Театральный критик Елена Петрова: такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен Краснодару
Кублог следит за скандалом, разгоревшимся в околотеатральном сообществе города после прогона спектакля Ярославы Пулинович «Как я стал...».
5 февраля распространилась информация о том, что на сдачу спектакля в Краснодарском Академическом театре Драмы не смогли пройти люди, имеющие профессиональное отношение к театру, — их просил не входить лично главный режиссер театра Александр Огарев. Кублог пообщался с одним из участников случившегося — театральным критиком, членом Союза театральных деятелей России Еленой Петровой.
Нам стало известно, что вас, как критика, якобы не пропустили в Краснодарском театре драмы на прогон спектакля Ярославы Пулинович «Как я стал…». Так ли это?
Дело в том, что изначально я и сама отказывалась идти на эту сдачу, потому что режиссер Александр Огарев после моих критических выступлений в адрес его постановок предупреждал, что он меня не пустит. Но в тот день я получила личное приглашение от актрисы театра Алины Вацлавны Кузнецовой, народной артистки России, она один раз посмотрела уже постановку и просила меня тоже посмотреть вместе с ней. Так что я, конечно, не считаю, что чем-то обидели меня, обидели, к сожалению, Алину Вацлавну.
Что же произошло?
Собственно говоря, я вошла в театр, разделась, зашла в фойе на второй этаж и встретила Римму Леонидовну Колесникову, заведующую литературной частью нашего Музыкального театра: она пребывала в состоянии шока. Потому что когда она попыталась зайти в зал, ей сказали что-то вроде «здесь только для друзей». И тогда я посмотрела в сторону Огарева, который выглядывал издали, и поняла, что, если я тоже попробую зайти в зал, снова будет что-то неприятное. И, честно говоря, даже не стала пытаться, чтобы не нарываться на ту самую фразу.
У вас нет желания теперь пройти по билету?
Господин Огарев мне уже сообщал, что будет тот же самый результат. Что меня попросят выйти.
Это же незаконно.
А законно ставить такого «Гамлета»? А такого Уильямса (это, конечно, никакой не Теннесси Уильямс, и никакая не «Кошка на раскаленной крыше» — я написала про это в «Новой газете»)? После этой злополучной сдачи разыгралась какая-то неприятная сцена, когда Огарев цитировал оставшейся на обсуждение публике фрагменты из моих статей и комментировал.
Меня удивляет присутствие такого режиссера в нашем городе. Ну, ладно бы ставил что-то в андеграунд-театре, но зачем его выпустили на большую сцену?
Я всегда придерживаюсь мнения, что, прежде чем судить, надо посмотреть несколько спектаклей у режиссера. Я посмотрела несколько спектаклей у Огарева — думаю, такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен Краснодару. И в первую очередь не нужен трус, который стоит в проходе и боится пропустить критика на свой спектакль.
Давно вы начали ощущать такое отношение к критике в Краснодаре?
В 90-е годы в целом было другое отношение и к журналистике, и к критике. Понятно, что критика никто не любит. Так и должно быть, я не собираюсь кому-то нравиться, мы не для этого идем в профессию, чтобы говорить только какие-то добрые слова или молчать. Но с нулевых годов невосприятие критики театрами идет по нарастающей. Сейчас во многих изданиях не хотят печатать отзывы вообще ни на что. И коллегам приходится изворачиваться, эзопов язык применяют в таких объемах, которые даже в советское время были редкостью.
Как вы считаете, с чем связан уход из драмтеатра актрисы Веры Великановой?
Когда из театра уходит актриса такого плана, возраста и статуса – это всегда сигнал беды. Причем, уходит она не в другой театр, а уходит вообще. То есть это некая попытка своим уходом что-то сказать. А значит, надо говорить.
Ваш совет зрителю: что смотреть в Краснодаре?
Ну, я наверное, буду предвзята: уже две недели я хожу на спектакли Равиля Гилязетдинова в Пашковском ДК. Это я рекомендую. Мне показалось, что там все по гамбургскому счету. Да, очень далеко. Но в центре у нас такого не показывают.
Подготовила Анна Червякова.
Оценка событий по версии Александра Огарева.
Места:
- 8479
- AnnaChervyakova
Поправьте глагол. Правильно «вытолкал». Это, кажется, было первый раз, на моей памяти. Женщина пришла к началу сдачи и начала говорить Огареву, что «музыку в начале выступления нужно потише. И вообще, потише, иначе она не сможет высидеть». Ее поведение было непонятно. Собравшимся зрителям-то что делать? Звуковикам? Осветителям? Ждать, что еще сторож скажет на этот счет?
«Все враги? Все бездари?» не надо истерики
О «новой драме» и современных спектаклях. Уже как несколько лет по многим городам России прокатилась волна спектаклей, поставленных по произведениям «новой драматургии». Краснодар, как обычно, оказался далёк от культурной жизни. Настоящее время – это время некого упадка, переосмысления, нивелирования нравственных идеалов, размытия чётких художественных границ, обезличивание, стирание прежних стереотипов. Всё это отражено в современной драматургии. Отсюда и свойственное пьесам «новой драмы» некое усреднение культурных ценностей и отсутствие как такового «героя своего времени», но при этом наличие в них ярких представителей современной жизни. Как правило, такие спектакли получаются очень живыми и запоминающимися, оставляющими отклик в душе. В отношении дилогии «Дабл Пулинович» (спектакли «Жанна» и «Как я стал…») отмечу, что сочетание молодости драматурга, её наблюдательности, свежего дыхания и опыта и тонкой кисти режиссёра Александра Огарёва породили интересные, живые, захватывающие спектакли, отражающие современную жизнь. Использование ненормативной лексики в самих пьесах и сохранение её в постановках не только не принижает эти произведения искусства, а скорее, наоборот, усиливает в них экспрессию, придаёт характерный колорит времени, тем самым создавая новую художественную форму. Замечу, что в Театре.doc на протяжении уже нескольких лет собирает аншлаги спектакль «Жизнь удалась» (реж. Михаил Угаров), в котором ненормативная лексика чуть ли не превалирует над обычной, но это не выглядит пошло и сам спектакль будет обеднён и менее интересен, если её исключить.
О предпремьерных показах. В большинстве столичных театров на предпремьерные показы действительно приглашают только родственников и друзей, которые зачастую входят не свободно, а по пригласительным. Порой даже критики и журналисты не могут попасть на подобные просмотры, а только лишь с ЛИЧНОГО приглашения главного режиссёра или художественного руководителя театра.
По поводу этической стороны вопроса. Абсурдно, но всё же… многолетняя краснодарская традиция, заключающаяся в прилюдном осмеянии творений режиссёров, не оставляет в покое так называемых или, скорее, именующих себя «театральными критиками». Это шоу, разворачивающееся после выхода очередного спектакля на полосах разных газет, а теперь и в ресурсах сети Интернет, напоминает олимпийские состязания: кто остромётней окажется на язык и изысканней выполнит словесные пируэты, порочащие не только профессиональную сторону, но и личную жизнь режиссёра, тот становится покорителем Олимпа, пока другой «именующий себя критиком», своим искусным словодействием (понимать как злодейством) не свергнет его с вершины и так далее. Это обычно продолжается, пока не наскучит самим критикам (что маловероятно), либо в конец не доконает самого режиссёра и он уйдёт. Я не знаю ни одного города, где имеются подобные «упражнения в прекрасном». В Краснодаре же «именующие себя критиками» при написании театральных рецензий изначально ставят самоцелью не разбор спектакля, не выражение своего отношения к нему, а реализацию собственного «я», выступающего всегда в прямой оппозиции к увиденному, при этом утверждаясь очень категорично и беспрекословно. Замечу, что выражение своего мнения посредством глумления и использование нарочито надменных форм ни в одном городе не допускают ни сами критики (!), ни администрация театров (!!), ни администрация города (!!!). В Краснодаре же это стало не только допустимым, но даже модным явлением современности, что многие, не имеющие и косвенного отношения к театру, а порой и вообще не входившие в здание театра уже несколько лет или вообще не входившие в принципе, не остаются равнодушными и принимают активное участие в обсуждении, «нахождении и обличении пороков» режиссёра.
На заметку. Всем, кому действительно интересны тенденции «новой драматургии» и современного театра, рекомендую чаще смотреть телеканал Культура (только что вышел цикл передач с Лией Ахеджаковой, где она делится опытом работы с современными режиссёрами над постановками новых пьес). У кого есть возможность побывать в столице в марте 2013 г., советую посетить постановки, проходящие во внеконкурсной программе в рамках партнёрского проекта «Золотой маски» и Театра.doc, где будут показаны лучшие спектакли по новым текстам www.goldenmask.ru/proj.php?id=128. А театральным критикам или желающим стать ими предлагаю познакомиться со статьями таких театральных критиков нашего времени, как Марина Давыдова, Нина Шалимова, Павел Руднев и др.
Не понимают и того, что когда все тексты о театре или художнике абсолютно восторженные — это воспринимается однозначно — реклама. А кому интересно читать рекламу? Да и кто ей поверит…