Автоэквилибристика: советы в дальнюю дорогу



Лучший отдых – это смена деятельности. А как быть, если деятельности этой нет? Правильно — сменить обстановку. Ремонт — вещь архи-дорогая и напряжная, проще слетать куда-нибудь во Вьетнам или какую-нибудь Доминикану. Идеально, когда есть открытый «шенген» – можно сэкономить, выкупив какой-нибудь горящий тур.

Все бы ничего, но ко всему вышеперечисленному теперь приходится добавлять «было». Было бы и правда неплохо, но что делать, если не сработала чуйка и не заставила запастись еще в августе штукой – другой баксов на новогодние праздники? Авиабилеты взлетели и вот-вот улетят вслед за курсом, рубли деревенеют – как бы не пришлось зазимовать в Краснодаре с лапой во рту.

Если есть автомобиль, можно сделать ход конем и метнуться в какое-нибудь автопутешествие. Если от родной страны тошнит, можно рассмотреть поездку в экзотическую страну типа БКР (бывшие кавказские республики). Если экологический класс авто ЕВРО-4 или выше и, опять же, есть открытый «шенген» – можно метнуться и по Европе. Если бюджет поездки делить на двоих, а лучше на троих – то может получиться существенно дешевле, чем путешествие самолетом.

Что может остановить: отсутствие опыта длительных автопутешествий, страх перед неизвестностью, недостаток самостоятельности, старость, ненадежность, неподготовленность авто.

Если вы все-таки решились ехать на машине, позволю себе набросать немного непрошеных советов. Я понимаю, что мало что может быть хуже, чем бесплатный ненужный совет, но несмотря на то, что я очень люблю животных, все-таки к людям осталось еще немного чего-то теплого и мягкого.


Чистота — залог здоровья, порядок превыше всего


Может показаться странным, но если в обычной жизни мы можем этого не замечать, то в путешествиях с невыполнения этого пункта легко могут начаться любые проблемы.

Перед выездом заранее постарайтесь выложить все ненужное, помыть авто, заправить полный бак и долить жидкости в омыватель. Особое внимание уделите чистоте стекол – это первейший фактор, который будет влиять на утомление. Сами тоже помойтесь – неизвестно, когда вы это сделаете в следующий раз, а к чистому телу усталость липнет гораздо хуже, чем к грязному. Если есть возможность — постарайтесь выспаться.


Если путешествие тянет больше 1000 в одну сторону – не поленитесь сделать регламентный осмотр. Уровни всех жидкостей, ходовочка, давление в шинах и балансировка колес с пробегом от прошлой балансировки 10000 км и более (идеально — засыпать балансировочных шариков), состояние приводных ремней. Если после возвращения до смены масла и фильтров останется меньше 2000 км, лучше сделать замену перед выездом.

Возьмите с собой, (а лучше всегда имейте в машине): запасной комплект приводных ремней (прибавим сюда ещё и паразитный ролик, если у вас LR Defender или какой другой гряземес), пару грузовых стяжек, хороший динамический трос с шаклами, подходящими к буксировочным проушинам вашего авто, рабочий домкрат, минимальный набор инструментов (отверки, книппексы, молоток, основные рожковые ключи и головки), зимой – провода для прикуривания, запасные лампочки в головной свет, вязальную проволоку, поксипол, армированный или обычный скотч, пластиковые стяжки. Спички, нож, топор, лопату (маленькую саперную), одеяло или даже пару, 2-3 армейских сухпайка, идеально иметь горелку и котелок. Расформируйте по отдельности еду, одежду и инструмент. Последний кладите всегда так, чтобы он всегда лежал под рукой, но при этом не мешался – не прячьте его на самое дно багажника. Понадобится – запаритесь доставать.

Теперь добавляем ко всему этому все, что необходимо собственно в саму поездку и попробуем с этим взлететь.
Фото Тимура Громова. Кублог

Отставить рекорды


Если за рулем вы будете не один (двое, а в идеале – трое), то постарайтесь соблюдать режим труда и отдыха. Его практически никто не соблюдает, но если вы все-таки сможете, то большинство неприятных ситуаций не будут иметь даже шанса возникнуть. Проводите за рулем не более четырех часов, не садитесь за руль сразу как только проснетесь, не пропускайте приемы пищи (особенно обеденный). Если не торопитесь, старайтесь делать как минимум один отдых в сутки (пару часов вне машины, в идеале — сон в горизонтальном положении). Утренние и вечерние сумерки старайтесь проводить в остановках (например, с приемами пищи). Старайтесь минимум раз в день есть жидкое и горячее.

Если едете в одно лицо — не боритесь со сном. Как только заметили, что в принципе вы могли бы соблюдать свою полосу, но ведь никому не мешаете, едучи в двух сразу – знайте, наступило переутомление. К этому моменту у вас уже сильно упала скорость реакции и дальше будет только хуже. Съезжайте и спите.

Всякая всячина


Если можете – передвигайтесь ночью, а спите утром, в обед или вечером. Всегда заливайте полный бак и не дотягивайте чтобы загоралась лампочка. Залитые литры с прошлого бака, деленные на пробег от прошлой заправки = расход топлива с учетом недолива и качества.

Запоминайте средний выбег на баке и знайте через сколько загорится лампочка. Еще раз повторюсь – не дотягивайте до того момента, чтобы она загоралась. Во время каждой заправки не ленитесь мыть стекла, фары и бегло осматривать автомобиль по кругу.


Летом старайтесь по возможности не пользоваться стеклоочистителями, ибо никакой супер-состав не смывает со стекла запеченных насекомых – просто размажете ровным слоем по стеклу и еще сильнее ухудшите себе видимость. Гораздо безопаснее, легче и быстрее помыть стекло простой водой при помощи ведра и щетки на заправке.

Если едете зимой, имейте запасной комплект щеток и умейте их менять. Если этот комплект просто валяется, 90% что вы не сможете снять дворники с обледеневших поводков, не будучи 100% уверены в том, как именно это делается.

Старайтесь подгадать так, чтобы пересекать Москву примерно с 00:00 до 6:00.


Выбирая столовую, обращайте внимание как много и какого рода дальнобой стоит перед заведением. Избегайте непопулярных мест.

Избегайте обочин и островков безопасности – всех мест на дороге, по которым мало ездят ибо именно сюда отлетает всяческий мусор, которым можно пробить шину.

В процессе поездки старайтесь не съезжать налево с пересечением встречки. Помните, возвращаясь, вам надо будет также повернуть налево, но теперь уже с пересечением поперек двух потоков, а это один из самых опасных манёвров на трассе.

Останавливаясь и ожидая своего окна, не выворачивайте руль в сторону встречки, ставьте корпус и руль выворачивайте так, чтобы, если вас протолкнут, вы не вывалились на встречу (те самые съезды налево).

На оживленных трассах, таких как М4, М10, М18 — пользуйтесь радиосвязью, прослушивайте канал D-15 в режиме АМ (диапазон 27МГц).
Фото Инны Гайворонской. Кублог

Не играйте в Маресьева и, если на вас выходят в лобовую, – сразу же тормозите и непосредственно перед остановкой (если к тому времени не разъехались) съезжайте на обочину. Перед тем как начать тормозить – всегда смотрите в зеркало заднего вида.

Имейте всегда н/з: запас питьевой (литрушку на человека) и технической воды (пятилитрушку).

Не оставляйте в машине ни телефон, ни сумку с документами, даже если выходите на секунду, даже если в машине остается пассажир. Мотоциклисты широко используют варианты всяких набедренных сумок, но в автомобиле, чем более лежачая посадка и тесный салон, тем менее удобны могут быть такие варианты. Подберите наиболее удобный для себя, но заведите за такое же правило, как и «выходим из машины вместе с ключами» — документы и телефон всегда при себе.

Не останавливайтесь в подъемах, в поворотах и выходах из них, в любых местах с ограниченной видимостью или рядом с ними. Внутренняя часть поворота не менее опасна чем внешняя. Останавливаясь, помните, что многие люди рефлекторно пялятся на стоящее авто, что в свою очередь отвлекает внимание от дороги и может быть предпосылкой к аварийной ситуации. Человек едет туда, куда смотрит – не забывайте.

Останавливаясь на обочине, съезжайте с проезжей части более чем полностью. Если вы создали помеху в полосе, фуры, конечно, по рации расскажут о вас друг другу, но на дороге очень много не радиофицированных, которые ни сном, ни духом о том, что вы создаете помеху. Конечно, доедут – увидят, главное чтобы не отвлеклись, увидели и успели среагировать.
Фото Инны Гайворонской. Кублог

Останавливаясь где-бы то ни было, всегда паркуйтесь так, чтобы уезжали вы в одно движение и желательно прямо. Если надо будет развернуться – разворачивайтесь сразу. Ни в коем случае не упирайтесь в препятствие вне зоны видимости (вплотную к люку, бордюру, яме и тому подобное) – выйдете и забудете о нем, вернетесь – не увидите.

Останавливаясь на отдых, старайтесь выбрать место так, чтобы вас не было видно с дороги. Привлекать к себе внимание – лишнее. Помощь все равно не остановится, а вот неприятности могут. Да и газами и дорожной пылью дышать лишний раз не нужно.

Если у вас дизель и кто-то вам рассказал что на трассе можно «слить солярку с дальнобойщиков дешевле» — забудьте, просто забудьте и не мучайтесь в попытке сэкономить 250-400 рублей. Хотите дешевизны – пользуйтесь «Русойлом».


Не наезжайте на дохлых собак. Да что там собак, вообще не наезжайте ни на какие даже плоские штуки, не являющиеся ни ямой, ни кочкой, ни какой-либо другой неотъемлемой частью дороги. Собаку может намотать на колесо, под картонной коробкой может оказаться кирпич, пластиковая бутылка может отлететь туда, куда не надо.

Если вдруг так получилось, что вы попали на дорогу аля брянщина, или типа окрестности Вытегры (по-краснодарски говоря: если вы едете по дороге- направлению очень напоминающему 1 Мая – Индустриальный) – берегите подвеску: в ямы и по ухабам только на ровном руле (колесо должно быть перпендикулярно препятствию). Не тормозите в самом препятствии, не перегружайте подвеску сильнее.


В дальней дороге приучайтесь к минимализму — всё, без чего можете обойтись, лишнее. Можете не останавливаться — не останавливайтесь, можете молчать — не говорите, а если говорите — не говорите лишнего. Можете ехать — не стойте, не привлекайте к себе внимание.

В общем, не ищите себе приключений, будет надо – они сами вас найдут.

Берегите себя и возвращайтесь с хорошими впечатлениями и положительным опытом, ваш тигр Игорь.



Фотографии предоставлены «4х4 Краснодар».
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • ZhenyaMahanko
  • написано
Если экологический класс авто ЕВРО-4 или выше и, опять же, есть открытый «шенген» – можно метнуться и по Европе.
— на самом деле не совсем так, вернее это очень раздуто. Мы когда собирались в Прагу на авто, я тоже читал и парился за этот момент (у нас калина 2008 года выпуска) и как я понял, это ЕВРО-3. На границе, никто даже не спросил, да и видели бы вы какие машины стоят со стороны Украины в Польшу =)

Если бюджет поездки делить на двоих, а лучше на троих – то может получиться существенно дешевле, чем путешествие самолетом.
На счет бюджета — тут дешевле очень условно, ведь надо где-то спать, есть, ну и главное уходит время. Ну и ответственность несешь ведь сам за все. Да и если брать Европу, то цена на бензин не радовала совсем в том году, в этом еще менее обрадует. Ну и стоит учитывать, что в Европе машина — обеспечит головняк с парковкой — которая тоже влетает в копеечку и не слабую. Мне кажется руководствоваться экономией в данном случае — путь не верный, она просто может не случится. А вот понимание того, что это само по себе отдельное путешествие и дает целую кучу эмоций и впечатлений это да. Еще не раз прокрутится в голове дорога, снова и снова.

Советы очень ценные, спасибо большое.

Позволю сюда добавить еще парочку из опыта — горелка вещь классная, но требует остановки, а не всегда желание выпить чаю и остановки совпадает — потому нас очень сильно спасает термос, просто незаменимая вещь, только лучше брать нормальный.

Не стоит пренебрегать регистратором, я его и купил именно перед длительной поездкой.

Еще лучше сразу продумать маршрут, для рассчета расстояний мне очень нравится сервис della.ua/distance

Так же стоит сразу заморочиться аккумуляторами. У меня ситуация такая 2 полностью заряженных телефона с навигаторами на борту, 1 из которых со старта выключен, а второй по назначению + внешний аккумулятор (альтернативой можно зарядку от прикуривателя, но у меня была ситуация, когда прикуриватель перегорел в дороге как раз + внешний аккумулятор спасает во время длительных походов по не знакомому городу, где тоже активно используется навигатор, интернет и т.д.) ну и еще я обычно держу про запас 1 старый телефон, на случай не стандартных ситуаций, полностью заряженный.

Еще обязательно надо узнать правило дорожного движения в тех странах, куда едешь, ну и конечно лучше не нарушать. Нас за несколько путешествий через всю Украину ни разу не останавливали просто так, а ведь на форумах можно начитаться, какие злостные менты дежурят у обочин.
  • avatar
  • TigrIgor
  • написано
Женя, по евро-4 не раздуто, а обобщённо. Всё зависит от страны и даже от КПП. Особенно грустно, когда ты делаешь кольцо и подвисаешь где-нибудь между Румынией и Украиной :). Редакция меня постоянно гнобит за большие тексты, поэтому я не стал углубляться в частности, а максимально сократил абзац и опустил все случаи, когда даже Евро-0 не помешает выехать за границу ибо человеку владеющим этим кунг-фу мои советы не нужны :).

На счет бюджета — тут дешевле очень условно, ведь надо где-то спать, есть, ну и главное уходит время.
Условность прямо пропорциональна умению гуглить в реальности.

Ответственность сложно выразить в деньгах, равно как и адекватность. Цена топлива растёт быстрее чем авиабилеты, но если в машине бюджет пилится на 2-3 — получается дешевле. В случае с троими можно даже не париться с парковкой. Головняк в Европе будет не только с паркингом, но и с ездингом. Тут как с жильём — кто умеет, тот выкручивается. У меня товарищ пожил в Стокгольме какое-то время и ухитрялся даже в выходные на прокатной тачке находить халявные нычки в самом Гамластане… Мобильность и навыки поисковика можно реализовать в сокращение расходов.

Да, термос ты отлично добавил. Я обычно ленюсь и не беру его, поэтому и в советах забыл его. К термосу можно добавить, что кипятком можно разживаться в придорожной инфраструктуре, главное не стесняться спрашивать :). А остановки… мы по студенчеству кальян в машине курили регулярно :) на ходу.

Жень, что касается Украины, то у тебя просто отличная карма. На самом деле там встречалось всякое и чем ближе к Карпатам, тем чаще и жестче. Маленькой машинке чуть полегче, к ней приставать будет только совсем обиженный жизнью. Как правило докопаться к дальнобою не только таже эмоциональная нагрузка, но и дополнительный гешефт :). Лично я не попадал, но обстановку ощущал, ситуации наблюдал.

Про форумы ты прав, профессор Преображенский, будь он жив сейчас, обязательно дал бы точный комментарий по этому поводу :).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.