Каменный цветок. Дом Акулова

Среди работ архитектора Козлова немало таких, чей облик претерпел существенные изменения в советскую эпоху. Кублог рассказывает историю одного из «потерянных» шедевров.

Дом Акулова

Отставной прапорщик Филипп Матвеевич Акулов работал в той же сфере, что и Козлов. Нет, он не проектировал здания – он выступал в роли подрядчика и поставщика стройматериалов. Карьера Акулова стартовала в 1893 году, когда тот взял подряд на строительство Дворца Наказного Атамана. Спустя несколько лет Филипп Матвеевич разбогател и стал скупать недвижимость и землю.

В 1906 году он приобрел у обедневшей казачьей семьи участок земли на перекрестке улиц Красной и Крепостной (Красная, 6), где стояла запущенная турлучная хибарка. Предприимчивый Акулов намеревался снести строение и на его месте соорудить шикарный доходный дом, скажем, под картинную галерею.

Соответствующее предложение отставной прапорщик сделал Ф. А. Коваленко, основателю известного нам музея. Акулов был готов сдавать будущий дом в аренду за 1500 рублей в год (небольшую, по тем временам, плату) при условии заключения долгосрочного договора на 8-10 лет. Но сделка не состоялась.
В 1907 году Акулов заключил соглашение с советом старейшин 2-го общественного собрания о постройке на участке концертного зала на 1500 зрителей, однако и этот план сорвался.

В итоге Филипп Матвеевич, не имея конкретных намерений по эксплуатации будущей постройки, все же заказал Козлову роскошный 3-этажный особняк.

Застройщик не пожалел денег на убранство здания: по боковым фасадам дом венчали два ребристых купола, а по центру над двумя широкими входами возвышалась квадратная надстройка с округлым бельведером, украшенным открытым трехгранным навесом.

Легкость постройке придавали угловые открытые террасы.

«Здание как бы устремлено ввысь. Его «высотность» достигалась не только одними физическими размерами архитектурных объемов, но и их умелой и изящной декоративностью. <…> «Полет» зданию придавала строгая геометрическая форма окон на всех трех уровнях», – пишет Виталий Бардадым.
Жесткие формы оконных проемов смягчал зигзагообразный каменный парапет, украшенный античными барельефами, а также богатая лепная ткань фасада – растительные орнаменты, перевитые друг с другом гирлянды, ангелы с венками из роз. Над барельефом возвышались 4 пары пинаклей в форме булавы.

«Эти «булавы» невольно пробуждали исторические воспоминания о том, что город был некогда основан и заселен землепроходцами-казаками», – отмечает Бардадым.
По завершению строительства в 1911 году Акулов снова предпринял попытку сдать дом под картинную галерею – владелец здания, где размещался музей, Батыр-Бек Шарданов грозился поднять аренду до 4 тысяч рублей. Но сделка сорвалась снова. Однако Акулов нашел выход из положения – первое время он сдавал отдельные этажи под квартиры, потом дом арендовало 1-е общественное собрание.

После революции здание сменило множество «жильцов». Весной 1918 года здесь располагался штаб Красной гвардии по обороне Екатеринодара от Корниловских войск, а в августе того же года, когда город освободили от коммунаров, в доме Акулова обосновалась канцелярия военного ведомства Добровольческой армии.

В первые годы советской власти в здании располагался кубанский практический сельскохозяйственный институт. С 1938 по 1942 годы здесь размещались управление милиции, автоинспекция и другие ведомства. После оккупации здание заняло местное управление НКВД.

В послевоенные годы дом пережил капитальный ремонт – характерные для модерна плавные тягучие формы сменила жесткая геометрия линий, исчезла большая часть декора. На месте угловых террас появилась строгая башенка.

Сегодня в доме Акулова располагается Арбитражный суд Краснодарского края.

Валентина Гольцберг

Читайте по теме:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.