«Завод «Свобода»: ни поцелуев, ни похорон, ни арестов, ни несчастных случаев

Коллаж Лорикс Позняк, Кублог

«Большая книга» — национальная литературная премия, самый серьезный приз для мастеров словесности, желающих обогатиться за счет собственного творчества. Первое место – 3 миллиона рублей и слава – увы, в литературном процессе наших дней исчезающая быстро.

27 мая оргкомитет «Большой книги» обнародовал список финалистов.

Вот он, впервые с лаконичным обозначением достижений писателей: «Воля вольная» Виктора Ремизова («За открытый взгляд на современные общественные конфликты»), «Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич («За веру в право каждого быть услышанным»), «Возвращение в Египет» Владимира Шарова («За своеобразный вызов нынешнему обществу нечитателей»), «Завод «Свобода» Ксении Букши («За гуманистический посыл, прорастающий сквозь языковый эксперимент»), «Перевод с подстрочника» Евгения Чижова («За искусность, с которой автор обнажает скрытую за фасадом восточной сказки и словесной вязи фантасмагорию деспотизма»), «Пароход в Аргентину» Алексея Макушинского («За волнующий рассказ о переплетении частной судьбы творческого человека с историей XX века и благотворную приверженность модернистскому письму»),«Теллурия» Владимира Сорокин («За неиссякаемое мастерство стилизации и силу предвидения»), «Ильгет» Александра Григоренко («За умелое создание авторских мифов и апокрифов»), «Обитель» Захара Прилепина («За убедительное продолжение традиции русского социально-исторического романа»).



Кублог уже писал о трех из девяти книг: о романах Шарова, Сорокина и Прилепина. Имеет смысл внимательно посмотреть и на оставшиеся шесть текстов.

Начнем с романа (легально прочитать «Завод «Свободу» можно здесь) Ксении Букши – обитательницы Петербурга. Ей 31 год, она экономист по образованию, автор немалого числа произведений, известных в узких кругах.

В романе «Завод «Свобода» нет главного героя, отсутствуют серьезные межчеловеческие конфликты. Шокирующая интрига – не в этом произведении. Роман разбит на весьма спокойные эпизоды. Все они – без яркости, с ощущением производственного времени – неторопливого, даже когда требуется ускоренное выполнение экстренного госзаказа.

Основное у Букши – заводское пространство, погруженное в меняющееся время. Работающая на военную промышленность «Свобода» появляется перед читателем в 60-е, остается благополучным предприятием в 70-е-80-е, потом взрывается конверсией, в 90-е прозябает вблизи криминала, чтобы тихо-тихо воскресать в наши дни, возвращаться к своей здоровой милитаристской сущности.

Скучно? А как же! Но разве не приятно после фронтовых новостей, персонально-профессиональных катаклизмов, экономических катастроф погрузиться в «нирвану» бессобытийного повествования, свободного от стрессов? Даже нецензурных слов заводские герои не произносят – правда, только до половины книги. Потом – конечно, очень редко – ненормативная лексика появляется: первая и последняя буквы, стыдливые многоточия между ними. А так – все тихо: ни поцелуев, ни похорон, ни арестов, ни несчастных случаев.

Ксения Букша. Фото по поисковому запросу в Google

В романе многолюдно. Таня-филолог пришла на завод девчонкой и осталась навсегда. Сначала диспетчер, потом профорг. В конце пути одолевают вопросы: на что ушла жизнь… почему нет семьи… где мое дело? Но даже в этот момент отсутствует пессимизм, а в памяти читателя звучит фраза, услышанная Таней при устройстве на работу: «Без заводского образования русский филолог и не филолог вовсе…».

Все директора – G, N, V, L (имена – военная тайна?) – образы приятных и честных людей, все – не без мягкого утопизма: дальновидны, заботливы, бескорыстны. Один в трудный момент собрал подчиненных на трехдневный пикник, только после него дав указание, как и что исправить почти в безнадежной ситуации. Другой еще в советские времена придумал «Золотой шар» для облучения онкобольных, а в невыносимые Перестройки уверял, что надо торговать шоколадками. Третий сумел удержать от поездки в Антарктиду слесаря-сборщика F, впоследствии сумевшего совершить подвиг – собрать четыре ракеты «Мимозы» к 7 ноября.

Кредо Букши – в словах эпизодической героини, у которой свадебное платье было из парашютного шелка: «Любую жизнь можно представить как несчастную. Если постараться, мою жизнь знаете, как можно рассказать?! Я прямо сама разрыдаюсь, и вы разрыдаетесь. Но зачем мне это, спрашивается? Зачем подчеркивать все плохое, если можно радостно подчеркнуть все хорошее и жить счастливо».

Перед нами не социально-исторический, не производственный, а оптимистический женский роман. Для того чтобы он состоялся, автор создал повествующее сознание, в котором все «советское» становится легким комиксом, не лишенным приятности.

… Пока я писал этот текст, из Питера пришла весть: роман Ксении Букши «Завод «Свобода» признан «Национальным бестселлером-2014». Скука бывает полезной и медальной!

Алексей Татаринов
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.