Отзыв критика: "Дорогу Чичикову!"

Об одной из главных краснодарских театральных премьер года — лайт-опере «Гоголь. Чичиков. Души» — Кублог публикует три отзыва: от театроведа Елены Петровой, от скульптора Валерия Пчелина, испытавшего в своем творчестве влияние Гоголя, и от поклонника оперы, краснодарского театрала Натальи Левченко.

Отзыв Елены Петровой:

Лайт-опера, написанная екатеринбургским композитором Александром Пантыкиным, имеет в основе смешение стилей и жанров, в ней присутствуют и оперные моменты, и мюзикл, и даже рок. Под громким названием «Гоголь. Чичиков. Души» в Краснодаре ее поставил режиссер Александр Мацко. С ним вместе над спектаклем работали главный художник театра им. Вахтангова Максим Обрезков, художник по свету Сергей Скорнецкий и дирижер-постановщик Андрей Лебедев.

Первый вопрос, который возникает уже на пороге зала, а увидим ли мы Гоголя. Вопрос небеспредметный, а порожденный примерами неудачного осовремениванием классики.



Здесь у меня возникло чувство, что все по большому счету состоялось. Впрочем, не все думали, как я. «Мертвые души» — произведение хрестоматийное, поэтому каждый приходил в зал со «своим» Гоголем. У меня, кажется, есть свой Булгаков, Горький, Пушкин. А своего Гоголя я не имею. Может, поэтому я приняла все то, что насочиняли авторы спектакля. А постарались они на славу.

Перед нами фантасмагория по полной программе. Огромный город в сине-коричневых тонах, усеянный ритмичным повторением окон, открывающихся и закрывающихся в такт музыке. Ритмично же работают – выглядывают из своих собачьих лазов–кабинетов — чиновники. И вся эта громада постоянно движется, живет своей жизнью. Это не город N, пришло мне на ум уже после спектакля. Я знаю в мире только один подобный город — Санкт-Петербург. Посмею предположить, что так постановщики обозначили «голубую мечту» Чичикова. Только вернуться туда он мечтает совсем не коллежским асессором. Кстати, последний, а точнее Хлестаков на сцене присутствует. Он резко отличается своей естественностью от прочих персонажей. Мне показалось шагом смелым и удачным ввернуть в пространство лайт-оперы драматического артиста — Алексея Алексеева из Молодежного театра. Он, кстати, и совсем неплохо поет.

Чичиков у Гоголя не человек – функция. В спектакле Владислав Емелин являет нам живого, исполненного страстей персонажа. С ним даже любовь происходит. Он симпатичен, и здесь мы можем сказать – да, такие герои в современной жизни нам очень даже знакомы. Иначе откуда взялись «лихие 90-е».



По части авантюризма у Чичикова, помимо внесценического Хлестакова, есть еще один собрат – Ноздрев. Владимир Кузнецов делает его совсем не дураком, а вполне здравомыслящим подлецом, так же не лишенным своего обаяния.

Хорошо известные нам оперные актеры, казалось бы, предсказуемые, существующие в рамках своего амплуа, здесь предстали по-новому. Глубок и трагичен губернатор в исполнении народного артиста России Вячеслава Егорова. Алексей Григорьев появляется сразу в двух ролях — это Гоголь, с его болезненными фантомами, и Селифан, возница Чичикова, который весь спектакль старается постичь грамоту. Его творческий порыв намекает нам на несостоявшегося Гоголя. Селифан не бросает своего барина, и здесь он — лучший представитель русского народа. А вот лакей Петрушка в исполнении молодого артиста Андрея Косицкого — эдакий мелкий бес.



Поэма ли это? Да, ведь здесь звучат знаменитые тексты лирических отступлений. На помощь им приходит редкий на наших сценах помощник – свет. То мы видим ясное небо, то вдруг накатывает гроза, наконец, всполохи пожарища охватывают город — не только красиво, но и по-театральному жутко. Мертвые души перестают быть метафорой. Они материализуются и носятся на манер зомби по сцене. Зомби, как мы знаем благодаря Голливуду, мало не бывает. Вот и здесь так. Но выглядит это как намеренный фарсовый прием-цитата.

И внимание на музыку. Композитор Алексей Пантыкин станет безусловным открытием для краснодарцев. Его лайт-опера открыла нам знакомый сюжет в новом свете. И премьерной публике это прочтение пришлось по вкусу.

Театровед Елена Петрова

Отзыв скульптора Валерия Пчелина
Отзыв театрала Натальи Левченко

Справка:
Александр Пантыкин — 55-летний екатеринбургский композитор и драматург, лауреат «Золотой маски». Региональные издания пишут о нем также, как о «дедушке уральского рока». В 2011 году постановка его спектакля «Мертвые души» в исполнении музкомедии Екатеринбурга была десятикратно номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска» и получила четыре награды: лучшим был признан сам спектакль, а также его авторы: композитор Александр Пантыкин, режиссер Кирилл Стрежнев и дирижер Борис Нодельман.
В Краснодаре постановщиком спектакля выступил главный балетмейстер и режиссер Музтеатра Александр Мацко.
«Мертвые души» (по краснодарской версии — «Гоголь. Чичиков. Души») — это драмспектакль с детективным сюжетом, «съедобной» (по определению самого автора) музыкой и танцевальными вставками. Композитор предлагает называть реформированный им оперный жанр «лайт-оперой».

Читайте по теме:
Сюрпризы нового сезона в Краснодарском Музтеатре www.kublog.ru/blog/kublog/1824.html
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.