"Воля вольная": охватывает высокое чувство бессюжетности

Продолжаем знакомить с текстами, претендующими стать «Большой книгой-2014». Пришло время для Виктора Ремизова, родившегося в Саратове в 1958 году, окончившего филфак МГУ, живущего в Москве. Он часто печатается в журнале «Новый Мир», здесь же вышел его роман «Воля вольная».
Виктора Ремизова к числу известных писателей отнести сложно. Стоит ли читать его весьма объемную и неторопливую «Волю»? Если вы ищете в литературе эксперимент, неповторимое явление лихого авторского «Я», быстро станет скучно. Писать так, чтобы «бумага дымилась», Ремизов совсем не хочет.
В противоположном случае – представьте, вы – читатель-классик, закоренелый реалист – можно попробовать. Ремизов ставит жизнь выше любой формы литературности, приветствует человека и хочет быть добрым. Говорю это без всякой иронии, потому что в новейшей словесности добрых практически нет.

Действие (а иногда, будем откровенны, и его отсутствие) происходит в далеком таежном поселке, окруженном густыми лесами и быстрыми реками. Эх, хорошо многочисленным персонажам отправиться на удаленную лесную стоянку, поймать соболя, закинуть сети, увидеть небо, заснуть в натопленной избе!
«Одиночество в тайге – крепкая отрава, однажды ее отведавший, если он чего стоит, не может уже отказаться…». Переполняет ремизовскую книгу нежность к тайге, к вольной охоте и рыбной ловле с уверенностью в том, что приятной человечности на земле все-таки больше, чем людского зла.
Ремизова охватывает высокое чувство бессюжетности, когда хорошо, если ничего не происходит. И кажется, самому автору досадно, что охотник и рыболов Степан Кобяков, встретив на узкой дорожке местных милиционеров, повел себя дерзко, показал власти ружье, родив интригу.
Впрочем, слишком свободный Кобяков нравится автору: «Может, такой матерый мужик и составлял когда-то основу русской породы…».

Плохой мент Гнидюк впал в истерику, нормальный мент Тихий не смог его остановить, и – все завертелось. Кобяк должен прятаться в густых лесах. В центре решили начать акцию устрашения и наказания: в таежное селение на вертолетах летит безжалостный ОМОН, который будет творить несправедливость и даже посягнет на жизнь неповинных русских мужиков.
Забегая вперед и не увязая в подробностях, скажу главное: все кончится хорошо. Степан Кобяков не окажется в тюрьме. Интеллигентный бич Валентин принесет себя в жертву. Оборзевшие силовики будут наказаны. В поселке восстановится мир.
Правда, главное противоречие так и останется висеть в воздухе, как самое темное русское облако. Один из героев нашел для его выражения простые и понятные слова: «Каждый сам за себя в поселке, вот что. И вся страна так же».
Это значит, что местные парни будут и дальше зарабатывать на жизнь браконьерством, а милиционеры продолжат взымать с этого промысла солидную дань.

Автора беспокоит относительность нравственных движений наших дней. Вот, москвич Илья Жебровский – крупный бизнесмен, уставший от тягот банкирской жизни и заграничных огней. Теперь он в дорогом облачении, с австрийской винтовкой наперевес рассекает таежные просторы.
Встретив злого медведя – вот прям так: лицом к морде – он не растерялся и завалил косолапого. А через несколько дней Москвич, припертый к стене омоновцами, сразу обмяк, откупился, а заодно и предал товарищей.
И последнее. Жаль, Ремизов уверен, что современный роман обязан быть страшно большим. Поменьше бы похожих друг на друга героев и длинных речей, под которые читатель начинает сопеть носом, рискуя пропустить вылезающего из берлоги внутреннего медведя. Побольше бы энергичных слов, превращающих поднадоевшую к финалу тайгу в чудесный лес, где нас может настигнуть чудо русского языка.
Алексей Татаринов
Читайте по теме:
- «Завод «Свобода»: ни поцелуев, ни похорон, ни арестов, ни несчастных случаев — www.kublog.ru/blog/Litkritika/4845.html
- «Время second-hand»: исповедь нудного псевдоинтеллигента — www.kublog.ru/blog/Litkritika/4942.html
- 4301
- st9ler
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии