Пастуховъ. Унесенный Красным Сулином



В этом кирпиче из коллекции компании «Брикфорд» история одной из самых влиятельных и богатых предпринимательских семей Российской империи и крупнейшего металлургического завода страны, жизнь которого началась полтора века назад и остановилась совсем недавно, в 2010-ом.


«До сих пор в народе с уважением вспоминают Пастуховых, говоря о старых домах в центре города: «пастуховские дома», о добротных заводских постройках — «пастуховские», о розовом кирпиче с вензелем «Пастуховъ», равного которому по прочности и качеству в округе не было, и нет», – пишут на сайте Красносулинского городского поселения Ростовской области.



Но далеко не только и не столько кирпичами славен род Пастуховых — Дмитрий Пастухов вошел в историю как основатель Сулинского металлургического завода и пионер Донского судостроения.

Родился Дмитрий 14 октября 1845 года в Ярославле в семье потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Александра Матвеевича Пастухова. В середине XIX века Пастуховы владели капиталом в один миллион 750 тысяч рублей. За долголетнее пребывание в высших гильдиях и успешное ведение коммерческих дел в 1834 году семья получила звание «Потомственных почетных граждан». Дмитрий был самым младшим из троих братьев, получил хорошее образование Петербургской коммерческой школе Святой Анны. А в 19 лет, после смерти отца, со старшим братом Николаем переехал в Петербург. Там они стали одними из учредителей Волжско-Камского коммерческого банка — крупнейшего акционерного банка России, главным направлением которого было кредитование волжской торговли и сбыта зерна.



Первое не только в России, но и Европе производство на антрацитовой плавке 24-летний предприниматель задумал запустить на Юге России, близ станции Сулин, где уже были разведаны месторождения каменного угля, железной руды и велось бурное строительство железных дорог.

В 1870 году император Александр II выделил Пастухову участок земли в 312 десятин в аренду на 99 лет. Строил его Дмитрий Пастухов без каких-либо правительственных субсидий. В надежде найти себе работу и кров, со всех уголков России в Сулин потянулись обезземеленные, разоренные крестьяне, прослышавшие о строительстве большого завода.

Два года сооружали первую доменную печь, которая тут же прогорела. Пастухов не опустил руки, и еще через полтора года все-таки заработала первая печь на антраците, вместо кокса, и дала хороший чугун. Одновременно с доменным производством в строй вступили прокатный, литейный, костыльный и огнеупорный цеха. Качественная продукция завода стала пользоваться большим спросом.



Построенный в Сулине завод через несколько лет оказался самым крупным промышленным предприятием на Дону. К началу 90-х годов XIX века на нем работало около двух тысяч рабочих и производилось более 60 процентов промышленной продукции Области Войска Донского.



24 февраля 1875 г. Дмитрия Пастухова наградили орденом Святого Владимира четвертой степени «Польза, честь, слава» за постройку завода на собственные средства, а за деятельность по развитию железоделательной промышленности на Юге России Д.А.Пастухов — орденом Святого Владислава первой степени; были и другие награды.



Дмитрий Пастухов был членом Совета правления Общества взаимного кредита и Почетным попечителем Ростовского реального училища. К почетному званию попечителя он относился серьезно и оправдывал его с лихвой. В журналах Городской думы Ростова-на-Дону тех лет регулярно встречались сообщения о пожертвованиях Д.А.Пастухова на одежду, обувь, школьные принадлежности для бедных учащихся. Устраивал он и Новогодние елки с подарками для своих подопечных.

Дмитрию Пастухову довелось стать первопроходцем во многом. Выросший на Волге и с детства ходивший на пароходах и судах деда и отца, он занялся строительством пароходов. В 1888 году на берегу Дона им была заложена первая донская судостроительная верфь.

«Это есть начало судостроения на реке Дон. Много труда и средств положил Д.А.Пастухов для этого достижения», — сообщала газета «Ведомости» Ростова-на-Дону.



Сошедшие с верфи Пастухова пароходы «Донец», «Ростов», «Казак», «Казачка», «Святополк-Мирский» были лучшими не только на Дону. Его паровые шхуны и баржи бороздили воды не только Черного, но и Каспийского, и Средиземного морей. В 50 лет от роду Дмитрий Александрович Пастухов сам стал собственником парохода «Дмитрий» и еще нескольких барж. На Дону его уважали как богатого и умного человека.

В 1900 году на судостроительной верфи работало до пятисот человек, и годовое производство превышало 1 млн рублей.

В начале 90-х годов, в России начался промышленный подъем и для развития металлургического производства были необходимы большие средства, Дмитрий Пастухов ими не располагал. Увлекшись судостроением и производством машин для угольной, нефтяной и металлургической промышленности, получая ссуды от государства, он не смог их вовремя погасить, росла задолженность казне. Поэтому в 1892 году он продал Сулинский завод своему двоюродному брату Николаю Петровичу Пастухову.



Двадцать два года своей жизни и деятельности отдал Дмитрий Александрович сулинскому детищу. Здесь Пастухов начинал и состоялся как передовой промышленник, сделавший ставку на российских мастеров, на местный антрацит и железную руду. Здесь его любили и уважали рабочие. Прежде всего, за то, что он давал им ссуды по 250 рублей на 25 лет для постройки индивидуальных домов. За то, что запретил строить в заводском поселке питейные заведения — кабаки, а так же за то, что построил для их детей и содержал начальное училище, попечителем которого была его жена Анна Андреевна, дочь есаула Лукьянова.



При продаже завода Дмитрий Александрович Пастухов пожаловал каждому рабочему памятную керамическую кружку для пива и простил все числящиеся за ними штрафы. Молодые и сильные рабочие из благодарности к хозяину выпрягли коней из кареты, и сами отвезли его на станцию.

След, оставленный Д.А Пастуховым в развитии российской торговли и промышленности, в банковском деле и общественной жизни, весьма ощутим. Среди российских капиталистов было немало людей более удачливых и богатых, чем он. Однако в памяти потомков отчетливо сохранится его имя, как пионера прогрессивных начинаний и предприятий.

Некогда богатый, влиятельный и энергичный купеческий род Пастуховых, как и тысячи других, был сметен ураганом Октябрьской революции и гражданской войны. Есть разночтения, когда Пастухов скончался: то ли в иммиграции в 1928, то ли в 1907. На сайте Красносулинского городского поселения сказано, что жизнь Дмитрия Александровича Пастухова внезапно оборвалась на шестьдесят четвертом году. Похоронен он на Братском кладбище в Ростове-на -Дону.



Сулинский металлургических завод тоже имел нелегкую судьбу. Во время Великой Отечественной Войны предприятие было остановлено, но уже в 1947 году возобновило работу на полную мощность. В 2000 году завод вошел в группу компаний «МАИР» и за 10 лет пришел в такой упадок, что в январе 2010 года решением Арбитражного суда Ростовской области был признан банкротом.

Все очерки «Брикфорд. Сохраняя историю»:


Использованы материалы и фотографии с сайтов:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Vodolei_ko
  • написано
Ого, целый экскурс. Любопытно.
  • avatar
  • Maryes
  • написано
Великий человек!
  • avatar
  • prozak
  • написано
скольких хороших людей уничтожили пролетарии
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.