4х4 = y?

КЧР, высота 2400 м.
Что такое 4х4? Чем эти «four wheel drive» отличаются от других, нормальных людей? Как они дошли до такой жизни? Почему у них есть гараж, зачем они в него ходят и потом еще ездят в лес? Откуда столько грязи? Чем они там занимаются? Сколько же у них денег? В конце концов, для чего все это?

Вопросы на эту тему можно продолжать бесконечно. Помните, с чего начиналось знакомство с кафедрой философии: «Я знаю, что ничего не знаю...»? Нет? Будем вспоминать.

Когда бог создавал черепаху, несмотря на все те шуточки, что он с ней сотворил, лишить ее полного привода не рискнул. Колесная формула «4х4» на более человеческий язык переводится как «полный привод». В этой полноте как раз и кроется дзен. Полнота эта дает человеку возможность преодолевать время и пространство, способствует развитию оригинальности и нестандартности мышления и принимаемых решений. В общем, полный привод человеку – как птице крылья.

Есть ли жизнь за бордюром?


Обочина — не край света, бордюр — не граница. Полноприводные и то и другое видят как элемент, а не как ограничение. За этими элементами видно лес, полянку, может быть даже удобный съезд к речке. За ними существуют интересные короткие срезки, например Абинск – Кабардинка или Благовещенская – Веселовка, по которым ездят при наличии времени… («у них было время и они решили поехать короткой дорогой» — прим.).

КЧР, долина р. Аксаут
А это не опасно?

Конечно опасно, порой даже очень. А не опасно ли идти пешком по темной улице мимо гопников? Не опасно ли попасть в глухую пробку на въезде в город и отстоять в ней более шести часов (помните спец. мероприятия на день славного города Краснодара и образовавшийся в связи с этим апокалипсис)?

Жизнь опасна сама по себе. На каждом шагу. И мы все, конечно, умрем (готы, привет). Фишка в том, что зачастую люди, имеющие полноценный полноприводной опыт более адекватно оценивают возможные риски, лучше чувствуют машину и через это видят дорожную ситуацию в целом более реально. Ведь вряд ли кому-то из тех, кто об автомобиле знает только то, что его надо регулярно мыть и заправлять (ну, еще неплохо иногда менять масло и фильтры) – может прийти в голову мысль о том, что вот эта вот вибрация не с проста, это открутилось колесо. Или, сев за руль своей десятилетней любимицы после полугодовой командировки, не то чтобы загнать на подъемник и провести осмотр, а хотя бы просто первое время на педаль тормоза давить плавно и заранее, ибо есть шанс, что после долгого стояния рассохлись тормозные шланги. Поверьте, это очень яркое впечатление — почувствовать, как педаль тормоза проваливается в пол. Бывалые джиперы при возникновении нештатной ситуации обычно не раздумывают – они в жизни повидали столько, что реакция уже даже не в мозгу, а в мышцах. Если вы думаете, что я тут нагнал страху из чьей-то чужой, не совсем обычной жизни – посмотрите внимательно Youtube, – там полно наглядных и вполне себе урбанистичных примеров с гражданской техникой. И горят, и рулевое клинит, и тормоза пропадают – чего только нет.

Горная дорога, правый нижний угол - пропасть.

Насколько это сложно?


Как говорит «Вконтакте»: «Все сложно…». На самом деле основная сложность заключается в том, что если нарушить поговорку «меньше знаешь – крепче спишь» и начать разбираться в технических аспектах сложных механизмов (одним из которых является автомобиль), то о сне можно и правда забыть. Когда вы понимаете, когда вы умеете, да еще если умеете выжимать из имеющегося все – вам даже простую гражданскую жоповозку выбрать будет непросто. Современные автопроизводители уже лет 10 как осознали все свои маркетинговые ошибки и перестали выпускать автомобили. Вместо них они клепают миловидные повозочки, не нарушая общей схемы потребительской кабалы. Так что если ваш выбор базируется не только на «жрет, прет, стоит, красненькая!», а вытекает из списка функциональных требований на двух листах мелким почерком – будет сложно. Сложно будет не только с выбором марки и модели, но и с выбором СТО, на котором затем обслуживаться. Мастера они ведь не из прошлого (хорошо хоть не из будущего), когда был дефицит вещей и профицит знаний, в результате чего можно было при помощи напильника не только из паровоза сделать пароход (да да, я повторяюсь), но и, подключив всем известную мать, – починить. Как говорил мой учитель: «Что один человек сломал, другой завсегда починить сможет». Сегодня бывает так чинят, что и ломать не надо.

Тем, кто не испугался сложностей и продолжает читать дальше, признаюсь: не все будет сложно, кое в чем будет попроще. В частности, умеючи понимать и докапываться сквозь следствия до причин, будет легко решать мелкие проблемы. Точнее, многие вещи, которые для людей неразбирающихся в двух словах звучат как «Все, приехали», вам будут мелкой неприятностью. Например, потеря приводного ремня, (чьим посредством от имени его величества коленвала через систему шкивов и роликов вращается крайне необходимое навесное оборудование двигателя) не факт, что превратит вас в жертву эвакуатора – есть варианты доехать либо до ближайшего магазина, либо даже до дома. Поймав сантиметровый боковой порез вы можете вполне себе проехать 10-15 километров на портянке до ближайшего шиномонтажа – в награду посмотрите, как умеют от удивления таращить глаза мастера. Даже отвалившееся колесо вас остановит только в том случае, если совсем не будет подручных материалов для костыля.

В целом, понимание позволяет диагностировать проблемы, а умение чувствовать – определять их на ранних стадиях. Это позволяет экономить деньги, располагать большими вариантами и запасом времени.

Что касается технических сложностей, то полный привод, конечно, сложнее, чем недопривод (особенно передний), но если вы поняли, что я хотел сказать выше, определяющим является вовсе не это.

Что я смогу на своем стандартном автомобиле по сравнению с монстрами?


В «дагестанах» ответ на подобный вопрос начинается с: «Э-э-э-э-э!». Нет нет, это не то «э-э-э-э», которым «галстуки» мычат в микрофон и камеру, когда мозг работает со скоростью печатающего двумя пальцами. Это «э-э-э-э» ближе к японскому, когда смысл доносится не звуком, а интонацией. По-нашему — это когда прораб Василич одной и той же фразой про всем известную мать может и поругать, и похвалить, и выразить сожаление, и поддержку, и симпатию, и даже не-до-у-ме-ни-е.

Экскюзмуа, увлекся. Так вот, возвращаясь к вопросу – едет не машина и не всякие спец. средства – едет человек! Вам вовсе не надо доезжать до туда же, откуда водители монстров начинают выгребать пешком за трактором, в целом, дзен для начинающих (или не экстремалов) заключается не столько в пункте назначения и преодолении точки невозврата, сколько в совершении пути, созерцании, познании окружающего мира, себя через это и, непременно, каждый раз успешного возвращения домой. Как говорится у дайверов: количество всплытий должно равняться количеству погружений.



Хорошо, у меня полноприводной автомобиль, что еще надо?


Горящие глаза и шило в одном месте – то есть мотивация. С особенно большим шилом можно джиповать и на недоприводе – один мой знакомый некоторое время джиповал то на классике (ВАЗ 2107), то на девятке. При этом он проехал столько всего интересного, сколько не каждый «УАЗик» проезжает. Так что, как говорится, один может на плоту от Качуги дойти до моря Лаптевых, а другой, отрастив мамон будет показывать гостям фотографии своей прекрасной и дорогой яхты, которая догнивает на стоянке сочинского какого-нибудь яхт-клуба (если с кем-то совпало, извините, это чистая случайность).

Так что мотивация, мотивация и адекватность – жажда приключений и умение их дозировать и ограничивать соразмерно собственной подготовке и оснащенности.

Мотивация

Правила?


ПДД обычно в лесу не действуют. Конечно, иногда в летний период «курорты Краснодарского края» углубляются в горно-лесную часть и караулят «бздыховозов» (коммерческие экскурсионные внедорожники) на бродах реки Пшады, в окрестностях водопадов Жане, дорогах Главного Кавказского Хребта в городе-курорте Геленджике (да да, эти 122 тысячи гектар, на 80% состоящие из лесного фонда, с 2005 года — именно город-курорт). Но в целом езда по дорогам общего пользования и езда по бездорожью общего пользования – два параллельных мира. Я не буду мучать вас многотомником правил, для начала хватит трех: первое – вовремя спустить колеса, второе – вовремя размотать лебедку, третье – вовремя развернуться назад.

Правила эти сформулированы не мной, но настолько кратко и точно изложены, что могут вполне применяться во многих других жизненных сферах. Развернем.

Вовремя спустить колеса. Передвигаться по бездорожью с тем же давлением, что и по асфальту – не комфортно, медленнее и дороже как для автомобиля, так и для вашего здоровья в целом. Нет, конечно, если вы не снизите давление в колесах до 1-1,5 барр, а продолжите движение с 2-2,5 – вы не умрете ни через 50, ни через 100 километров, просто ехать придется медленнее и это будет менее комфортно. Износ автомобиля при такой нещадной эксплуатации проявится через полгода-год, позвоночник начнет осыпаться в зависимости от вашего физо (год – пять). В целом, это правило – маяк. Маяк того, что бездорожье началось и вы это понимаете. На самом деле снижение давления ощутимо повышает проходимость даже для строго асфальтовой резины, но поначалу лень спускать и качать может заставить вас отрицать это вовсе, либо откладывать на потом. Спускать колеса уже застряв — только зря пачкаться. Помните, простого бездорожья практически не бывает – оно либо вам по зубам, либо нет.

Вовремя размотать лебедку. Когда дело медленно, но верно приближается к «пешком за трактором», важно не насиловать лишний раз автомобиль, а помочь ему дополнительными средствами, такими как стационарно установленная лебедка, реечный домкрат «Hi Jack» (не путать с виски) и другими дополнительными средствами самоспасения (система полиспастов, пила, топор, лопата). Помните, наибольший вклад в поломку техники делают не обстоятельства, а человек.

Вовремя развернуться назад. Здесь комментарии излишни.

Преодоление 1,5 м. ступеньки при помощи реечного домкрата

Для чего все это?


Допустим, посадили вы печень, вырастили живот и может быть даже построили тещу – куда расти дальше, где искать выход гормонам мужественности пока не настигла «зеркальная болезнь»? Можно устроиться на интересную творческую работу, можно заняться общественной деятельностью, пойти в любой спорт. А можно, как вариант или даже в дополнение к вышеприведенному, посмотреть фильм «Счастливые люди» и начать отдыхать не типично для типичного Краснодара. Во-первых, лучший отдых – это смена обстановки и вида деятельности, во-вторых, у вас в руках будут более качественные аргументы, чем количество выпитого или проткнутого, в-третьих, если вы попали под влияние теории БП – есть все шансы вылечиться от паранойи.

Дзен

Кто таки дочитал до конца, мало что понял (текст перегружен терминами и сленгом), но при этом есть желание разобраться – задавайте вопросы, буду разъяснять в комментариях.

Фотографии предоставлены «4х4 Краснодар».

Тигр Игорь
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Geoilog
  • написано
Супер! Слушайте, это же хвантастика, на Кублоге появился настоящий жыппер!
Вопрос у меня есть: кто-нибудь в Краснодаре в курсе о сложности маршрута на закрытии сезона 13 декабря? На Шеви или на Бухмонстре ехать?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • prozak
  • написано
Аффтар пиши исчо!
  • avatar
  • TigrIgor
  • написано
Geoilog , вы шутите :)? Кто-нибудь точно в курсе. Знаете где их найти? На 4х4 Краснодаре.
:)
Что касается «настоящего джипера», то нет, я простой писака, просто город маленький, все друг друга знают и среди моих знакомых есть в том числе и джиперы. Пообщаться с человеком, узнать чем он дышит и положить это затем на бумагу — не значит самому стать джипером.

prozak , если это комплимент, спасибо, если намёк на колхозный стиль — ну извините :), я и правда из деревни.
Если первое, то прошу вас по возможности не по аблански, а по русски. Дело в том, что современное окружение насколько наполнено такими вот диалектами и акцентами, что замечаю за собой как стало легче промычать вот так вот по албански, чем сказать на чистом русском. Пугаюсь.
Ну а касательно ещё — предлагайте темы, на которые вам было бы интересно посмотреть кошачьим взглядом. Личка, почта.

P.S. Очень понравился эксперимент Washington Post с Джошуа Беллом — всё-таки журналюги умеют отжигать :).
  • avatar
  • Geoilog
  • написано
TigrIgor , если вы простой писака, то в таком случае вы, должно быть, сверходаренный слушатель. Потому что, не будучи труъ джипером, почти невозможно так передать то, что происходит на самом деле. Очень хочется еще какой-нибудь ваш внедорожный материал почитать…

Читатели Кублога, рекомендую верить каждому написанному автором слову) Всё в точку!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • TigrIgor
  • написано

С внедорожным быстро не обещаю, всё-таки это не просто и довольно специфично, не современно я бы сказал.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • prozak
  • написано
Это был комплимент. Я подумал что Вы и сами жыппер судя по правильному вектору статьи и аутентичным терминам.)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.