Высокий штиль в кирпичном зодчестве

В Краснодаре вчера, 12 февраля, в рамках выставки «Архитектурная лаборатория. Станция город» прошла лекция. Говорили на ней не о проектах зданий и будущем Краснодара, а о его настоящем — о кирпичах.

Послушать Сергея Скороходова, руководителя отдела продаж «Брикфорд», пришли около десяти архитекторов и еще примерно столько же людей других профессий, которые частенько посещают подобные мероприятия, не привязываясь к их теме. С первых же слов лектор признался, что не знает, о чем говорить, и пожаловался на то, как тяжело сейчас пропагандировать эстетику:

«Лекция должна быть о кирпиче, но рассказывать о кирпиче совершенно не хочется, хочется поговорить об архитектуре в целом. Был я на форуме в Сочи, собрали мне огромную аудиторию, чтоб я показал им эту же презентацию. Вы не представляете, что я почувствовал: страшный скепсис, — складывалось впечатление, что народ согнали как в советские времена на какое-то комсомольско-патриотическое мероприятие, где просто надо было присутствовать. Когда я рассказывал о том, что этот кирпич из Бельгии, ручной формовки, они скучно зевали и говорили: „Ну кому это надо? У нас тут СНИПы, нормы, расскажите нам лучше про энергоэффективность“. А мне не хотелось об этом говорить, мне хотелось рассказать об эстетике».



И хотя Сергей не собирался рассказывать о кирпиче, весь отведенный на лекцию час разговор шел только о нем. Вдохновленный, поэтически настроенный, источающий неразбавленный энтузиазм, Сергей говорил о кирпиче так, словно в Краснодар привезли Туринскую плащаницу:

«Кирпич является основой мироздания, потому что делается из четырех стихий: земли, воды и обжигается в огне при помощи воздуха. Кирпич — это основа материи, то, на чем основано мироздание».

На этой лекции я, много в последнее время пишущая о кирпиче, узнала много нового. Помимо кирпича ручной формовки, который на самом деле производится на конвейере, в «Брикфорде» могут продать кирпичи в форме стеганого матраса, кирпичи с имитацией лунной поверхности, крокодиловой кожи, а еще светящийся в темноте кирпич.



Видимо, для того чтобы говорить на одном языке как со старшим поколением, так и с молодыми архитекторами, Сергей периодически менял стиль повествования с восторженно-пафосного на хипстерски-небрежный:

«Когда мы гуляем по улице Красной, часто наши взгляды цепляются за фасады старых зданий. Дело в том, что выполнены они из офигенного кирпича, по своей технологии близкого кирпичу ручной формовки, который мы продаем. В силу того, что Советская власть поставила себе несколько иные цели, кирпичное зодчество утратилось. Мы безвозвратно потеряли истоки того, как в России, в Краснодарском крае и Ростовской области, формовали эти самые кирпичи. Теперь делают какой-то недокирпич, лишенный индивидуальности, все это кругом пипл хавает, и продавцы получают прибыль, не задумываясь о высокой архитектуре. Но это практически компромисс со вкусом. Каждый архитектор, когда делает выбор в пользу отечественного кирпича, мне кажется, наступает себе на горло, потому что я еще не видел красивого дома из дешевого кирпича».



После того, как собравшиеся уяснили, какие виды кирпича есть в «Брикфорде» и смирились с ценой один евро за кирпич (один евро стоит больше 70-ти рублей), Сергей превратился из продавца кирпичей в бизнес-тренера и стал учить архитекторов, как правильно преподнести этот материал заказчику:

«Не надо решать, готов заказчик заплатить или нет. Предложите ему материал, который более надежен, а он уже сам решит, дорого это для него или нет. Он сегодня поменял Range Rover, потому что стекло разбил, а вы боитесь в проект заложить декор на три миллиона больше. Что для него эти три миллиона? Нужно рассуждать не с позиции собственного восприятия материальных ценностей, а с позиции заказчика, исходить из того, что материальные возможности заказчика безграничны, и готовить его к этому, прививать ему вкус. Мы как архитекторы должны воспитывать своего заказчика, рассказывать ему о материалах, показывать, что все это реально. Поэтому не бойтесь предлагать: если не потянет, значит это не тот клиент — найдем другого».



Несмотря на то, что архитекторы скептически отнеслись к тому, что заказчик вот так легко захочет расстаться с одним евро за каждый кирпич, реклама сработала. Сразу после лекции к Сергею подошел один из архитекторов, который признался, что не может сладить с клиентом, который уже несколько миллионов рублей потратил на строительство дома, но когда дело дошло до фасада, решил сэкономить. Архитектор даже готов бесплатно переделать часть своей работы, лишь бы объект получился красивым. У Сергея в ту же секунду родилось предложение — распилить кирпич на две части, чтоб получилось хорошо и недорого.

Внимала Анастасия Володченкова

Читайте также:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.