высосано из пальца, тот же дрифт на этом объекте возможен всего в 2-3 конфигурациях, а для того, чтобы спортсмен рос, ему нужно 10-12 схем.

А есть ли у нас люди, которые могут преподавать какие-либо дисциплины автоспорта? И это, наверное, очень дорого стоит?

Люди, конечно, есть. К примеру Валерий Котляров может подготовить обладателя Кубка или Чемпиона России, а это звание мастера спорта. Но надо помнить, что автоспорт — очень дорогая дисциплина, дороже, может быть, только авиаспорт. Даже яхтинг дешевле. Чтобы участвовать в парусных гонках, вы можете купить в Анапе судно за 100-150 тыс. рублей, этого для начала будет достаточно. В автоспорте на «Фиесте» за 300 тыс. рублей вы дальше любительских соревнований не уедете.

Чем отличаются любители от профессионалов?

Уровнем подготовки автомобилей. Все «тюнячки», которые устанавливаются в автомобиле, делятся на два уровня: одни позволяют автомобилю быть быстрее — мотор, тормоза, подвеска и другие, позволяющие автомобилю быть безопаснее: каркас, система пожаротушения, система отключения электричества в салоне. Профессионалы от любителей отличаются именно объемом «тюнячек», необходимых для безопасности. Автомобили, в которые вложено больше денег на приобретение этого оборудования, допускаются до более сложных и опасных соревнований.

Фото Всеволода Альшанского. Кублог

Сложно ли в Краснодаре найти мастера, который мог бы переделать машину для профессионального спорта?

Тот, кто ищет, всегда найдет. У нас есть несколько мастерских, которые могут готовить машины для профессиональных гонок, чтоб было не стыдно ехать на «Кубок России». Основные сложности не в поиске мастера, а в финансировании – очень сложно желаемое вписывать в реалии бюджета. Ведь в основном все ребята гоняют за свои деньги, спонсоров содержащих команды очень мало.

С какими трудностями сталкиваются организаторы спортивных событий в Краснодаре? Возможно, это проблемы с владельцами площадок или полицией? Не воспринимают ли вас как каких-то нелегальных стритрейсеров?

Автомобильный спорт не очень-то понятен нашим чиновникам. Те, с кем мы работаем на местах, уже знают, что сейчас приедут гонщики и сделают все как надо. А все, кто не понимает разницы, ассоциируют профессиональный спорт с нелегальным. Это относится и к джипперам. Например, заехали два джипера в какой-то заповедник, напугали карасей и уехали, а чиновники нам звонят и говорят: «Это же ваши гонщики?» Потом звонят и говорят: «Это же ваши гонщики ночью на «Ленте» на Российской шумят, людям спать мешают?» Какие наши гонщики, у наших гонщиков один только бензин стоит от 70 рублей за литр, они просто туда не поедут, потому что это слишком дорого и бессмысленно. Приходится очень много оправдываться. Но все трудности, которые сейчас возникают, уже стали привычными.

Материальные трудности бывают?

Денег не хватает всегда катастрофически. Мы сейчас способны сделать так, что на любое автоспортивное мероприятие приедут спортсмены, посоревнуются и уедут. Но не хватает денег на что-то более красивое и пафосное: фейерверки, флажки, дискотеку.

Фото 4х4 Краснодар

На администрацию надо тратить деньги?

Нет.

А на «скорую»?

На «скорую» надо. Я, если честно, не помню, сколько, но это в норме вещей — дежурство «скорой помощи» на спортивном мероприятии услуга платная. Если соревнование выходит из Министерства спорта, тогда «скорую» выдают бесплатно, если это инициатива сторонних организаторов — приходится платить.

Вы как-то связаны с Министерством спорта?

Да, это наш местный куратор, который контролирует, что у нас все законно, все прилично, выдаёт нам аккредитацию, дает добро на проведение мероприятий.

Сами занимаетесь каким-то автоспортом?

Сейчас нет, все. Я занимаюсь организацией мероприятий и подготовкой спортсменов. Раньше занимался ралли. Сейчас же готовлю всех подряд, не только раллистов. В свое время ралли дали колоссальный опыт, потому что эта дисциплина умеет все: и медленно ехать, и быстро, и по скользкому, и по твердому. Единственное, «джиппинга» не очень много, но для этого у нас в федерации есть целый комитет, который решает все вопросы, связанные с трофи.

Фото 4х4 Краснодар

Кто приходит к вам учиться? Приходят и говорят: «Я хочу быть раллистом»?

Да, но подготовку мы всегда начинаем с азов: с организации правильной посадки в автомобиль. Даже если человек хочет быть профессиональным гонщиком, он должен этот путь пройти от начала до конца. Возможно, вначале ему кажется, что он занимается какими-то глупостями, недостойными его уровня, но проходит 3-4 месяца, и он понимает, зачем он приходил первый раз в первый класс, зачем его заставляли долго и нудно настраивать свое водительское кресло. К нам приходят не только люди, которые поставили цель стать профессиональным гонщиком. Некоторые видят, что есть, куда расти в таком вопросе как вождение автомобиля. Они каждый день ездят по городу, с работы, на работу, возят детей в садик, при этом остались еще какие-то недосказанности, чувствуется нехватка опыта, уверенности. Или кто-то покупает себе более мощный автомобиль и боится его, не знает, что с ним делать.

Как оформляется спортивный автомобиль с юридической точки зрения? Как обычный автомобиль в ГИБДД или есть какие-то нюансы?

Есть два вида спортивной техники: автомобили, которые называются спортивными, и автомобили, которые называются гоночными. Спортивный автомобиль — это машина, которая была выпущена серийно на заводе и потом уже доработана для участия в спорте. Такой автомобиль имеет обычный ПТС, техпаспорт, страховку. Этот автомобиль должен соответствовать ПДД: поворотникии фары должны быть, госномер висит на нем. Плюс ко всему, у него есть такой документ, который называется «спортивный паспорт», в котором описывается, что это автомобиль, который изначально был желтым, а потом в угоду спорту его перекрасили в красный, указывается список доработок. Бывают автомобили гоночные, которые строят в частных гаражах для участия именно в трековых гонках. Они не выезжают на дороги общего пользования, их перевозят на прицепах. У них свой объем документации, который сводится только к спорту. С юридической точки зрения это не транспортные средства, а спортивные снаряды.

Фото 4х4 Краснодар

Вы сказали, что бензин стоит 70 рублей за литр. Это какой-то особенный бензин? Где его покупают?

Есть у нас в городе поставщики, которые привозят его из Франции или Москвы. Это бензин с октановым числом 100, 102, 106. Самый простой бензин, на котором соревнуются гонщики — 98, но не тот, что продается на обычных заправках, а спортивный 98. Спортивное топливо отличается не только октановым числом. Чистота от ненужных примесей, собственно сама формула спортивного топлива – это то, что вы никогда не сделаете при помощи присадок из обычного. Дизель тоже есть спортивный. Гоночный мотор настраивается под бензин с определенным октановым числом в зависимости от того, сколько денег гонщик готов потратить на топливо. У меня есть ребята, которые ездят на 98 бензине, заправленном на «Лукойле», а есть те, кто использует 106 бензин, привезенный из Франции по 100 рублей за литр.

Сколько литров требуется на одну гонку, если мы говорим о ралли, например?

У всех по разному, но в среднем расход от 20 до 50 литров на сотню км. Обычно за гонку сжигают 100 — 200 литров спортивного топлива.

То есть только на бензин уходит десять тысяч рублей?

Больше, еще же доехать до старта надо. Это дорогой вид спорта. Грубо говоря, отъездить гонку в самом дешевом гоночном классе профессионального спорта в Краснодарском крае будет стоить от 50 тыс. рублей для местных ребят. Это если все прошло нормально: не сломали машину и так далее. Статьи бюджета: бензин, дорога туда и обратно, питание, проживание, зарплата механику. Выезды в какие-то дальние регионы обходятся дороже в разы. Любительские дисциплины стоят гораздо дешевле.

Подготовили Дарья Томилова и Анастасия Володченкова.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • anp135
  • написано
Федя? Федя…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.