Театральный критик Елена Петрова: такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен Краснодару

Фото Татьяны Зубковой. Кублог.

Кублог следит за скандалом, разгоревшимся в околотеатральном сообществе города после прогона спектакля Ярославы Пулинович «Как я стал...».

5 февраля распространилась информация о том, что на сдачу спектакля в Краснодарском Академическом театре Драмы не смогли пройти люди, имеющие профессиональное отношение к театру, — их просил не входить лично главный режиссер театра Александр Огарев. Кублог пообщался с одним из участников случившегося — театральным критиком, членом Союза театральных деятелей России Еленой Петровой.

Нам стало известно, что вас, как критика, якобы не пропустили в Краснодарском театре драмы на прогон спектакля Ярославы Пулинович «Как я стал…». Так ли это?

Дело в том, что изначально я и сама отказывалась идти на эту сдачу, потому что режиссер Александр Огарев после моих критических выступлений в адрес его постановок предупреждал, что он меня не пустит. Но в тот день я получила личное приглашение от актрисы театра Алины Вацлавны Кузнецовой, народной артистки России, она один раз посмотрела уже постановку и просила меня тоже посмотреть вместе с ней. Так что я, конечно, не считаю, что чем-то обидели меня, обидели, к сожалению, Алину Вацлавну.

Что же произошло?

Собственно говоря, я вошла в театр, разделась, зашла в фойе на второй этаж и встретила Римму Леонидовну Колесникову, заведующую литературной частью нашего Музыкального театра: она пребывала в состоянии шока. Потому что когда она попыталась зайти в зал, ей сказали что-то вроде «здесь только для друзей». И тогда я посмотрела в сторону Огарева, который выглядывал издали, и поняла, что, если я тоже попробую зайти в зал, снова будет что-то неприятное. И, честно говоря, даже не стала пытаться, чтобы не нарываться на ту самую фразу.

У вас нет желания теперь пройти по билету?

Господин Огарев мне уже сообщал, что будет тот же самый результат. Что меня попросят выйти.

Это же незаконно.

А законно ставить такого «Гамлета»? А такого Уильямса (это, конечно, никакой не Теннесси Уильямс, и никакая не «Кошка на раскаленной крыше» — я написала про это в «Новой газете»)? После этой злополучной сдачи разыгралась какая-то неприятная сцена, когда Огарев цитировал оставшейся на обсуждение публике фрагменты из моих статей и комментировал.
Меня удивляет присутствие такого режиссера в нашем городе. Ну, ладно бы ставил что-то в андеграунд-театре, но зачем его выпустили на большую сцену?
Я всегда придерживаюсь мнения, что, прежде чем судить, надо посмотреть несколько спектаклей у режиссера. Я посмотрела несколько спектаклей у Огарева — думаю, такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен Краснодару. И в первую очередь не нужен трус, который стоит в проходе и боится пропустить критика на свой спектакль.

Давно вы начали ощущать такое отношение к критике в Краснодаре?

В 90-е годы в целом было другое отношение и к журналистике, и к критике. Понятно, что критика никто не любит. Так и должно быть, я не собираюсь кому-то нравиться, мы не для этого идем в профессию, чтобы говорить только какие-то добрые слова или молчать. Но с нулевых годов невосприятие критики театрами идет по нарастающей. Сейчас во многих изданиях не хотят печатать отзывы вообще ни на что. И коллегам приходится изворачиваться, эзопов язык применяют в таких объемах, которые даже в советское время были редкостью.

Как вы считаете, с чем связан уход из драмтеатра актрисы Веры Великановой?

Когда из театра уходит актриса такого плана, возраста и статуса – это всегда сигнал беды. Причем, уходит она не в другой театр, а уходит вообще. То есть это некая попытка своим уходом что-то сказать. А значит, надо говорить.

Ваш совет зрителю: что смотреть в Краснодаре?

Ну, я наверное, буду предвзята: уже две недели я хожу на спектакли Равиля Гилязетдинова в Пашковском ДК. Это я рекомендую. Мне показалось, что там все по гамбургскому счету. Да, очень далеко. Но в центре у нас такого не показывают.

Подготовила Анна Червякова.

Оценка событий по версии Александра Огарева.

Комментарии

  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Сдача, насколько я знаю, дело внутритеатральное, не для всей широкой публики… То есть вопрос о «незаконности» немного некорректен.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AProhorenkova
  • написано
В этом случае были приглашены люди, никак не связанные с театром — «блогеры» и подобные. Так что совсем не «внутритеатральное». А не пускать по билету, о чем упомянуто в тексте, это точно незаконно.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • julia_summer
  • написано
«Блоггеры и подобные» — как пренебрежительно, однако.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
И, извините, какой режиссер нужен Краснодару? :)))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • PavelRudnev
  • написано
А есть такой критик? Впрочем, есть или нет, не столь важно, ведь человек, берущий на себя ответственность заявлять от имени городе «кто-то не нужен городу», — уже экстремист, а значит не профи в моем понимании.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Павел, теперь вы знаете, что есть :)))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Власть приучила людей думать, что те кто «не согласен» или экстремисты или педофилы )
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sololips
  • написано
Здорово, что пригласили людей, не имеющих отношения к театру. То есть обыкновенных потенциальных зрителей, многих из которых премьера заинтересовала. А иначе бы подобные «критики» просто разогнали своими полупрофессиональными отзывами краснодарцев. Может, пусть народ сам решает, ходить ему в театр или нет? Как думаете?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sololips
  • написано
И почему некие «критики» опять скромничают с заголовками? Елена, вот можно было бы: «Театральный критик Елена Петрова: такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен России» или «Театральный критик Елена Петрова: Мне решать, кто вам нужен». А вот оказывается, неприятно, когда вас выгоняют из театра за хулу? Странно, вы лично человека из города решили выгнать и удивляетесь((.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
sololips :) Заголовки ставит редакция.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sololips
  • написано
Печально тогда. Автора на вас нет))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Уважаемые супруги Сердечные (sololips)! Вы уже потешны в своей «безграничной» любви к «адекватному» А.О. Ладно,«темные и злобные» журналисты и критики плохие! А чем не угодил театральный люд, который не пустили на сдачу? А чем не угодили пожилые женщины распространители билетов, кторых А.О. выталкивает из зала во время спектакля? Все враги? Все бездари? А стоять в проходе привратником и кидаться на женщин, так интеллигентно, так по-мужски и главное по-театральному!!!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sololips
  • написано
«А чем не угодили пожилые женщины распространители билетов, которых А.О. выталкивает из зала во время спектакля?»
Поправьте глагол. Правильно «вытолкал». Это, кажется, было первый раз, на моей памяти. Женщина пришла к началу сдачи и начала говорить Огареву, что «музыку в начале выступления нужно потише. И вообще, потише, иначе она не сможет высидеть». Ее поведение было непонятно. Собравшимся зрителям-то что делать? Звуковикам? Осветителям? Ждать, что еще сторож скажет на этот счет?
«Все враги? Все бездари?» не надо истерики
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Не надо сказки рассказывать! Бедные распространители не знают как продать эту чушь! А они в театре работают несколько десятилетий.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Бедные распространители не понимают и не пытаются современный театр, так будет точнее. Именно что десятилетия за спиной, и это не делает их моложе и современнее.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
А, вы родились с современным театром. И, наверное, в отличие от убогих критиков и журналистов, очень много его видели и можете сравнивать.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Stor
  • написано
Во избежание мгновенных атак и недомолвок. Сразу отмечу: несколько лет жила в Москве и посетила более сотни спектаклей, идущих в разных театрах столицы. Спектакли «новой драмы» широко известны публике Москвы и постоянно собирают аншлаги, несмотря на то, что многие из них уже давно вышли из разряда премьерных. Спектакли, поставленные в стиле «Дабл Пулинович» и отражающие современную жизнь, стали своеобразным откликом молодого поколения, хотя зачастую именно такие спектакли ставят режиссёры, не только что выпустившиеся из стен театральных институтов, а имеющие большой опыт постановок, спектакли которых неоднократно становились победителями различных театральных фестивалей. Изначально подобные новаторские постановки воспринимались как эксперименты, своеобразные «отклики времени» (вот статьи о спектаклях, поставленных ещё до 2002 года www.smotr.ru/pressa/2001_newdrama.htm). Несколько позднее стали появляться театры, в которых ставили и играли преимущественно или только спектакли в таком стиле, их стали называть «театром прямого действия» (например, Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева, Театр.doc, девиз последнего – «театр, в котором не играют»). Современные пьесы не обошли и государственные, в т.ч. академические, театры: МХТ им. Чехова, РАМТ, ШДИ, театр Наций и др. А несколько лет назад учредили номинацию «эксперимент» в рамках театрального фестиваля «Золотая маска», в которой выигрывают преимущественно такие спектакли. Кстати, спектакль-опера «Гвидон» Александра Огарёва, поставленный по стихотворениям Д. Хармса в Школе драматического искусства, в 2011 году в этой номинации был удостоен высшей награды – «Золотой маски».

О «новой драме» и современных спектаклях. Уже как несколько лет по многим городам России прокатилась волна спектаклей, поставленных по произведениям «новой драматургии». Краснодар, как обычно, оказался далёк от культурной жизни. Настоящее время – это время некого упадка, переосмысления, нивелирования нравственных идеалов, размытия чётких художественных границ, обезличивание, стирание прежних стереотипов. Всё это отражено в современной драматургии. Отсюда и свойственное пьесам «новой драмы» некое усреднение культурных ценностей и отсутствие как такового «героя своего времени», но при этом наличие в них ярких представителей современной жизни. Как правило, такие спектакли получаются очень живыми и запоминающимися, оставляющими отклик в душе. В отношении дилогии «Дабл Пулинович» (спектакли «Жанна» и «Как я стал…») отмечу, что сочетание молодости драматурга, её наблюдательности, свежего дыхания и опыта и тонкой кисти режиссёра Александра Огарёва породили интересные, живые, захватывающие спектакли, отражающие современную жизнь. Использование ненормативной лексики в самих пьесах и сохранение её в постановках не только не принижает эти произведения искусства, а скорее, наоборот, усиливает в них экспрессию, придаёт характерный колорит времени, тем самым создавая новую художественную форму. Замечу, что в Театре.doc на протяжении уже нескольких лет собирает аншлаги спектакль «Жизнь удалась» (реж. Михаил Угаров), в котором ненормативная лексика чуть ли не превалирует над обычной, но это не выглядит пошло и сам спектакль будет обеднён и менее интересен, если её исключить.

О предпремьерных показах. В большинстве столичных театров на предпремьерные показы действительно приглашают только родственников и друзей, которые зачастую входят не свободно, а по пригласительным. Порой даже критики и журналисты не могут попасть на подобные просмотры, а только лишь с ЛИЧНОГО приглашения главного режиссёра или художественного руководителя театра.

По поводу этической стороны вопроса. Абсурдно, но всё же… многолетняя краснодарская традиция, заключающаяся в прилюдном осмеянии творений режиссёров, не оставляет в покое так называемых или, скорее, именующих себя «театральными критиками». Это шоу, разворачивающееся после выхода очередного спектакля на полосах разных газет, а теперь и в ресурсах сети Интернет, напоминает олимпийские состязания: кто остромётней окажется на язык и изысканней выполнит словесные пируэты, порочащие не только профессиональную сторону, но и личную жизнь режиссёра, тот становится покорителем Олимпа, пока другой «именующий себя критиком», своим искусным словодействием (понимать как злодейством) не свергнет его с вершины и так далее. Это обычно продолжается, пока не наскучит самим критикам (что маловероятно), либо в конец не доконает самого режиссёра и он уйдёт. Я не знаю ни одного города, где имеются подобные «упражнения в прекрасном». В Краснодаре же «именующие себя критиками» при написании театральных рецензий изначально ставят самоцелью не разбор спектакля, не выражение своего отношения к нему, а реализацию собственного «я», выступающего всегда в прямой оппозиции к увиденному, при этом утверждаясь очень категорично и беспрекословно. Замечу, что выражение своего мнения посредством глумления и использование нарочито надменных форм ни в одном городе не допускают ни сами критики (!), ни администрация театров (!!), ни администрация города (!!!). В Краснодаре же это стало не только допустимым, но даже модным явлением современности, что многие, не имеющие и косвенного отношения к театру, а порой и вообще не входившие в здание театра уже несколько лет или вообще не входившие в принципе, не остаются равнодушными и принимают активное участие в обсуждении, «нахождении и обличении пороков» режиссёра.

На заметку. Всем, кому действительно интересны тенденции «новой драматургии» и современного театра, рекомендую чаще смотреть телеканал Культура (только что вышел цикл передач с Лией Ахеджаковой, где она делится опытом работы с современными режиссёрами над постановками новых пьес). У кого есть возможность побывать в столице в марте 2013 г., советую посетить постановки, проходящие во внеконкурсной программе в рамках партнёрского проекта «Золотой маски» и Театра.doc, где будут показаны лучшие спектакли по новым текстам www.goldenmask.ru/proj.php?id=128. А театральным критикам или желающим стать ими предлагаю познакомиться со статьями таких театральных критиков нашего времени, как Марина Давыдова, Нина Шалимова, Павел Руднев и др.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Мы еще и Станиславского читаем, которого Ваш гений «новой драмы» пинает. Даже за пределы страны ездим и там спектакли смотрим. Но пока до нас «темных» не доходит гений Пулинович в размешку с гением Огаревым. Простите нас.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Уж простите, но вставлю 5 копеек в части «этической стороны вопроса». Смею вас уверить, что по части языкастости краснодарским критикам пока далеко до мирового господства. Но соревноваться в этом олимпийском виде спорта я не вижу никакого смысла. Критика как жанр ласковой не получается. Вариант же затыкания рта людям, пишущим о театре тупиковый. Если о театре пишут и спорят, значит он интересный. Хуже когда молчат.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Соня, да не поверят они, что слово критик это производное от критиковать, а не от слова хвалить. И в то, что во всем мире критики «рвут как Тузик грелку» художников(использую Ваше любимое выражение:)) не обращая внимание на ранги и прошлые заслуги. Стоит только вспомнить, что писали американцы про гастроли Театра балета Григоровича!
Не понимают и того, что когда все тексты о театре или художнике абсолютно восторженные — это воспринимается однозначно — реклама. А кому интересно читать рекламу? Да и кто ей поверит…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Ну в случае с американскими гастролями негативная критика сыграла роковую роль. Гастроли закончились раньше времени и в этом году гастроли у театра только по станицам и хуторам. Зато негативная критика Театра Балета от того же Геннадьева никакого воздействия на кассу не оказывает. И как он не изощрается в эпитетах, сколько не пересказывает книги своего наставника, спектакли Григоровича проходят при аншлагах и по самому высокому тарифу. И на балеты Мацко аналогичное воздействие. Видимо на нашу публику действует эффект от противного. Интересно как у Драмы с посещаемостью?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Люди идут на балет, вот и все, так как в нашем огордном крае, это искусство из рязряда инопланетных. А поставте вместо Григоровича балеты Петипа и народ тоже пойдет. Еще и автора потребует на сцену.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Ну Петипа в чистом виде нигде не идет. Идут редакции. В том числе и у нас идут редакции Григоровича. А автора это да… Непуганная публика регулярно принимает дирижера Александра Лавренюка за Григоровича. И ничего:)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Это вы знаете, что у нас идут редакции, а кто балет видел лишь по ящику, те думают, что и балеты Фокина, это Григорович.Я о том, что идут на балет и имя, а не на хореографию. То, что Мацко выдает чужую хореографию за свою, кто об этом знает.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Ну про чужую хореографию знает как минимум Геннадьев, но народу видимо нравится эта компиляция из разных авторов и прочая избыточность. Хорошо, что у публики тем не менее есть выбор. Хотелось бы, что бы и в драматическом искусстве был выбор.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Интервью Веры Великановой www.livekuban.ru/node/498740
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Вот как приятно, когда лично обращаются, право слово. А ВЫ представитесь? Потешно — это хорошо. Не надо путать спектакль и сдачу. Это раз. Не вполне поняла, о каком еще театральном люде идет речь. Это два. Не надо делать из Огарева монстра, кидающегося на каждого. Люди в театре в большинстве своем не только вполне адекватные, но и хорошо понимают, сколько стоит режиссеру каждая премьера, и не ведут себя так, чтобы их присутствие было нежелательно. И, по-моему, это нормально — так себя вести. Это три. Я пока все сказала.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sololips
  • написано
Вера, это же наши критики. Это у них не принято, представляться. Даже на обсуждении Жанны перебивали сзади выкриками режиссера и блоггеров, даже не сочтя за труд представиться. Вот такие суровые адекватные барышни, со стажем. А это некий(ая) азд, из азд, Краснодар, уровня азд.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Вера и муж Сердечный.Видел я вас на сдаче и скажу, что вы мне напомнили двух провинциальных воспиталок. Очень «важных», «значимых» и сереньких. Вера, а чего вы ушли из такого гениального театра?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Толсто, очень толсто!!! Куда ушла??? :))))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Тогда сбежали, а не ушли,
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Билетик детектед :)))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • sololips
  • написано
на форуме драмы Билетик заскучал…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Я пока пригласительный!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • JuliaPaul
  • написано
Критик, на мой взгляд, должен объективно оценивать спектакль, и не переходить на личности.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Когда есть спектакль!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • JuliaPaul
  • написано
А Вы считаете, что «Жанна» или «Как я стал» не спектакли?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Нет.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • JuliaPaul
  • написано
А что это по Вашему?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • OlgaLitvinchuk
  • написано
… а я тот самый блоггер в кавычках… и скажу Вам, как неприятно нам — серости и некультурщине, было слушать, а теперь и читать КАК грубо, не этично, а под час и просто базарно высказывают свое сугубо личное мнение критики-профессионалы (в этом мне, видимо недостаток образованности, все же не дает сомневаться). Печально, господа. Мелко.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Оффтоп! Оля, вот ящитаю, что то, что мы с мужем оба серенькие и важные — говорит о том, что мы практически безупречны :)))) Нечего плохого о нас сказать :))))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Конечно вы Леди и Мистер совершенство! И А.О. тоже! В сумашедшем доме все идеальны!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • julia_summer
  • написано
Что же вы хамите так упоительно? Может вам отдохнуть надо. Природа, свежий воздух, нейролептики? Берегите себя. Вас читать очень неприятно, а знать, видимо, вдвойне.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Если вы доктор, то оборотите свои взоры на больных, особенно на А.О.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • julia_summer
  • написано
Дважды подписываюсь под каждым словом.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Всем спасибо.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.